Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы разработки национального стандарта





Разработку национальных стандартов РФ осуществляют для достижения целей стандартизации, определенных Федеральным законом "О техническом регулировании" в соответствии с принципами стандартизации, установленными данным Законом.

Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган РФ по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган РФ по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

Для обеспечения доступности данной программы ее размещают в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет.

Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

– организация разработки стандарта;

– разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

– разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);



– подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам РФ, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.



Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5-2012 в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.

Организация разработки национального стандарта

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения в секретариат технического комитета по стандартизации (далее – ТК) или его подкомитета (далее – ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии – в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган РФ по стандартизации.

В заявке (предложении) приводят обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта, информацию о его связи с техническим регламентом и/или международным стандартом или иным документом, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.

Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган РФ по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.



Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.

Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.

Если после принятия национальным органом РФ по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат технического комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии – в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, выполняющую функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.

Секретариат технического комитета (или научно-исследовательская организация по стандартизации, выполняющая функции по планированию работ по национальной стандартизации), рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.


7. Изучение и исследование принципов и методов разработки национального стандартаГОСТ Р 8.589-2001 "Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения"

 

Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ им.Д.И. Менделеева) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) Госстандарта России и Научно-исследовательским институтом «Атмосфера» (НИИ Атмосфера) Госкомэкологии России

Внесён техническим комитетом по стандартизации ТК 206 «Эталоны и поверочные схемы» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 «Основные нормы и правила в области обеспечения единства измерений»

Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2001 г. № 514-ст

В настоящем стандарте реализованы нормы законов Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», «Об охране окружающей природной среды», «О гидрометеорологической службе», «Об охране атмосферного воздуха»

Дата введения - 1 июня 2002 г.

 

 

Этот национальный стандарт устанавливает основные положения метрологического обеспечения контроля загрязнения окружающей природной среды (атмосферы, гидросферы, почвы)

Требования настоящего стандарта распространяются также на выбросы в атмосферу и сбросы сточных вод. Требования стандарта распространяются на деятельность юридических лиц, осуществляющих мониторинг и контроль загрязнения окружающей природной среды, разрабатывающих нормативные и методические документы по этой проблеме, в том числе методики выполнения измерений (анализов) показателей состояния объектов окружающей природной среды

 

В настоящем стандарте использованы следующие термины и соответствующие им определения.

Контроль загрязнения окружающей природной среды. Деятельность, включающая выполнение измерений одного или нескольких показателей загрязнения окружающей среды и сравнение полученных результатов с установленными предельно допустимыми значениями (ПДЗ) в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Примечание - Наблюдения и измерения показателей состояния окружающей среды и ее загрязнения(включая радиоактивное), подготовку и предоставление получателям прогностической и аналитической информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении проводят на основе лицензий, выданных лицензирующим органом в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Показатель загрязнения окружающей природной среды: Количественная характеристика состояния объекта окружающей природной среды.

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды: Система долгосрочных наблюдений (измерений) за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

Примечание - Государственный мониторинг окружающей среды проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выданных лицензирующим органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Метрологическое обеспечение измерений при мониторинге и контроле загрязнения окружающей природной среды: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, метрологических правил и норм, необходимых для получения достоверной измерительной информации о состоянии окружающей среды и (или)отдельных ее объектов и уровне ее загрязнения.

Примечание -В части метрологического обеспечения в настоящем стандарте применяют термины и определения в соответствии со статьей 1 «Основные понятия» Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», ГОСТ Р 8.000, ГОСТ Р 8.563.

Методика выполнения измерений (МВИ): Совокупность операций и правил, применяемых при контроле загрязнения окружающей среды, аттестованных или стандартизованных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью (ГОСТ Р 8.563).

Аттестация МВИ:Процедура установления и подтверждения соответствия МВИ предъявленным к ней метрологическим требованиям (ГОСТ Р 8.563).

Метрологическая экспертиза МВИ: Анализ и оценка выбора методов и средств измерений (СИ), операций и правил проведения измерений и обработки их результатов с целью установления соответствия МВИ предъявляемым метрологическим требованиям (ГОСТ Р8.563).

Приписанная характеристика погрешности измерений: Характеристика погрешности любого результата совокупности измерений, полученного при соблюдении требований и правил данной методики (ГОСТ Р 8.563).

 

 

Правовые основы метрологического обеспечения измерений при мониторинге и контроле загрязнения окружающей среды составляют законодательные и подзаконные акты Российской Федерации, а также:

• стандарты и другие НД ГСИ;

• стандарты системы «Охрана природы»;

• НД на МВИ, применяемые для контроля загрязнения окружающей среды;

• государственные и межгосударственные стандарты, устанавливающие требования к контролю загрязнения окружающей среды;

• стандарты международных организаций, регламентирующие требования к мониторингу и контролю загрязнения окружающей среды.

 

Основные требования к метрологическому обеспечению измерений при мониторинге и контроле загрязнения окружающей среды:

• Техническая основа метрологического обеспечения контроля загрязнения окружающей среды включает в себя:

- систему эталонов единиц физико-химических величин (в том числе ГСО поверочных газовых смесей, генераторы газовых смесей, государственные стандартные образцы (ГСО) состава водных растворов, состава органических веществ и их смесей, состава природных вод, ГСО состава почв и донных отложений, ГСО свойств веществ и др.), а также эталонов единиц основных и других производных величин, обеспечивающую воспроизведение единиц и передачу их размеров СИ с требуемой точностью;

- СО по ГОСТ8.315, аттестованные смеси состава веществ, чистые вещества и реактивы;

- СИ, информационно-измерительные системы, испытательное оборудование, средства отбора и подготовки проб и другие технические средства;

- передвижные эталонные, поверочные, измерительные, испытательные лаборатории.

