Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ





РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ

В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Без­угарные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависи­мое от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше редуцируются. Наибольшей редукции подвергается заударный лог в слове. Гласные И, Ы, У, Ю, Э — меняются количественно произносятся более кратко). Гласные А, О, Е, Я — меняются еще и качественно. Так, например, в русском литературном произношении нет безударного звучания гласного Я. Если он стоит не под ударением, то звучит как короткое И — пИтилетка, Изыкознание, взглИнул, прозИбание, пИтно, тИжелый... Так же звучит (как короткий звук между Е и И) предударный А после звуков Ч и Щ: часы-чИсы, щавель-щИвель...

«Яканье» же (заглЯнуть, объявление, поЯвлепие, проЯвить, разъЯснить, развЯзать, посвЯщение, разъЯренный, Язык...) вос­принимается как диалектизм (свойствен был владимиро-волж­ским говорам) или акцентная речь нерусского человека.

В предударных и заударных слогах Е звучит ближе к И: весна-вИс]ia, трепет-трепЬт.

Не по-русски звучат слова с четким произнесением гласного Е в конце прилагательных множественного числа: синиЕ, красныЕ, добрыЕ, быстрыЕ, промышленныЕ, хозяйствениыЕ, смелыЕ...



По законам орфоэпии гласный Е в этом случае звучит как короткое И: «ДобрыЬ, смелыЬ люди», «ПромышленпыЬ пред­приятия», «КрасныЬ, белыЬ, желтыЬ, черныЬ розы» (знаком Ь обозначается короткий звук И).

Однако редукция безударных слогов должна быть естествен­ной, не нарочитой. Так, например, ведущий петербургского те­левидения Иннокентий Иванов говорит чрезмерно растягивая предударный гласный и очень редуцирует безударные. О такой старомосковской речи пишут ученые: «Москвич говорил при­мерно так, как на качелях качался, предударный слог возносил выше подударного, протяжно тянул, как пел, с растяжкой, а остальные безударные гласные проглатывал: пыгляади, хыраашо, гываарит, пы-маасковски, нырааспеф». Ф. М. Достоевский иро­низировал над «мещанской» речыо: «характерная слащавая рас­тяжка гласных — са-а-ма па-а-шла/»'

Такая старомосковская речь особенно отрицательно воспри­нимается петербуржцами, речь которых отличается равномерно­стью, ровностью произношения, без растяжки предударного сло-



га, без подъемов и падений топа, без «прыгающей московской походки», как говорили петербургские недоброжелатели2.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЮЗА «И»

Союз И, предлог ИЗ при слитном произнесении слов (если предыдущее слово оканчивается согласным звуком) звучат как Ы, ЫЗ: «СЫронией», «изЫндии», «какЫоп», «какЫмы», «та- лаптЫтруд», «умЫсердце наполняют», «мечтамЫдумам нет возврата», «к намЫзгорода», «какЫвсе петроградцы»...

Как акцепт нерусского человека звучат сочетания: «такИнам», «какИвсе», «какИпросили», «какИговорит»...

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНОГО «Е»

Давно обрусевшие иноязычные слова звучат у нас с мягким Е: дЕкларация, дЕдукция, дЕградация, конгрЕсс, конфЕрЕнция, дЕкап, дЕкапат, дЕмобилизация... И если оратор произносит: дЭфЭкт, рЭйс, рЭльсы, шинЭль, музЭй, рЭктор, рЭвю, дЭфор- мация... он настораживает слушателей. Его речь воспринимается как манерная, чуждая русскому звучащему слову. «БЭсЭда журналиста должна звучать как пЭсня!» — утверждал один из выступающих на республиканском семинаре. Заметили ли вы, что дикторы и журналисты радио и телевидения уже давно го­ворят: тЕмпы, энЕргия, инЕртпый?

Твердое произношение Э идет от старой дворянской речи, от подражания Западу. И только в начале XX века отменяется произношение типа: дЭмон, гигиЭна, водЭвиль, музЭй, шинЭль...

Э — звучит в иностранных фамилиях типа: БрЭхт, ФлобЭр, МЭримЭ.

