Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные подходы и принципы оценки.





В группу принципы оценки бизнеса, основанные на представлениях собственника, входят:

 

Принцип полезности - является более важным для целей управления стоимостью имущества предприятия. Любой объект (имущество) может обладать стоимостью, если он способен удовлетворять потребность реального или потенциального собственника в течение определенного периода. Согласно данному принципу полезность одного и того же объекта для всех участников рынка неодинакова. Данный принцип открывает возможность вести речь о стоимости и вообще, об оценки как таковой. Очевидно, если оцениваемый объект бесполезен и по этой причине ни кому не нужен, то, скорее всего, он не будет обладать положительной стоимостью;

 

Принцип замещения - максимальная стоимость имущества предприятия на открытом конкурентном рынке не может быть больше наименьшей цены, за которую может быть приобретен или создан другой объект, обладающий такой же полезностью. Принцип действует для всех объектов, кроме, пожалуй, уникальных - вследствие отсутствия аналогов и фактической невозможности воспроизведения. Из данного принципа, закладывающего основу сравнительного подхода оценки имущества предприятия, следует, что стоимость объекта имеет некую привязку к стоимости других сходных объектов собственности и тяготеет к среднерыночному уровню;



 

Принцип ожидания (принцип полезности) - рыночная стоимость объекта отражает наши представления о его ожидаемой полезности, о будущих выгодах. Объект будет стоить ровно столько, сколько принесет доходов. Данный принцип является основой применения доходного подхода.

 

 

Вторая группа включает принципы оценки бизнеса, связанные с особенностями объекта оценки и его эксплуатацией:

 

Принцип вклада - рыночная стоимость объекта увеличивается при добавлении нового фактора, формирующего доход объекта. Сумма, на которую увеличивается рыночная стоимость, может не соответствовать стоимости добавленного фактора.

 

Принцип добавочной продуктивности - добавочная продуктивность определяется чистым доходом, относящимся к земле, после компенсации затрат на труд, капитал и управление. На практике дополнительный доход владелец может получать за счет того, что его собственность расположена в более выгодном месте;



 

Принцип предельной производительности - изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Обычно по мере добавления ресурса стоимость объекта сначала возрастает, потом прирост стоимости по отношению к затратам на дополнительный ресурс уменьшается, далее прирост стоимости прекращается, и, наконец, затраты на ресурс начинают превышать рост стоимости объекта;

 

Принцип сбалансированности - любому типу собственности соответствует оптимальное сочетание факторов производства.

 

Принципы оценки бизнеса, обусловливаемые воздействием рыночной среды, составляют третью группу:

 

Принцип зависимости - стоимость оцениваемой собственности зависит от характера и стоимости окружающего имущества. В районах элитной застройки стоимость квартир в типовых домах выше, чем в обычном районе;

 

Принцип соответствия - максимальная стоимость достигается, когда особенности и характер использования собственности соответствуют потребностям и ожиданиям местного рынка;

 

Принцип спроса и предложения - знаменитый принцип классической экономики. Цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Растет спрос - растет стоимость. Растет предложение - стоимость падает;

 

Принцип конкуренции. Когда на рынке начинают расти прибыли, рынок становится привлекательным, вследствие чего обостряется конкуренция и прибыли снова снижают. Конкуренция устанавливает справедливую рыночную стоимость;



 

Принцип изменения - стоимость изменяется во времени;

 

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования можно выделить отдельно. В соответствии с ним оценка рыночной стоимости имущества предприятия, когда это, возможно, осуществляется на основе анализа, позволяющего определить наилучшее и наиболее эффективное использование. При этом учитываются юридические ограничения, решения местных органов власти и, конечно, экономическая целесообразность такого использования. Например, имея свой бизнес, вы производите специфическую продукцию с ограниченным спросом. Если анализ наилучшего и наиболее эффективного использования выявит, что незначительная модификация оборудования позволит расширить ассортимент, найти новые рынки сбыта и увеличить доходы, рыночная стоимость имущества предприятия будет оценена выше, чем при существующем использовании ресурсов даже в случае, если вы не собираетесь что-либо менять в структуре производства. Этот принцип лежит в основе метода управления стоимостью, направленного на ее максимизацию и базирующегося на анализе различных факторов, влияющих на нее.

