Программа проведения аудита
Планирование аудита
Принципы планирования аудита
Для того, чтобы в установленные сроки осуществить аудиторскую проверку, аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ. Процесс планирования аудита чрезвычайно трудоемок и может занимать до 30% времени, затраченного на проверку. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективна.
Требования по планированию аудита установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита».
Планирование аудита аудиторской организации включает в себя три основных этапа:
• предварительное планирование аудита;
• подготовку и составление общего плана аудита;
• подготовку и составление программы аудита.
При проведении аудиторской проверки организации (при первоначальном аудите) аудиторская фирма должна начинать предварительное планирование аудита до подготовки письма-обязательства и до заключения договора с клиентом.
В отличие от этапа предварительного планирования время, затрачиваемое на проведение самого планирования аудиторской проверки конкретной организации, предусматривается бюджетом работ и оплачивается клиентом.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии с такими частными принципами, как комплексность, непрерывность и оптимальность планирования.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Этап предварительного планирования
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на его хозяйственную деятельность.
Аудитору также следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта, видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции, структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке), технологическими особенностями производства продукции, уровнем рентабельности, основными покупателями и поставщиками экономического субъекта, порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, существованием дочерних и зависимых организаций, организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля, принципами формирования оплаты труда персонала.
К источникам получения информации об организации для аудитора относятся:
• учредительные документы экономического субъекта;
• документы о регистрации экономического субъекта;
• протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
• документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение в нее изменений;
• бухгалтерская отчетность;
• статистическая отчетность;
• документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
• внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
• внутрифирменные инструкции;
• материалы налоговых проверок;
• материалы судебных и арбитражных исков;
• документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
• сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
• информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:
• бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного);
• предполагаемые сроки работы группы;
• количественный состав группы;
• должностной уровень членов группы;
• преемственность персонала группы;
• квалификационный уровень членов группы.
После окончания предварительного планирования аудита аудиторская организация приступает к разработке общего плана и программы аудита.
Принципы подготовки общего плана и программы аудита
В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Следует также учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
Общий план аудита
Общий план аудита является руководством в осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения проверки, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
• реальные трудовые затраты;
• расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
• уровень существенности;
• проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. При решении провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
В общем плане аудита рекомендуется рассмотреть вопросы формирования аудиторской группы, численность, квалификацию и распределение аудиторов по конкретным участкам аудита, ознакомление их с деятельностью предприятия, контроль руководителя за выполнением ном работы ассистентов аудитора, разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур.
Общий план аудита имеет следующий вид:
Общий план аудиторской проверки объекта учёта
Проверяемая организация
|
| Период аудита
|
| Количество человеко–часов
|
| Руководитель аудиторской группы
|
| Планируемый аудиторский риск
|
| Планируемый уровень существенности
|
| Планируемые
виды работ
| Период
проведения
| Исполнитель
| Примечания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской группы_____________________________________
Руководитель аудиторской организации_________________________________
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
После составления общего плана аудитор приступает к подготовке и составлению программы аудита.
Программа аудита
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
Программа аудита , включающая процедуры по существу имеет следующий вид:
Программа проведения аудита
Проверяемая организация
| Период аудита
| Количество человеко–часов
| Руководитель аудиторской группы
| Планируемый аудиторский риск
| Планируемый уровень существенности
| Перечень
аудиторских процедур
| Период
проведения
| Исполнитель
| Рабочие
документы
аудитора
| Примечания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской группы_____________________________________
Руководитель аудиторской организации_________________________________
При подготовке программы аудита аудитору целесообразно подготовить план проверки счетов, остатки или обороты по которым за проверяемый период являются существенными, указав при этом, какие доказательства необходимы для подтверждения записей по счетам. Аудитор приводит в плане описание ошибок, выявленных на стадии предварительного планирования. Существует несколько приемов, которые могут использоваться при составлении плана проверки счетов:
• для установления влияния ошибок прошлых периодов аудитору следует составить список всех существенных ошибок, которые были выявлены во время предыдущей проверки им самим или его предшественником, контролирующими органами;
• ошибочность нетипичных остатков по счетам и нетипичных изменений в течение года подтверждается или опровергается путем получения разъяснений от менеджеров предприятия;
• в случае обнаружения неверной методики учета каких-либо операций при проверке надежности организации и методического обеспечения учета аудитору следует заключить, что существует ошибка, вызванная данной методикой, и если она существенна, риск проверки данного счета является высоким;
• значительная стоимость или повышенная ликвидность активов могут служить причиной их хищений. Поэтому аудитор должен изучить организацию контроля за сохранностью таких средств. При этом целесообразно подвергать опросу не только занятый на предприятии персонал, но и тех лиц, чьи действия контролируются;
• операции, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нередко содержат ошибки в оценке, связанные с неправильным определением курса на дату их отражения или отсутствием переоценки в конце периода;
• несистематические записи, которыми оформляют разовые, редко повторяющиеся операции, например, исправительные и регулирующие записи, в том числе связанные с начислением резервов и закрытием периода, отмечаются аудитором при ознакомлении с методикой учета и формой счетоводства, применяемыми на предприятии.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|