Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение развития импрессивной речи





Через 14 – 15 дней после рождения, т. е. в начале 3-й недели. У младенца появляется слуховое сосредоточение на человеческом голосе. Действие речи взрослого так эффективно, что ребёнок перестаёт плакать, когда с ним говорят.

В конце 4-й недели. На ребёнка успокаивающе действует колыбельная песня: он выделяет речь человека из любых других раздражителей, отвечает на человеческий голос специфическими реакциями – сосательными движениями.

В конце 1-го мес. и в начале 2-го мес. Колыбельная песня создаёт у ребёнка положительное эмоциональное состояние.

В конце 2-го мес. Ребёнок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребёнка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, лёгкими движениями рук и ног, ребёнок поворачивается лицом к матери, на её голос.

2 мес. Прислушивается к источникам звуков.

На 3-м мес. Слыша речь взрослого, ребёнок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звук, он прислушивается, прекращает плакать, перестаёт есть, слыша своё имя, поворачивается на звук человеческого голоса.



3 мес. Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.

4 мес. Ребёнок остро реагирует на человеческий голос, давая «комплекс оживления» (Фигурин Н. Л., Денисова М. П., 1926), сопровождающийся движением рук, ног, разнообразной мимикой, голосовыми реакциями. Узнаёт хорошо знакомые голоса (мамы и др.).

5 мес. Отличает ласковую интонацию от сердитой.

6 мес. Различает голоса близких, обращение взрослых к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на своё имя, начинает понимать приказы: «Дай ручку», «Иди ко мне».

7 мес. На вопрос: «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычном месте.

На 8-м мес. Ребёнок начинает понимать речь: он реагирует на интонацию, звуковой рисунок слова, различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, ищет источник речи, живо реагирует на ситуацию игры с речью, например, игра в прятки вызывает радостную эмоциональную реакцию, хотя ребёнку ещё безразлично, какими словами она сопровождается.

8 мес. понимание речи проявляется в различных ситуациях:



- в процессе одевания («Спряталась, маленькая», - говорит взрослый. Ребёнок кладёт ему голову на колени и смеётся, ожидая игры),

- во время одевания («Дай» - говорит взрослый, ребёнок по слову взрослого протягивает ножку, поднимает ручку, по слову «Встань» пытается встать, держась за пальцы взрослого),

- во время кормления (по словам «Открой ротик», «Возьми булочку», «Откуси» и пр. ребёнок выполняет требуемое),

- во время игры (понимание слов-действий: «бросил,. Бах!» - и ребёнок бросает мяч; «Открыл – хлоп, закрыл – хлоп» - и ребёнок закрывает или открывает коробочку).

Из сложного комплекса слов взрослого ребёнок умеет выделить отдельное слово, с которым у него связано конкретное представление, например, «покажи, постучи, брось, помаши ручкой» и пр.).

9 мес. Ребёнок усваивает значение 8-9 слов, произносимых взрослым.

- продолжает участвовать в действиях через речь: «Ешь, пей, открой ротик, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнём пуговку, почистим носик» и пр.

- по просьбе взрослого «дай» раскрывает ладонь в дающем жесте,

- выпускает предмет при слове «упал» или «бах»,

- кладёт игрушку на стол при слове «положи»,

- умеет выполнять двух и трёхкратные действия по слову взрослого: «Найди собачку и дай мне», «Подними мячик и положи в ведёрко».

10 - 11 мес. У ребёнка развивается понимание имён окружающих его людей, названий предметов.

- он смотрит в направлении указательного жеста взрослого,

- выбирает по требованию взрослого предмет из ряда других: «дай куклу», «дай собачку»,

- ребёнок воспринимает целую фразу и даёт ответную реакцию, например на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указательный жест с произнесением слова;



- имеется понимание речи, обращённой не только к ребёнку, но и к другому. Слыша поручение, данное другому, выполняет его, например, приносит игрушку.

12 мес.

- начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: «Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи порог»;

- интересуется улицей, машинами, людьми;

- использует указательный жест, показывая что-то,

- в понимаемой речи появляются первые обобщения (например, на вопрос: «Где киса?» находит и несёт любую кошку: пластмассовую, резиновую и др.).

1 г. 1 мес. Различает игрушки, похожие по форме, например, «петушка» и «курочку» и приносит их по просьбе взрослых.

1 г. 2 мес.

- понимает изображение отдельных предметов, действий по картинке, вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и т. д.

- развивается активный интерес к окружающему, к картинкам.

- он приносит по словесной инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берёт его у одного человека и передаёт другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально.

- ребёнок любит рассматривать картинки, к него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.

1 г. 3 мес.

- появляется совместная игра детей с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции; рассматривая картинки, ребёнок находит называемое изображение;

- выполняет любое поручение по устной просьбе,

- понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок «большой, маленький, хороший, плохой».

1 г. 4 мес. Понимает смысл простых, часто повторяющихся предложений: «Будем кушать», «Пойдём гулять», «Возьми и принеси» и др.

1г. 6 мес. – 1 г. 8 мес. Происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребёнка возникает обобщённое понимание некоторых слов, например, при слове «кукла» может принести не ту, что часто была в употреблении, а другую. Интенсивно увеличивается скорость образования фонематической дифференциации, причём различение звуков речи на слух происходит быстрее, чем неречевых звуков.

1 г. 7 мес. Понимает несложный сюжет картинки.

1 г. 9 мес. – 1 г. 11 мес. Ребёнок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где уши, усы.

1 г. 11 мес. Понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте, например, «Мы сегодня пойдём к Мише, помнишь, у него есть большая машина».

К концу 2-го года ребёнок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.

2 г. 2 мес. Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например, сказку) и может ответить на вопросы, связанные с содержанием.

2 г. 9 мес. Хорошо понимает речь окружающих.

2 г. 10 мес. Понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте. Например, «Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинуть чайник с горячей водой».

4 г. Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению, например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т. д.

Логопед, зная этапы становления импрессивной речи в онтогенезе, беседует с родителями так, чтобы его вопросы вызывали определённые образы из жизни и поведения их ребёнка.

Например, логопед может спросить, пела ли мать ребёнку колыбельные песни, если пела, то как рано: в 1 мес., в 2 мес. или позже, и как реагировал ребёнок; или спросить, разговаривала ли мать с ребёнком во время пеленания, кормления, и как ребёнок реагировал: переставал есть, смотрел на мать, как бы прислушивался, или продолжал спокойно есть и т. д.

На основании ответов матери логопед выясняет, совпадает ли развитие импрессивной речи у данного ребёнка с нормальным онтогенезом или имеются определённые отклонения.

Исследования (Г. А. Волкова, 1978) показали, что у части детей с заиканием, исследованных в возрасте от 1 г. 6 мес. до 3 лет 9 мес., в период от рождения до 1-го года может быть отставание в формировании импрессивной речи. После 1-го года у заикающихся детей наблюдается, по сравнению с нормой, её неравномерное развитие. Выявляются ошибки в понимании словесных обозначений формы, цвета предметов, а так же нарушения в понимании содержания прослушанного рассказа. Необходимо проанализировать сущность этих отклонений как в плане опережения этапов нормального онтогенеза, так и задержек развития: знание неравномерности формирования импрессивной речи ребёнка может помочь логопеду правильно определить степень влияния заикания на развитие речи в последующем и, возможно, уточнить причину заикания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.