 

 

Существует три подхода в оценке стоимости предприятия:

-сравнительный

- доходный

-затратный

 

5.Доходный подход к оценке собственности.Преимущества и недостатки подхода.

Доходный подход применяется для оценки стоимости бизнеса, как его коммерческого потенциала на основе представления о будущей доходности и привлекательности.

Основной принцип подхода:

Принцип ожидания- рациональный покупатель не заплатит за объект больше, чем текущая стоимость будущих доходов.

 

Доходный подход с одной стороны отражает, качество и количество дохода от бизнеса в течение всего срока функционирования, с другой стороны, уровень рисков, характерных для самого объекта, а также макросреды, в которой функционирует объект.

 

Преимущества д.п.

-абстрагируется от прошлых результатов деятельности бизнеса

- более оперативно, чем другие подходы учитывает перспективы развития компании и риски, связанные с ее деятельностью.

- учитывает представление инвестора о бизнесе, как источнике дохода, т.е. доходность бизнеса является ценообразующим фактором.

 

Недостатки д.п.

- не корректен для оценки убыточных компаний, а также компаний, находящихся в состоянии кризиса или банкротства.

- проблематичность прогнозирования денежных потоков, т.е. не всегда высокое качество прогнозных данных.

- сложность и субъективность формирования ставок дисконта и капитализации.

 

Д.п. предусматривает использование 2 методов:

Ø Метод прямой капитализации доходов- применяется в условиях стабильности внешней среды, а также когда прогнозируется постоянное и плавно изменяющееся с незначительными темпами денежные потоки. Для оценки бизнеса метод является второстепенным, требующим подтверждения.

 

Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.

Методы применяются в тех случаях, когда имеется достаточное количество данных для оценки дохода. Доход является стабильным или, по крайней мере, ожидается, что текущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста – умеренны. Это касается, например, бизнеса основанного на арендной плате, постоянной клиентской базе и тому подобное, на многие годы вперед. В силу того, что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям коэффициента капитализации, для использования метода прямой капитализации необходимо тщательное обоснование коэффициента капитализации.

Капитализация – это превращение денежного потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализации или мультипликатор. Сущность данного метода выражается формулой (1)

 

, или

 

Vm = Доход / K или V = Д x M, (2)

 

где: Vm – оцениваемая стоимость;

Д – доход;

К – коэффициент капитализации;

М – мультипликатор.

Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании. Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:

1. Определить продолжительность анализируемого периода.

2. Определить капитализируемую базу.

3. Определить коэффициент капитализации.

4. Рассчитать рыночную стоимость.

Существует множество методов капитализации дохода предприятия, различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить: капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат); капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат); капитализацию фактических дивидендов; капитализацию потенциальных дивидендов; использование мультипликаторов: цена / прибыль, цена / выручка и др.

При расчете чистого дохода важно правильно выбрать период времени, за который производятся расчеты. В качестве анализируемого периода можно выбрать три периода в прошлом, либо два периода в прошлом, один в настоящем и два прогнозных периода. Особое внимание следует обращать на сопоставимость используемых показателей. Капитализируемой базой, как правило, является скорректированная прибыль компании, тем не менее в практике иногда не используется выручка, либо финансовый результат до налогообложения. Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.

Следующий важный вопрос, который возникает при расчете чистого дохода – выбор способа его расчета. Простейшим способом является расчет по формуле средней арифметической чистого дохода. Более точно рыночную стоимость обычно удается рассчитать в случае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или тренду. Если в динамике показателя чистого дохода за выбранный ретроспективный период не прослеживается какой-либо четкой тенденции, то базовый показатель чистого дохода компании может быть получен как среднеарифметическая за этот период. Если же аналитик считает, что для прогноза будущих чистых доходов наиболее важными являются чистые доходы за последние периоды, то он использует весовые коэффициенты.

Если предполагается, что тенденция динамики чистого дохода сохранится и на перспективу, то его величина определяется на основе тренда. Для этого используется уравнение трендовой прямой, формула 3.