Гласный О в безударном положении произносится только в иностранных словах: 60а, дОсье, иОэт.

ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ



Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощалСА или прощалСЯ, совещаегеС или совещае- теСЬ. Спор этот возник естественным путем — народ не вос­принимает утрированное «актерское» произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон «упреждения» вызывает ре­дукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утри­рованно.

И действительно, когда произносим отдельное слово, то кончай нм звучат мягко СЯ, СЬ — как пишутся (смеюсь, строй­тесь, умывался, боролся).

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ

Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове шучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИЙ приближается к ЫЙ или АЙ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:

ЧайковскЫЙ — Пушкин в музыке. Он гений.

ЧайковекЫЙ — гордость наших поколений.

Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово «гордость» редуцирует конец предыдущего безударного слога КИЙ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ

В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы — мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагруз­ки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А — Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).

Къбы знала я, къбы ведала.

Къли пир, так пир горой.

Чъй уж чаю напился.

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ

Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка — нодруШка, развязка — развяСка, сказка — скаСка, соседка — сосеТка, беседка — бесеТка...

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача — Здача, сбор — Збор, просьба — проЗьба, косьба — коЗьба, сде­лать — Зделать... Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед согласными Р, Л, М, Н, В: с мороза, с вами, с Новым годом, с лимоном, с розой, слава, фраза, красный...

Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь — любоФь, кров — кроФ, лоб — лоП, круг — круК, воз — воС... Когда же человек произносит: товароВ, услуГ, зтюД, кормоВ, отряД и так далее, можно говорить о том, что в его речи украи­низм.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Отвлекает от содержания неверное, по очень сейчас распро­страненное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое зада­ние, бриГХада, ироГХресс, расиолаГХаю данными, в аванГХарде, ГХлубже, ГХидроаГХреГХат... Надо не допускать такого звуча­ния в русской речи.

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшу­мелся — раШШумелся, из шатра — иШШагра...

Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь — жЫзиь, ширь — шЫрь, цирк — цЫрк... (исключение — слово «жЮри»),

Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

Сочетания ДЦ, ТЦ звучат, как долгое ЦЦ: дваЦЦать, оЦЦа...

Сочетания ГК, ГЧ звучат, как ХК, ХЧ: леХКо, леХЧе, мяХЧе... ДС, ТС произносится, как Ц: свеЦкиЙ, гороЦкой...

Упрощает произнесение согласных такое правило, как: в сло­вах с сочетаниями СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ не про­износится одна из согласных: сонце, позно, серце...

Упрощается произнесение слов: здравствуйте — здраствуйте, чувство — чуство (но звук В все же просачивается в произнесе­нии).

Как долгий мягкий ШЬШЬ—Щ звучат сочетания СЧ, 34: счет — щет, счастье — щастье. Звуки Ч, Щ всегда звучат мягко: чай — чЯй, чашка — чЯшка...

Звук Г произносится как звук В в местоимениях и прилага­тельных: кого — кАВо, его — И Во, сегодня — сИВодня. В словах ага, господи звучит украинское фрикативное ГХ: ГХосподи. В слове Бог на конце произносится X: боХ.

Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что — Што, чтобы — Штобы, ничто — ниШто. В слове же НЕЧТО звучит Ч.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: ЧН и ШН.

ЧН звучит: в словах, имеющих звук Ч в корне слова (лиЧный, даЧный, проЧный), в производственной терминологии (станоЧ- ный, потоЧный, съемоЧный).

ШН остается пока в некоторых словах разговорного языка: скуШНо, нароШНо, ииШНица. Но чаще уже и здесь звучит: булоЧная, молоЧная, сердеЧная.

ШН произносится в женских и мужских отчествах:

НикитиЧНа — НикитиШНа, ФоминиЧНа — ФоминиШНа, ЛукиниЧНа — ЛукиниШНа.

В произношении некоторых имен в сочетании с отчествами выпускаются слоги: Василий Васильевич — Василь Васильич, Мария Ивановна — Марь Иванна, Наталия Федоровна — Наталья Федна.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Речь воспринимается как акцентная, когда человек не произ­носит четко двойных согласных: водная лекция, масовость спор­та, иеуклоный рост, ценый вклад, коный спорт, подержать пред­ложение, награждёный, населёный пункт, телефоная станция, одать распоряжение, маса иследовапий, у касы маса народа...

