Сделай Сам Свою Работу на 5

Языковая норма: понятие, признаки и свойства





ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов высших учебных заведений

 

Магнитогорск
2012

 

 

Основы культуры русской речи : учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений / сост. : Т. В. Дорфман. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 48 с.

 

Данное издание адресовано студентам гуманитарных и технических факультетов дневного и заочного отделений высших учебных заведений, изучающих курсы «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение». Материал пособия также будет интересен преподавателям, учителям-словесникам, занимающимся проблемами русского языка и культуры речи в вузе и школе. Пособие включает: 1) теоретический материал; 2) практический материал; 3) контрольные вопросы к зачёту; 4) орфоэпический минимум; 5) словарь-справочник; 6) список рекомендуемой литературы.

 

 

Составитель: канд. филос. наук, доц. Т.В. Дорфман

 

Рецензент: канд. филол. наук, доц. О.Е. Чернова

 

© Дорфман Т.В., составление, 2012
© Магнитогорский государственный
университет, 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам первых, вторых курсов гуманитарных и технических факультетов, изучающих «Русский язык и культуру речи», «Культуру речи и деловое общение», а также преподавателям высших учебных заведений. Материал, содержащийся в пособии, будет полезен учителям, занимающимся проблемами русского языка в школе.



Пособие составлено в соответствии с действующими вузовскими учебными программами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Цель и задачи пособия определяются комплексом теоретических и практических задач изучаемого курса. Основная цель: повысить уровень практического владения современным русским языком у студентов. Цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1) повысить речевую грамотность студентов, для чего последним необходимо будет усвоить правила, относящиеся ко всем языковым уровням, – фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация); 2) сформировать у студентов навыки, которые должен иметь профессионал любого профиля не только для успешной работы по своей специальности, но и для эффективной коммуникации в самых различных сферах – научной, политической, социально-государственной, юридически-правовой, бытовой; 3) повысить речевую эрудицию студентов.



Теоретический и практический материал данного учебно-методического пособия способствует не только углублению знания по изучаемой дисциплине и применению его на практике, но и формированию у студентов следующих компетенций:

ОК-1: студент способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;

ОК-2: студент способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики;

ОК-9: студент способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач.

Структура пособия. Пособие состоит из шести разделов. Первый раздел включает теоретический материал по русскому языку и культуре речи. Второй раздел – это практические задания. Третий раздел – контрольные вопросы к зачёту. Пятый включает орфоэпический минимум. Шестой – словарь-справочник основных категорий, понятий, языковых единиц, изучаемых по дисциплине «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение». В последнем разделе приводится список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.



В конце учебно-методического пособия помещено Оглавление.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Культура речи как наука.

Языковая норма: понятие, признаки и свойства

Культура речи – наука, изучающая, исследующая язык, рассматривающая вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Выделяют две стороны в культуре речи: правильность речи (соблюдение языковых норм СРЛЯ) и речевое мастерство (владение умениями и навыками, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения).

Языковая норма – совокупность правил, единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового написания или произношения языковой единицы; узаконенное установление, признанный обязательный порядок.

Кодификация языковой нормы – закрепление нормы в специальных словарях и учебных пособиях. Кодифицированная языковая норма присуща только литературному языку, поэтому втеории культуры речи высшей формой национального языка признается литературный язык, а язык художественной литературы закрепляет и накапливает культурные достижения и традиции народа.

Признаки литературного языка:

1. Нормативность – наличие норм, правил, выработанных общественной практикой использования речевых средств.

2. Кодифицированность – упорядочение и фиксация (в словарях, справочниках, учебниках и т.д.) языковых норм.

3. Устойчивость (стабильность, традиционность).

4. Полифункциональность – использование литературного языка в различных сферах человеческой деятельности.

Признаки языковой нормы: относительная стабильность, распространенность, общеупотребительность и обязательность для всех носителей языка, соответствие обычаю и возможностям языка; отражение тенденций развития языка.

Вариативность языковой нормы – это колебания при выборе более правильной и более уместной формы языковой единицы.

Нарушение норм СРЛЯ в силу коммуникативной целесообразности допустимо в художественном, разговорно-бытовом и публицистическом стилях, причем автор может нарушать литературную норму только ради воплощения идеи или коммуникативных задач.

В границах русского языка можно выделить: просторечия; разговорные элементы; термины; жаргонизмы; диалектные элементы, канцеляризмы; нейтральные элементы.

Типологиинорм СРЛЯ: строго обязательные (грамматические, орфографические, пунктуационные) или вариативные (предпочтительные из закрепившихся в практике); императивные или диспозитивные; обязательные, нейтральные и подвижные; языковые и речевые (коммуникативные).

Структурно-языковые типы норм СРЛЯ:

1. Орфоэпические нормы (нормы произношения) регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.

2. Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор размещения и движения ударного слога среди неударных.

3. Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединения в составе нового слова.

4. Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов её сцепления с другими.

5. Синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения словосочетаний и предложений.

6. Лексические нормы регулируют выбор слов в соответствии с их значениями.

7. Стилистические нормы регулируют, насколько слово соответствует условиям и цели общения, а также выбору господствующего стиля изложения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.