 

у = а + b * х, (3)

 

где: у – чистый доход в i – ом году;

х – вес i – го года;

а и b – коэффициент, который рассчитывается:

n – число периодов наблюдения.

В некоторых случаях для оценки компаний используется объем валовой выручки. Он чаще всего применяется для определения рыночной стоимости бизнеса в сфере услуг. Иногда для оценки АО используется капитализация дивидендов. Этот метод предпочтителен для акционеров, не обладающих контрольным пакетом акций. Для акционеров, обладающих контрольным пакетом, предпочтительнее использование для определения рыночной стоимости п/п капитализации чистого дохода. В качестве коэффициента капитализации может быть использована:

1. Норма прибыли, скорректированная на уровень риска.

2. Ставка капитализации по сопоставимым компаниям.

Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными). В отличие от оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.

Основные этапы применения метода капитализации:

Шаг 1. Получить (или подготовить) финансовый отчет за репрезентативный период времени (обычно, по меньшей мере за пять лет).

Шаг 2. Скорректировать финансовые отчетные данные, полученные на шаге 1, в соответствии с требованиями GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учета) или для нормализации отчетности. Если потребуются нормализационные корректировки для устранения воздействия на эти данные недействующих или излишних активов, следует рассмотреть стоимость этих активов в шаге 9. Определите, не следует ли скорректировать нормализованный показатель дохода с учетом дефицита активов. В качестве альтернативы, идентифицированные недостающие активы могут быть рассмотрены отдельно в шаге 9.

При проведении корректировки финансовых отчетов оценщику следует особое внимание уделять следующим статьям финансовых отчетов: «Дебиторская задолженность»; «Товарно-материальные запасы»; «Начисленная амортизация»; «Остаточная стоимость основных средств»; «Кредиторская задолженность».

Дебиторская задолженность корректируется на потенциально безнадежные долги. Корректировка проводится путем сравнения ретроспективного процента потерь по безнадежным долгам в стоимости продаж в кредит с долей сегодняшних продаж в кредит, начисляемой как убытки по безнадежным долгам. В результате можно сделать вывод о недостаточности или чрезмерности сегодняшних начислений.

При корректировке стоимости товарно-материальных запасов оценщику следует придерживаться принципа оценки по наименьшей стоимости из первоначальной (т.е. стоимости приобретения) или рыночной. Согласно этому принципу, если рыночная стоимость запасов оказывается ниже себестоимости, их учетная стоимость должна быть соответствующим образом снижена.

При анализе износа и амортизации оценщик должен определить, применяется ли обычный (равномерный) метод начисления износа или ускоренная амортизация.

При анализе финансовой отчетности оценщику следует исходить из предпосылки о добросовестном отношении оцениваемого предприятия к своим обязательствам. В связи с этим кредиторская задолженность обычно не корректируется.

Шаг 3. Пересчитать (или рассчитать) местный и федеральный налоги на нормализованный доход (до вычета налогов), определенный на шаге 2. Результатом будет скорректированный чистый доход.

Если капитализируемым потоком дохода является чистая прибыль, то суммы, предназначенные для уплаты налогов, должны отражать как текущие, так и отложенные налоги. Если же капитализируемым потоком выгод является чистый денежный поток («кэш флоу»), то учитывать отложенные налоги не следует. Отложенные затраты на налог представляют неденежную статью, которая не влияет на чистый денежный поток. Чтобы решить, надо ли учитывать отложенные налоговые расходы при капитализации денежного потока, консультант должен проанализировать временные интервалы, которые приводят к возникновению отложенных налогов у данной компании. Отложенные налоги должны учитываться, если не ожидается, что задолженность компании по отложенным налогам будет продолжать расти в будущем. Последнее может случиться при двух условиях:

а. Ожидается, что компания будет расти в обозримой перспективе.

б. Компания может продолжать извлекать выгоды из благоприятного налогового режима, который увеличивает отложенные налоги.

Если оба названных условия отсутствуют, расчетная сумма налогов должна отражать как текущие, так и отложенные налоги, даже если капитализируемым потоком выгод является чистый денежный поток.

