Тема: Бюджетный процесс в РФ
1. Понятие, участники бюджетного процесса и их полномочия.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс регулируется Бюджетным кодексом РФ.
Он состоит из 4 стадий:
§ составление проектов бюджетов;
§ рассмотрению и утверждение бюджетов;
§ исполнение бюджетов;
§ составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Продолжительность стадий различна по странам, но для большинства из них весь процесс длится более трех лет.
Участниками бюджетного процесса являются:
1. Президент Российской Федерации;
2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
3. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов и осуществляют другие полномочия.
4. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы МО) – финансовые органы обеспечивают составление проекта бюджета и среднесрочного финансового плана, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.
Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5. Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. Для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов могут привлекаться кредитные организации. Они могут также обслуживать счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
6. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об их исполнении, проводят экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. К ним относятся Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольный орган, созданный законодательным органом субъекта Российской Федерации.
7. Главные распорядители бюджетных средств:
1) обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде);
2) формируют перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, государственные (муниципальные) задания, бюджетную отчетность;
3) ведут реестр расходных обязательств;
4) осуществляют планирование соответствующих расходов бюджета, составляют обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета и др.
8. Распорядители бюджетных средств:
1. осуществляют планирование соответствующих расходов бюджета;
2. распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета и др.
9. Главные администраторы доходов бюджета:
1. формируют перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
2. представляют сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, для составления и ведения кассового плана;
3. формируют представляю бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета и др.
10. Администраторы доходов бюджета:
1. осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
2. принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов по ним, о зачете платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляют поручение или уведомление об этом в орган Федерального казначейства;
3. формируют и представляют главному администратору необходимые сведения и бюджетную отчетность и др.
11. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета:
1. формируют перечни подведомственных ему администраторов;
2. осуществляют планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
3. обеспечивают адресность и целевой характер использования выделенных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
4. распределяют бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам и исполняют соответствующую часть бюджета;
5. организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
6. формируют соответствующую бюджетную отчетность.
12. Администраторы источников финансирования дефицита бюджета:
1. осуществляют планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
2. обеспечивают поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
3. формируют и представляют бюджетную отчетность и др.
13. Получатели бюджетных средств:
1. составляют и исполняют бюджетную смету;
2. принимают и (или) исполняют бюджетные обязательства;
3. обеспечивают результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований;
4. ведут бюджетный учет;
5. формируют и представляют бюджетную отчетность главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и др.
Также участником бюджетного процесса являются органы управления государственными внебюджетными фондами.
Кроме этого в бюджетном процессе участвуют казенные учреждения. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Оно находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые ему в органе Федерального казначейства лицевые счета.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Оно обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе.
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и принятыми муниципальными правовыми актами соответственно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|