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание.

Некоторым кажется, что мягкое произнесение согласного Т в слове ТВЕРДО не соответствует заложенному в нем содержа­нию: «твердый металл», «твердо стоял на своем», «он был тверд и непреклонен». И вдруг надо произносить: тЬвердо. Это прави­ло кажется некоторым надуманным, неестественным для рус­ской речи.

Мы уже говорили о том, что все звуки влияют друг на друга. Пока мы произносим один звук, речевой аппарат уже подгото­вился к произнесению последующего звука. Происходит, как указывают ученые, так называемое упреждение. Очень легко в этом убедиться, попробовав произнести хотя бы простой слог БУ: еще до произнесения взрывного Б губы уже вытянулись вперед, собираясь произносить гласный У. Попробуем теперь проследить за мышечным напряжением языка при произнесении согласного С в двух различных словах, например, в слове СНАСТЬ и слове СНЕДЬ. Мы заметим, что, намереваясь произ­нести слово СНАСТЬ, язык более спокойно, свободно лежит (слегка приподнимаясь для произнесения Н), готовясь произ­нести гласный А. Собираясь же произнести слово СНЕДЬ, заме­чаем, что язык становится более напряженным, прижимаясь краями своими к верхним боковым зубам. Что его туда подвину­ло? Готовность произнести мягкий йотированный звук Е. Йоти­рованные звуки образуются из слитного произнесения Й+Э, Й+О, Й+А, Й+У. Оии-то и смягчают стоящие пред ними согласные.

Собираясь произносить слово ТВЁРДО, язык настроился на произнесение мягкого Ё. И потому между согласными Т и В слышится мягкий знак ТЬВЕрдо. Значит, правило смягчения согласных звуков лежит в физиологии рсчеобразования. Заме­чено только, что не все согласные в равной степени смягчаются перед различными мягкими согласными. Наиболее подвержены смягчению переднеязычные щелевые 3, С перед мягкими ТЬ, ДЬ (сЬтепь, зЬдесь, сЬтекло, гвозЬдик...). Но никогда не смяг­чаются перед К, Г, X, Р (куски, мозги, маски, брызги, посредст­венный...).

Факультативно смягчаются перед согласными Л, Н, В (есЬли, посЬле, басЬня, сЬвет..., но можно: разлить и разЬлить, сЬвёл и свёл).

Согласный Н обязательно смягчается перед переднеязычны­ми Ч, Щ, которые в русском языке всегда мягкие (конЬчик, понЬчик, банЬщик, женЬщина).

Согласные Т, Д смягчаются перед мягкими Н, Л, В (дЬверь, ветЬви). На стыке приставки и корня произношение чаще всего остается твердым (подбить, подписать, предвидеть).

Губные согласные П, Б, М, В, Ф в сочетании друг с другом могут произноситься и мягко и твердо (в рифЬме и в рифме, в ламЬпс и в лампе). С мягкими же заднеязычными К, Г, X обя­зательно произносятся твердо (лавки, рамки, замки, совки).

Переднеязычный согласный Р в сочетании с мягкими ТЬ, ДЬ произносится теперь твердо (партия, вертеть). Обязательно твердое его произношение с губными и заднеязычными соглас­ными (армия, марки, парки, арки).

Двойные согласные, когда они стоят внутри корня, обяза­тельно смягчаются (в ванЬне, в касЬсе, в масЬсе, в вилЬле), смягчаются они при встрече корня и суффикса (малинЬник, пленЬник), при встрече приставки и корпя (подЬдеть, отЬте- нить).

Таким образом, случаи ассимилятивного смягчения распре­деляют на три группы: обязательное смятение, факультативное, отсутствие смягчения.