Если оценка производится в связи с ведущимся процессом купли-продажи компании и оценщик знает вероятного покупателя, его могут попросить сделать расчет налогов, основанный на ставках, применяемых именно к этому покупателю. Если оценщик действует как советник клиента и не обязан предоставлять независимую оценку, клиент может пожелать определения дохода после уплаты налогов для покупателя, применяя разные предположения о возможной налоговой ставке.

Шаг 4. Если капитализируемым потоком доходов является денежный поток, то следует сделать дополнительные корректировки чистого дохода, полученного на шаге 3, чтобы прийти к валовому или чистому денежному потоку.

Шаг 5. Определить коэффициент капитализации для того потока доходов, который предстоит капитализировать. Во многих случаях этим потоком является чистая прибыль (шаг 3), однако в определенных обстоятельствах измерителем может быть валовый денежный поток или чистый денежный поток (шаг 4). Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.

Шаг 6. Определить период деятельности компании, который послужит базой для капитализации. В большинстве случаев этим периодом бывает последний финансовый год или последние 12 месяцев; однако, в определенных обстоятельствах, более приемлемой базой расчета может оказаться прогноз на ближайший год или средний показатель за несколько прошлых лет.

Шаг 7. Определить операционную стоимость компании, разделив чистые доходы из шага 3 (или валовый или чистый денежный поток из шага 4) на коэффициент капитализации, полученный на шаге 5.

Для реализации этого подхода применяется следующая формула :

 

 

Поток дохода, который представлен как скорректированные объемы доходов или денежных потоков, определенные на шагах 1–4, должен быть поделен на ставку капитализации, определенную на шаге 5. Используя эти характеристики, получают предположительную (оцененную) стоимость компании.

Если скорректированный поток дохода, который предполагается капитализировать, отрицателен или близок к нулю (хотя и положителен), он не может быть капитализирован в оценку стоимости компании. Консультант должен либо использовать другой поток дохода (и соответственно, другую ставку капитализации), либо иной подход к оценке стоимости бизнеса (такой как подход, основанный на дисконтировании будущих доходов, если ожидается восстановление эффективной деятельности компании, или подход, приводящий к ликвидационной оценке, если такого восстановления не ожидается).

Шаг 8. Провести проверку на «здравый смысл», чтобы осмысленно оценить полученную оценку стоимости. На этом шаге от оценщика требуется установить, какова осмысленность оценки стоимости бизнеса, полученной на базе ряда измерений, например, с помощью перепроверки для выявления логических и формальных ошибок, или путем проведения тестов на обоснованность суждений. На этой стадии такой проверке подвергается операционная (предварительная) стоимость компании. Многие оценщики полагают, что такая проверка должна проводиться в отношении полной стоимости компании, после выполнения шага 10. Оценщик, в общем, свободен проводить проверку на «здравый смысл» на любой стадии оценочного процесса.

Шаг 9. Если на шаге 2 были проведены корректировки финансовой отчетности для учета влияния на оценку компании недействующих (компания может иметь важные активы, не необходимые для ее нормальной деятельности, например, оптовик по автомобильным запчастям может также инвестировать часть средств в муниципальные облигации или другие недействующие активы) или излишних активов (компания может сделать инвестиции в активы, которые фактически в меньшем количестве необходимы для нормальной деятельности, например, компания может держать наличность или земельные участки в расчете на расширение своей деятельности в будущем), определить подходящую стоимость этих активов на дату оценки и добавить ее к стоимости, определенной на шаге 7. Если на шаге 2 был установлен недостаток активов (компания может испытывать недостаток активов, которые соответствуют потребностям ее деятельности, например, определенную нехватку запасов материальных ценностей, или чрезмерную операционную задолженность (например, счета к оплате), приводящую к излишней «вялости» самого бизнеса), определить, может ли быть показатель стоимости компании уменьшен на стоимость таких недостающих активов. Если недостаток активов был учтен при нормализационной корректировке отчетности о доходах, операция по еще одному сокращению стоимости компании не требуется.

Шаг 10. Определить, требуется ли скорректировать полученную на шаге 9 стоимость для учета скидки за ликвидность, премии за контроль или скидки на неконтрольный характер пакета акций.