• Типы СИ, информационно-измерительных систем, химико-аналитических комплексов, применяемых при выполнении измерений показателей загрязнения окружающей среды, должны быть утверждены.

Примечание - Если при выполнении измерений показателей загрязнения окружающей среды используют СИ военного назначения, их испытания с целью утверждения типа выполняют в соответствии с ГОСТ Р 8.560.

• Экземпляры СИ, информационно-измерительных систем, химико-аналитических комплексов, используемые при выполнении измерений показателей загрязнения окружающей среды, должны быть поверены.

• МВИ (контроля, анализов), применяемые при контроле загрязнения окружающей среды, должны быть аттестованы или стандартизованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.

НД на МВИ показателей загрязнения окружающей среды должны пройти экспертизу в организации (по специализации), уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и состояния окружающей природной среды, на соответствие требованиям к мониторингу или к контролю загрязнения окружающей среды.

Порядок проведения экспертизы МВИ на соответствие требованиям к мониторингу или контролю загрязнения окружающей среды регламентируют НД федеральных органов исполнительной власти в области гидрометеорологии и состояния окружающей природной среды.

МВИ должны быть зарегистрированы в Федеральном реестре МВИ, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГОСТ Р 8.563). МВИ, допущенные к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей среды, дополнительно должны быть зарегистрированы в федеральном перечне МВИ.

• Проекты государственных стандартов, регламентирующих МВИ, применяемые при проведении мониторинга и контроля загрязнения окружающей среды, подлежат метрологической экспертизе в соответствии с требованиями ГОСТР 1.11.

• Результаты измерений при проведении мониторинга и контроля загрязнения окружающей среды должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

• СО состава и свойств веществ и материалов, используемые при измерениях показателей загрязнения окружающей среды, в том числе для контроля характеристик погрешности выполнения измерений, должны быть утвержденных типов в соответствии с ГОСТ 8.315.

• Испытательное оборудование, применяемое при мониторинге и контроле загрязнения окружающей среды, должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568 с учетом требований НД и МВИ, предусматривающих его применение для этих целей.

• Технологическое, лабораторное, вспомогательное и т. п. оборудование, не относящееся к испытательному, следует подвергать периодической проверке его технического состояния в соответствии с инструкциями по эксплуатации этого оборудования или паспортами на них.

• На предприятиях, в учреждениях и организациях, проводящих контроль загрязнения окружающей среды и(или) мониторинг, должна быть создана метрологическая служба или иная организационная структура по обеспечению единства измерений.

• В соответствии с задачами метрологического обеспечения контроля загрязнения окружающей среды метрологические службы юридических лиц или иные организационные структуры по обеспечению единства измерений должны выполнять следующие функции:

- обеспечивать своевременное введение НД ГСИ (государственных стандартов, правил по метрологии, рекомендаций по метрологии);

- участвовать в подготовке к аккредитации лабораторий (центров) или других подразделений, проводящих мониторинг и (или) контроль загрязнения окружающей среды;

- участвовать в работах по аттестации, унификации и стандартизации МВИ;

- своевременно представлять применяемые СИ на поверку;

- участвовать в аттестации испытательного оборудования в соответствии с ГОСТ Р 8.568;

- проводить метрологический надзор за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, НД по обеспечению единства измерений.

• Государственный метрологический надзор за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм при выполнении измерений при контроле загрязнения окружающей среды осуществляют органы Государственной метрологической службы Госстандарта России;

• Юридические лица, осуществляющие контроль загрязнения объектов окружающей среды, в соответствии со ст. 10 Федерального закона о Гидрометеорологической службе обязаны соблюдать метрологические и сертификационные требования, установленные специально уполномоченным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.


Заключение

В ходе прохождения учебной практики я ознакомился с основными направлениями деятельности НТО "ИРЭ-Полюс", НИЦ "Курчатовский институт".

На исследовательском этапе учебной практики получил представление о национальной системе стандартизации, о правилах построения, изложения, оформления и обозначения нормативных документов по стандартизации, а также этапах разработки национального стандарта.

В соответствии с индивидуальным заданием изучил принципы и методы разработки национального стандарта ГОСТ Р 8.589-2001 "Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения".

Этот национальный стандарт устанавливает основные положения метрологического обеспечения контроля загрязнения окружающей природной среды. Требования настоящего стандарта распространяются также на выбросы в атмосферу и сбросы сточных вод. Требования стандарта распространяются на деятельность юридических лиц, осуществляющих мониторинг и контроль загрязнения окружающей природной среды, разрабатывающих нормативные и методические документы по этой проблеме, в том числе методики выполнения измерений показателей состояния объектов окружающей природной среды


Список используемой литературы

1. Анцыферов С.С. и др. Метрология, стандартизация, сертификация и системы управления качеством радиоэлектронной наукоемкой продукции: Учебное пособие. / Под ред. чл.-корр. РАН А.С. Сигова. Часть 1. М.: МИРЭА, 2010. 212 с.

2. Анцыферов С.С. и др. Метрология, стандартизация, сертификация и системы управления качеством радиоэлектронной наукоемкой продукции: Учебное пособие. / Под ред. чл.-корр. РАН А.С. Сигова. Часть 2. М.: МИРЭА, 2010. 136 с.

3. ГОСТ Р 1.5-2012 "Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения".

4. ГОСТ Р 1.2-2014 "Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены".

5. ГОСТ Р 8.589-2001 "Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения"

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.