Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополия – отсутствие конкуренции. Монополия возникает из конкуренции, являясь её завершением.





 

20. Виды конкуренции и монополии. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Рыночная власть.

Виды конкуренции:

1) по методам её ведения:

· ценовая

· неценовая (качества и сервиса)

2) по степени развития:

· совершенная конкуренция (бесконечно большое число производителей, производящих однотипный товар, производитель не может повлиять на сложившуюся на рынке цену)

· несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция (бесконечно большое число производителей, производящих дифференцированный товар, производитель влияет на цену), олигополия (несколько крупных производителей), монополия (единственный производитель, диктующий свои условия))

3) по сфере деятельности:

· внутриотраслевая

· межотраслевая

 

Виды монополии:

· чистая (1 производитель)

· обычная (производителей несколько, но условия диктует лидер)

· естественная (используются ресурсы, не доступные другим пользователям)

Рыночная власть - способность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.



Монополия – власть производителя.

Монопсония– власть потребителя.

 

21. Особенности поведения фирмы в условиях конкуренции и монополии. Правовые аспекты защиты конкуренции и антимонопольное регулирование.

Поведение фирмы в условиях монополии:влияние на ценообразование, диктовка условий мелким и средним товаропроизводителям.

Поведение фирмы в условиях конкуренции: отсутствие влияния на ценообразование и однородный товар при совершенной конкуренции, влияние на ценообразование и дифференцированный товар при монополистической конкуренции, стремление завоевать рынок.

 

Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.



Антимонопольное законодательство в России:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

 

22. Понятие издержек производства и прибыли: бухгалтерский и экономический подходы. Виды экономических издержек.



 

Издержки –средства, потраченные на производство товаров и услуг.

 

Виды экономических издержек:

· постоянные(арендная плата за помещение, кредит, коммунальные услуги)

· переменные (заработная плата рабочим, плата за используемый капитал)

· явные(издержки на оплату факторов производства: сырьё, материалы, плата за помещение)

· альтернативные(использование собственных ресурсов фирмы: самостоятельная обработка земли, самостоятельная работа на производстве без использования наёмного труда)

Чистая экономическая прибыль –разница между доходом и издержками.

Экономическая прибыль –разница между валовым доходом (выручкой) и как явными, так и альтернативными издержками.

Бухгалтерская прибыль – разница между валовым доходом (выручкой) и явными издержками.

23. Выручка и прибыль. Понятие и виды прибыли (бухгалтерская, нормальная, экономическая прибыль).

Прибыль – разница между выручкой (доходом) и издержками.

Выручка (доход) – средства от реализации продукции. Реальная стоимость + накрутка.

Чистая экономическая прибыль –разница между доходом и издержками.

Экономическая прибыль –разница между валовым доходом (выручкой) и как явными, так и альтернативными издержками.

Бухгалтерская прибыль – разница между валовым доходом (выручкой) и явными издержками.

 

24. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде деятельности фирмы.

Краткосрочный период деятельности фирмы – у предприятия остались не выплаченными постоянные издержки. Он не может прекратить деятельность, а может только объявить себя банкротом (происходит опись имущества, его продажа, оплата долга из вырученных сумм).

Долгосрочный период деятельности фирмы – предприятие систематически оплачивает все постоянные издержки.

 

В краткосрочном периоде производитель старается сократить переменные издержки и прибегнуть к альтернативным.

В долгосрочном периоде производитель может избегать альтернативных издержек и увеличивать переменные.

 

Изменение издержек в краткосрочном периоде подчинено действию закона убывающей отдачи (при расширении использования какого-либо ресурса отдача сначала растёт, а потом падает). Соответственно, предельный продукт (дополнительный продукт, произведённый при расширении использования ресурса) на определённом этапе сокращается, а предельные издержки (издержки на производство предельного продукта) возрастать.

 

Изменение издержек в долгосрочном периодепозволяет выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то сказывается положительный эффект масштаба. Однако если масштаб производства увеличивать дальше, эффект масштаба становится отрицательным.

 

25. Эффект масштаба производства. Значение эффекта масштаба производства.

Эффект масштаба –эффект, возникающий при расширении предприятия. Он будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки сокращаются. Он будет отрицательным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки увеличиваются.

Средние издержки – издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции.

 

Эффект масштаба позволяет в некоторых отраслях снижать средние издержки до минимума.

 

26. Понятие государственного регулирования экономики и роль государства. Объекты и цели государственного регулирования.

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:

1) Фискальную политику (бюджет, налоги)

2) Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)

3) Регулирование внешней торговли

4)

5) Регулирование распределения доходов

 

Объекты государственного регулирования:

· экономический цикл

· занятость

· денежное обращение

· цены

· окружающая среда

· внешнеэкономические связи

· социальные отношения

Цели: распределение и перераспределение доходов, создание условий для естественного функционирования экономических процессов, экономическая и социальная стабильность.

 

27. Внешние эффекты: отрицательные и положительные. Общественные блага.

Внешние эффекты – побочное воздействие потребления и производства какого-либо блага на потребление и производство другого блага.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.