Когда нарушается закон смятения согласных звуков, речь теряет эстетику звучания. Попробуйте произнести сначала мягко согласные в тексте, который мы нам предлагаем, а затем твердо. Вы убедитесь в том, что в нервом варианте (при смягченном произношении) речь более благозвучна:

ЕсЬли бы да есЬли

да вмесЬте сели,

ЕсЬли бы да есЬли

да песЬню сЬпели.

ЕсЬли бы да есЬли

да в пляс под песЬню...

Не было бы песЬни той

чудесЬней!

В этой «плясовой» двенадцать раз повторяются смягченные согласные в словах: есЬли, вмесЬте, сЬпели, чудесЬней, песЬни.

С нашей точки зрения, существует прямая зависимость вер­ного (смягченного) произношения согласных перед мягкими согласными от степени разработанности речевого аппарата. Если он (аппарат) чрезвычайно подвижен, то успевает занять позицию мягкого гласного, перенеся эту мягкость звучания па предшест­вующие согласные. Ведь не случайно, что при быстрой, бытовой речи (в отличие от полного стиля) согласные в речевом потоке смягчаются чаще.

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчится внимание», «ПрИнялся за дело» и так далее.

Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое — слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться». Существует определенная слож­ность словесного ударения в русской речи. Если в английском, чешском, венгерском языках ударение всегда на первом слоге, во французском — на последнем, в польском — па предпоследнем, то в русском языке оно разноместно и является фонетическим различием слов: пАрить — парИть, ирОпасть — пропАсть, мУка — мукА, хлОпок — хлопОк...

Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает целый цикл коротких стихов, показывающих, как ударение в слове меняет его смысл.

Вот несколько из них:

УДАРЕНИЕ

Мне слово «чудно»

Изменить нетрудно;

Поставил ударение на «О» —

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Косит косец, а зайчишка косит,

Трусит трусишка, а ослик трусит.

МУКА И МУКА

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука —

Поварам наука.

КУМУШКИ

Серая ворона Черного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки —

Сорок сорок.

В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ

На двери замка Нет замка'.

Живет щегол здесь — первый щеголь.

И утром белка Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

БАСНЯ

Косой купил ружье. И через час-другой Был серый волк объят тревогой.

Сказал ему Косой:

— Послушай, дорогой,

Ты стерегись ходить моей дорогой.

И в словах, несущих единое содержание, наблюдается истори­ческое перемещение ударения. Зафиксированы три тенденции перемещения: регрессивная, прогрессивная и центростремитель­ная. Регрессивное направление ударений чаше наблюдается у двухсложных слов: токАрь — тОкарь, паспОрт — пАспорт, курИт — кУрит, грузИт — грУзит...

Но и большем количестве слов происходит прогрессивная акцентуация. Ударение перемещается с начального (или второго т начала) к концу слова: Удить — удИть, вЕрны — вернЫ, блИзки — близкИ, учИтели — учителЯ, профЕссоры — профес- :орА, трАкторы — трактор А...

У многочисленных слов наблюдается тенденция к переходу дарений в центр слова. Это позволяет сохранять ритмическую порядоченность звучащей речи, которая не терпит скопления 'юлее трех безударных слогов: рецензировАть — рецензИровать, абонировАть — абонировать, баллотировАть — баллотировать...

В современном русском языке преобладает центральное уда­рение с тенденцией к смещению во вторую половину слова. Мень­ше всего слов с начальным ударением. Вот почему режет слух начальное ударение в словах: нАчать, Агент, цЕмент, квАртал...

Оратору надо иметь под рукой словарь, чтобы сверять с ним правильность ударений в современной речи.

Трудность русского словесного ударения состоит еще и в его подвижности. В одном и том же слове оно перемещается с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, родам, числам, временам...

БОйкий — бойкА — бОек — бОйко — бОйки; тОнкий — тонкА — тОнок — тОнко — гОнки; брАл — бралА — брАло — брАли; дАл — далА — дАло — дАли; нАчал — началА — нАча- ло — нАчали; Отдал — отдалА — Отдало — Отдали; рОздал — роздалА — рОздало — рОздали...

Однако такому изменению подчиняются не все слова нашей речи. Например, существительные: досУг — досУгу — досУ- гом — о досУге; квартАл — квартАлу — квартАлам — о квартАле; Очерк — Очерка — Очерку — Очеркам — об Очерке...

