Сущность и основные направления пруденциального надзора.
Монетарная политика и банковский надзор
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь.
Правовой статус Национального банка изначально определен Конституцией РБ и Законом «О Национальном банке РБ» от 14.12.1990г., в котором закреплены его функции, взаимоотношения с государством и банковской системой. В 1990 г. Были также приняты основополагающие Закон «О банках и банковской деятельности в РБ» (14.12.1990г.) и постановление Верховного Совета «О национальном банке РБ и банках на территории республики» (21.12.1990г.) Эти правовые акты положили начало созданию двухуровневой банковской системы страны.
Система 2х уровней – 1. НБ РБ, 2. Система коммерческих банков. НБ – центральный банк республики/банк банков, который действует в интересах РБ, находится в собственности государства, явл юрид лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности в соответствии с действующим законодательством под отчет парламенту и президента. Задачи – кредитно-денежное регул экон сис РБ, поддержание общей экон пол РБ, обеспечение устойчивости офиц ден ед РБ. Высший орган управления – Правление НБ РБ. Исполнительный орган – Совет директоров НБ РБ. Ком-е банки – институт кред-бан системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли, явл главным звеном в обслуживании субъектов нар хоз и населения. Осуществляет свою деятельность на основе лицензий полученных от НБ РБ.
Статьей 24 Банковского кодекса определен правовой статус Национального банка как центрального банка республики, действующего исключительно в интересах страны и подотчетного Президенту РБ. Это означает, что Президент утверждает Устав НБ, назначает с согласия Совета Республики Национального собрания его Председателя и членов Правления, определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки и утверждает годовой отчет и распределение прибыли банка.
Цели и задачи банковского регулирования и надзора.
В РБ регулирование деятельности банков и надзор за ней являются функциями НБ РБ. Цели НБ: поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов. Функции, осуществление государственной. регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензирование банковской деятельности, установления для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций нормативов безопасного функционирования; введения разнообразных запретов и ограничений; организации надзора за деятельностью банков, выявления нарушений банковского законодательства и применения различных мер воздействия.
банковский надзор- форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее - банки) в области пруденциального ведения банковского дела. Главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков), собственная и общественная эффективность банковской системы. Задача- недопущение системного банковского кризиса, обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему финансов о устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов; установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности и требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране; осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков путем анализа официально представляемой отчетности и инспекционных проверок банков; своевременное применение мер воздействия, обеспечивающих поддержание или восстановление платежеспособности, ликвидности и надежности банков; своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается санации; минимизация последствий банкротства банковской системы и ее кредиторов.
Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.
НБ выполняет свои лицензионные и регистрационные полномочия. Рассмотрение учредительных документов осуществляется в 3 этапа. 1 – Регистрация. С НБ согласовывается наименование банка. 2. – Оплата уставного фонда. Для оплаты уставного фонда в НБ или по согласованию с ним в другом банке открывается временный счет. 3. - НБ рассматривает следующий комплект документов: заявление о государственной регистрации; два экземпляра устава банка; выписку из протокола общего собрания учредителей об утверждении устава банка; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме; копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей; сведения об учредителях; справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством РБ; документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения, указанному в учредительных документах; анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими: документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка; бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в ней принимается Правлением НБ в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка. НБ выдает лицензии: общую - на осуществление указанных в ней банковских операций в бел рублях; на привлечение во вклады средств физ лиц; внутреннюю - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте на внутреннем рынке; генеральную - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте как на территории РБ, так и за ее пределами; разовую - на осуществление отдельной операции в иностранной валюте; на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Предварительно до решения вопроса о выдаче лицензий НБ проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций в рамках данной лицензии.
Организация реструктуризации и санирования кредитных организаций.
На основании собранной информации служба банковского надзора оценивает риски, которые несет банк, и эффективность системы управления ими. Современная диагностика высокорисковых зон в деятельности банка позволяет предотвратить нерациональное распределение ресурсов общества и расходование государственных средств в случае локальных и системного банковских кризисов. Поэтому Банковский кодекс РБ предоставляет НБ право направлять банкам для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять к ним санкции, а также - как кредитору последней инстанции - осуществлять их рефинансирование. Нацбанк в целях санирования применяет меры экономического и административного воздействия и в рамках оказания финансовой помощи осуществляет на условиях возвратности и платности кредитную (депозитную) поддержку низколиквидных банков. Корректирующие меры НБ как метод банковского надзора направлены на восстановление нормального функционирования банка. НБ РБ вправе взять банк в свое временное управление или назначить временную администрацию. Задачи - создание функционального управленческого аппарата, обеспечивающего устранение нарушений, информирование НБ о реальном состоянии дел в банке и внесение предложений о перспективах дальнейшей деятельности банка, принятии иных мер по исправлению его положения.
По степени проблемности банки подразделяются на 4 группы:
- – входят банки без признаков финансовых затруднений;
- – банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
- – банки, испытывающие серьезные финансовые трудности;
- – банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
Сущность и основные направления пруденциального надзора.
Общая система денежно-кредитного регулирования дополнена совокупностью элементов управления рисками со стороны государства и денежно-кредитное регулирование приобрело помимо монетарной пруденциальную форму. Первая воздействует на спрос и предложение денег, а вторая – на банковский риск. Пруденциальность (от лат. Prudence – знание, разум, наука) означает осторожное поведение банка в рыночной среде и поддержку в управляемом состоянии риска операций.
Таким образом банковский надзор- форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее - банки) в области пруденциального ведения банковского дела. Данный термин характеризуется следующим образом:
- по его роли – как обязательный институт современной рыночной экономики, основанной на конкурентных отношениях;
- по происхождению – объективно обусловленный процесс, завершающий этап централизации денежно-кредитной политики государства;
- по сущности – императивное и законодательно закрепленное вмешательство государства в рисковую деятельность банков;
- по области воздействия – самостоятельная форма пруденциального денежно-кредитного регулирования, распространяющаяся на сферу микроэкономики;
- по целевой направленности – способ защиты государством собственности банковских кредиторов.
Банковский надзор способствует созданию наиболее благоприятных условий банковского бизнеса. Его главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Достижение данной цели возможно посредством поэтапного, последовательного выполнения сначала операционных (тактических), а затем промежуточных целей.
Промежуточные цели банковского надзора- собственная и общественная эффективность банковской системы. Собственная эффективность – результат банковской деятельности, позволяющий по уровню доходов компенсировать потери по неликвидным активам и максимизировать прибыль. Общественная эффективность – результат деятельности банковской системы, содействующий совершенствованию экономики страны в целом и формирующий наиболее выгодные обществу цены.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|