Коэффициент капитализации для компании часто вычисляется на базе ее ставки дисконтирования. Это особенно верно тогда, когда подтверждаются следующие предположения: бизнес имеет неограниченный срок действия; ежегодный темп прироста или спада для бизнеса колеблется вокруг единственного прогнозируемого тренда, обозначаемого «g».

Ставка дисконтирования, применимая к компании, которая удовлетворяет приведенным выше двум предположениям, как правило, превышает коэффициент капитализации на ожидаемый долгосрочный средний комбинированный темп прироста (g). Следовательно, если указанные предположения удовлетворяются, соотношение между коэффициентом капитализации и ставкой дисконтирования выглядит так:

 

Ставка дисконтирования − g = Коэффициент капитализации .Однако следует подчеркнуть, что вычисленный таким способом коэффициент капитализации может быть применен только к потоку выгод, прогнозируемому на последующие годы. Чтобы применить коэффициент капитализации к прошлому потоку выгод, его придется разделить на единицу плюс g:

 

(Ставка дисконтирования − g) ÷ (1 + g) = Коэффициент капитализации (за текущий год).

Ø Метод дисконтирования денежных потоков, применяющихся в условиях нестабильности внешней среды или когда прогнозируются нестабильные, нерегулярные денежные потоки, являющиеся основой для оценки бизнеса.

 

Алгоритм метода дисконтирования денежных потоков:

  • выбор модели денежного потока зависит от цели оценки и интересов конечных пользователей.

- модель денежного потока на собственный капитал. Денежный поток на собственный капитал, применяющийся при оценке в интересах собственника для цели купли – продажи или управления.

- денежный поток на весь или общий инвестируемый капитал, применяющийся для оценки в интересах трех лиц( например, при кредитовании, при предоставлении имущества в качестве залога, инвестировании, страховании)

  • выбор длительности прогнозного периода осуществляется следующих факторов:

- стабильность внешней среды;

- стабильность развития компании;

- длительность производственного цикла и особенности деятельности;

- этап жизненного цикла развития компании.

 

Наиболее типичным периодом прогнозирования является период от 3 до 5 лет, при необходимости с разбивкой на кварталы или месяцы.

  • Анализ и прогноз выручки( что производить, в каком объеме, по какой цене)
  • Анализ и прогноз затрат
  • Прогноз чистой прибыли
  • Анализ и прогноз изменения потребности в собственных оборотных средствах.
  • Анализ и прогноз изменения капитальных вложений
  • Прогноз в потребности в финансировании
  • Расчет денежного потока за каждый год прогнозного периода.
  • Расчет ставки дисконта

 

Методы расчета ставок дисконта на собственный капитал:

Ø ставка дисконта на собственный капитал:

- модель прогнозирования роста дивидендов используется для оценки ОАО, которое стабильно уплачивает дивиденды собственникам

Ø модель прибыли на акцию, применяющуюся для оценки ОАО предполагает, что показатель чистой прибыли на акцию отражает реальный доход, получаемый собственниками или акционерами, независимо от того выплачивается он в виде дивидендов реинвестируется в компанию

Ø модель оценки капитальных активов, использующихся для оценки ОАО, основано на анализе информации фондового рынка, в частности изменения доходности свободно обращающихся акций.

Ø Модель кумулятивного построения ( суммарная модель), применяющихся для всех типов предприятий. Наиболее распространенная и универсальная . Предполагает экспертную оценку индивидуального набора факторов риска оцениваемой компании.

 

 

Методы расчета ставок дисконта на общий капитал:

Модель средневзвешенной стоимости капитала, применяющихся в условиях привлечения капитала предприятия из раз различных источников в определенной пропорции..

Все методы расчета ставок дисконта ориентируются на расчет номинальной ставки дисконта .

  • Расчет стоимости предприятия в постпрогнозный период или реверсия, т.е. наиболее вероятной цены перепродажи объекта в будущем в конце прогнозного периода.
  • Дисконтирование денежных потоков и реверсий
  • Формирование стоимости действующего предприятия
  • Внесение итоговых поправок и расчет рыночной стоимости/

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.