Не все глаголы имеют перемещенное ударение в женском роде; бИл — бИла — бИли; знАл — знАла — знАло — знАли...

Необходимо запоминать верное ударение слов в русской речи, пользуясь специальными справочниками, пособиями, выраба­тывать в себе «чувство слова», чувство ритмической организации русской речи. Именно ритмической упорядоченностью звучащего слова, не терпящего скопления более трех безударных слогов, мы можем объяснить, почему надо говорить «Московские ворОта», но «морские воротА»; «кубанские казАки», но «донские казакИ»; «дЕвица-красавица», но «шла девИца за водой»; «ветер пО морю гуляет», но «как по мОрю, мОрю синему» и т. д. В зависимости от контекста всей фразы мы можем сказать: пО мосту — по мостУ — по мОсту; пО столу — по столУ; пО небу — по нЕбу; далекО — далЕко; высокО — высОко...

Упражнение - «Под покров».Цель его — убрать полногласие в речи (когда все слоги произносятся в той же скорости, объеме, а иногда и качестве: мАгАзИн, бАрАбАн), избавиться от манеры особенно растягивать предудар­ную гласную (пАдем пАсмотрим кинокАртину), надо пытаться произносить слово так, чтобы все неударные слоги как бы собирались «под покров» ударяемого, бежали под него, «как цыплята под наседку» (С. Волконский).

Включите в работу кисть руки и, произнося слова, сжимайте пальцы в кулак, как бы собирая все звуки, не давая ни одному из них «выскочить»: РепертуАр. АбитуриЕт. ГармонИческий. ВЫспался. НагулЯлся. РазворАчи- вайтесь!.. ВодоворОт. ОгородИть. КОлокол...

Упражнение «Слова—стрелы».

Представьте, что в руках у вас лук. Натягивайте тетиву и пускайте слова—стрелы. Наконечник стрелы — ударный слог. За ним летят, собранные воедино, все звуки слова. Ударный собирает и несет их за собой, где бы они ни стояли: в начале, середине или конце слова:

 

Слово, собранное, звонкое, с четкими согласными, с острым наконеч­ником — ударным слогом летит вперед. Все спаяно с центром слова — сосредоточием его жизни.

На все недостатки в произносительных нормах надо самому придумы­вать упражнения и, весело играя, совершенствовать культуру звучащего слова.

Отыскивайте в художественной литературе тексты, в которых авторы борются за чистоту русской речи.

 

28. Основные орфоэпические правила. (См. №27)

29. Виды публицистики. (См. конспект)

30. Особенности общения в публицистическом материале. (См. конспект)

31. Размеры силлабо-тонической системы стихосложения. (См. конспект)

32. Виды стихотворений: белый, вольный, свободный, александрийский, гекзаметр. (См. конспект)

33. Виды рифм. (См. конспект)

34. Этапы работы над стихотворным материалом. (См. конспект)

35. Идейно-действенный анализ текста. (См. "Навигатор")

36. Создание исполнительского замысла. (См. "Навигатор")

37. Образ рассказчика в работе над сюжетной прозой. (См. конспект)

38. Принципы выбора литературного материала для исполнения. (См. конспект)

39. Этапы работы над литературным произведением

1. Выбор литературного материала: идейно-художественные качества произведения; актуальность темы; соответствие материала индивидуальным данным чтеца; уровень способностей и степень подготовленности исполнителя; эмоциональная заразительность чтеца выбранным для работы материалом.

2. Подготовительный этап работы: познание авторского замысла и работа над воплощением авторского и исполнительского замыслов.

Познание литературного произведения - сложный психический процесс. К.С. Станиславский о роли первого непосредственно-эмоционального восприятия произведения. Понятие "разведка умом". Значение логического анализа литературного материала. Идея произведения как движущаяся мысль, воплощенная в живых образах. Определение идеи произведения как результат познания всех компонентов художественного повествования.

