Элементы внешней техники словесного действия.
Технику речевого действия условно разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Человек, не владеющий техникой звучащего слова, испытывает психические и физические перегрузки, пытаясь достичь желаемого результата в процессе выступления. Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Нужно развивать природные голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до такой степени, чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним приказам.
В любом искусстве, в том числе и в ораторском, техника должна опережать творчество. На интуицию откликается только то, что натренированно. Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Поэтому она должна стать рефлексом, второй натурой, естественностью поведения.
Элементами внешней техники речи являются: голос, дикция, произносительная и языковая культура речи, языковая и интонационная выразительность, владение жестово-мимическими средствами выразительности .
Если оратор хорошо произносит (голос и речь благозвучны), то слушатели хорошо слышат его. Если он ярко модулирует, "рисует голосом мысли", то его легко понимают. Если же при этом он еще выразительно интонирует (используя все компоненты живой речи), то слушатели чувствуют речь оратора. Владение искусством произношения, модулирования и интонирования делает речь оратора вдохновенной. А вдохновенная речь воспринимается слушателями как откровение, тревожа сердца.
Таким образом, внешняя техника речевого действия делает звучащее слово СЛЫШИМЫМ, ПОНИМАЕМЫМ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМ.
оратор
| слушатели
| ПРОИЗНОСИТ
| СЛУШАЮТ
| МОДЕЛИРУЕТ
| ПОНИМАЮТ
| ИНТОНИРУЕТ
| ЧУВСТВУЮТ
| ВДОХНОВЕНИЕ
| ОТКРОВЕНИЕ
|
Овладение внешней и внутренней техникой речевого действия происходит одновременно. Нельзя формально отделать их друг от друга.
Основы воспитания голоса и речи
В работе над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки. Высота, сила, скорость, тембр, характер произнесения, логика, мелодика, действие - выступают в органическом единстве и тренируются в единстве. Навыки звучания - это сложный комплекс условных рефлексов. Поэтому совершенство их зависит от частоты занятий. Длительные перерывы ведут к угасанию условных рефлексов.
Речь – это озвученный выдох. Связанное со звуком дыхание называют фонационным (от гр. phone - звук). Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны.
Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) и группы мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным. Оно позволяет легче пополнять воздух движением одной диафрагмы в процессе речевой деятельности.
Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно распоряжаться выразительными средствами речи (диапазоном, тем- поритмом, силой...), делают звучащее слово наиболее действенным. Добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы, ибо физиологическая пауза не воспринимается как речевая пауза. И добор можно осуществлять даже перед одним (важным для логики действия) словом.
Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. В ротовое же отверстие выходит только незначительная часть звуковой энергии. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить «коэффициент полезного действия голосового аппарата», т. е. при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. А для этого необходимо развить, довести до совершенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования:
энергетической (дыхательные мышцы),
генераторной (гортань с голосовыми связками),
резонаторной (усиливающей звучание голоса).
[Воздух проходит через гортань, принуждая вибрировать голосовые связки. При этом возникают звуки, которые усиливаются природной акустической системой – резонаторами. Резонаторы бывают верхние и нижние (грудные). За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу и мощь. Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления].
Голосо-речевой тренинг - основной вид тренировки голоса.
Последовательность расположения упражнений голосоречевого тренинга:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Свобода звучания.
3. Опора звука.
4. Собранность и звонкость голоса.
5. Дикционная четкость.
6. Диапазон голоса.
7. Сила голоса.
8. Темпоритм речи.
9. Мелодика и логика речи.
10. Эмоциональный тембр.
Методически верно применяемые на практике приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова.
· Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык «переключения» дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.
· Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.
· Помогают: найти «центр» голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, «эховое» и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.
· Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования сипы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпо- ритмом речи и эмоциональным тембром.
· Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохраняющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног. спины, лица...): навык «сбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.
Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техника служит актеру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника - тяжелые путы, тяжелые оковы, то для актера талантливого - это крылья горного орла», - говорил Н. К. Черкасов.
Дыхание в голосо-речевом тренинге (упражнения).
Самостоятельно
Атака звука. Виды атаки.
Восприятие речи это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь мышцами голосо-речевого аппарата.
(Атака звука - это момент установки связок на начало звучания).
1. Твердая атака звука (травмирует связки). Когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, "металлическим", малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.
2. Придыхательная атака.
Начало выдыхания воздуха до того, как сомкнуться связки. Не использованный в фонации "дикий" воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.
3. Мягкая атака.
Когда смыкание связок совпадает с началом выдоха сближенные и свободно колеблющиеся рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.
Чтобы добиться свободного звучания голоса на мягкой атаке с ощущением резонанса (отзвука) в "маске", рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона.
Стон - это свободный, беспрепятственно льющийся звук.
Резонаторы - полости, увеличивающие полученный в результате колебания связок звук. К ним относятся: грудная клетка, нёбо, полость носа, зубы, лобные пазухи.
10. Приём "стона" и "лая" в голосо-речевом тренинге (упражнения).
Самостоятельно
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|