Выявление сюжета (совокупности событий, изображенных в произведении) как наиболее продуктивный способ определения главной мысли - идеи произведения. Анализ с.дета в единстве с изучением взаимоотношения действующих лиц, развития их характеров в поступках, мыслях, чувствах.

Роль правильного понимания конфликта (главного события, в котором сталкиваются противоположные интересы, взгляды, устремления) в определении главной мысли, выявлении важного и второстепенного в произведении, в понимании назначения авторских отступлений, функций всех действующих лиц повествования. Зерно характера (наиболее значительная черта центрального героя или группы героев) в выявлении идеи произведения.

Анализ сюжета, конфликта, характеров действующих лиц в определении темы ("о чем" рассказ) и исполнительской задачи ("для чего" сегодня в этой аудитории будет рассказываться это произведение).

Изучение структуры произведения: экспозиции, завязки действия, развития действия, кульминации, развязки, финала.

Разбивка текста на отдельные куски-эпизоды с определением точных действенных задач. Подчинение задачи каждого куска главной мысли произведения и исполнительской задаче.

Основные правила, обеспечивающие продуктивность подготовительного этапа работы над текстом: последовательность и постепенность осуществления творческих задач; заучивание текста как процесс запоминания киноленты ви́дений и идейно-действенных задач; соблюдение единства формы и содержания (внутреннего и внешнего, психического и физического ).

Воплощение авторского замысла как наполнение "данного в произведении" личными чувствами, представлениями, отношениями, стремлениями с целью превращения литературного произведения в новый вид искусства - искусство звучащего слова.

Пересказ своими словами, "скелетирование" текста как приёмы овладения логической перспективой развития действия.

Работа по созданию киноленты ви́дения. Выработка верного отношения к всему передаваемому в рассказе. Заполнение внутренней речью логических и психологических пауз. Выявление подтекста.

Основное требование к передаче диалогической прямой речи героев повествования. Учет жанра и стилевых особенностей языка автора при отборе выразительных средств речи.

Работа над внешними (голосовым, телесным) аппаратами воплощения. Овладение тремя перспективами в искусстве художественного слова: логической, перспективой развития сложного человеческого чувства, художественной перспективой. Достижение "позовой активности". Отбор выразительности жестов, движение, мизансцен.

3. Исполнение (литературного произведения).

Подготовка к выходу (накопление желания поделиться со слушателями своими мыслями и чувствами; восстановление в памяти исполнительской задачи и логики развития действия).

Выход на сцену (нахождение физически удобной позы, мизансцены для вхождения в творческое самочувствие; "пристройка" - отыскание первоначального объекта общения; овладение вниманием слушателей, установление контакта с аудиторией).

Словесное действие (внимание к внутренним и внешним объектам общения; оперирование сложившимися видениями с целью заставить слушателей увидеть картины, передаваемые исполнителем; сиюминутность рождения слова, мысли, образа, отношения, чувства с целью "втянуть" слушателя в атмосферу описываемых событий, в процесс мышления чтеца-рассказчика; подчинение всех выразительных средств раскрытию идеи произведения, достижению поставленной сверхзадачи).

4. Анализ итогов выступления.

Гражданская ответственность выступающего перед аудиторией. Акт выступления как общественный поступок, ценность которого определяется выбором литературного материала и мастерством его подачи.

Работа чтеца после выступления. Самоанализ того, как прошло выступление (с момента выхода на сценическую площадку и до ухода с нее) в ответах на вопросы: сумел ли собраться перед выходом? Как чувствовал себя физически, когда вышел на сцену? Не заторопил ли начало? Сумел ли установить контакт с аудиторией? Не было ли мышечной зажатости? Как звучал голос? Передавал ли внутреннюю жизнь? Держал ли нужные паузы, учитывая реакцию слушателей? В каком месте прервалась кинолента видений и пошел "голый текст"? Взволновал ли слушателей? Сумел ли передать главное? Что выбивало из творческого самочувствия? Выполнил ли сверхзадачу выступления?

Оценка выступления участниками коллектива. Подведение итогов самоанализа и коллективного анализа выступления руководителем самодеятельного коллектива.

 

40. Три вида перспективы в словесном действии. (См. кн. Станиславского + конспект)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.