Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 2. Формы и средства мировой политики.





План:

1. Внешнеполитическая стратегия государства.

2. Дипломатия как средство мировой политики.

3. Война как средство мировой политики.

 

1.

Внешняя политика государства – деятельность государства в международной системе отношений по защите интересов страны и мирового сообщества. Основными направлениями внешнеполитической деятельности государства являются: - оборона; - организация взаимного сотрудничества в экономической, социальной, культурной сферах; - регулирование мировой системы и создание мирового порядка.

Направленность и характер внешней политики национального государства определяются стратегией. Стратегия внешней политики – это система целей, задач государства в мировой системе отношений и скоординированных действий по их достижению. Обычно стратегия имеет долгосрочный характер.

Главная цель внешней политики суверенного государства – обеспечение национальной безопасности.

Национальную безопасность можно определить как защищенность, гарантированность различных сторон жизнедеятельности страны:

1. Территориальной целостности и неприкосновенности;



2. Национальной независимости: гарантии от вмешательства во внутренние дела.

3. Стабильности и развития основных сфер общественной жизни: экономики (собственность, труд, предпринимательство), социальных отношений (жизнь, здоровье, окружающая среда обитания), культуры (образование, информационно-психологическая среда), политики (свобода, активность граждан).

4. Национальной идентичности: национальной культуры, менталитета.

Национальная безопасность государства имеет два аспекта:

· собственно безопасность: защита от посягательств;

· качество жизни: благосостояние и уровень воспроизводства населения (здоровье, личностный потенциал).

Другая основная цель национального государства во внешней политике обеспечение своего статуса в мировой системе. Статус определяют: власть как способность влиять на мировой порядок и развитие цивилизации, как контроль доступа к мировым ресурсам, территории, а, во-вторых, престиж (слава, по определению Р.Арона) как авторитет и способность влиять на идеи, представления, ценности мирового сообщества.



Цели формулируют потребности и поэтому тесно связаны с реализацией национальных интересов.

Национальные интересы государства представляют собой способы обеспечения безопасности, стабильности и развития страны, предоставляемые международной системой отношений, а также способы обеспечения статуса в этой системе.

Национальные интересы классифицируют по четырем категориям (защита родины; экономическое процветание; пропаганда ценностей; благоприятный мировой порядок) и трем степеням важности (жизненно важный; важный; периферийный).

Национальные интересы государства сталкиваются с интересами другого государства. Негосударственные акторы также имеют свои цели и интересы, которые могут оказаться как совместимыми, так и несовместимыми с национальными интересами. Основные цели ТНК, например, связаны с достижением максимальной прибыли, что вызывает у них стремление использовать в своих интересах действующие в странах пребывания национальные правила поведения в сфере торговли, труда и инвестирования или же влиять на изменение этих правил в выгодную для себя сторону. МПО преследуют цели, которые могут как соответствовать интересам входящих в них государств, так и противоречить им. Система ООН призвана проводить глобальную политику сохранения и защиты международного мира (что не всегда совпадает с текущими интересами отдельных стран), а региональные экономические организации (ОПЕК, АТЭС) — отстаивать интересы стран-членов в мировой хозяйственной системе. И ООН, и региональные экономические организации имеют собственные интересы, связанные с самосохранением своей самосубъектности.



Официальная концепция национальной безопасности России не содержит четкого разделения основных категорий интересов. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер.

Национальные интересы объективны, но степень их осознания может быть разной. Адекватное понимание национальных интересов своей страны формирует реалистическую внешнюю политику, основанную на объективных интересах; неадекватное – субъективные интересы и нереалистическую политику (война США во Вьетнаме, вторжение Ирака в 1991 г. в Кувейт).

В современном мире термин «национальные интересы» используется в контексте геополитики особого типа: в ней корпоративные интересы конкретного государства доминируют над интересами мирового сообщества, а принцип силы – над принципами международного права и морали (США объявили весь мир зоной своих интересов). Авторы концепции – Р.Нибур, американский теолог первой половины 20 в. и Моргентау, американский политолог, автор книги «В защиту национального интереса» (1948).

Критериями эффективности внешней политики государства являются:

· способность защищать себя, свою нацию и национальные интересы способом войны (минимум);

· не отступать от национальных интересов в условиях конфликта, угрозы силы, войны;

· не жертвовать качеством жизни населения во имя безопасности. Военный бюджет может требовать сокращения расходов на социальное, экономическое развитие. Политику, основанную на приоритете военных целей на социально-экономическими, называют «пушки вместо масла».

· сохранение национальной идентичности как смысла существования государства.

К основным средствам реализации внешнеполитических целей и задач относятся: переговоры (убеждение), принуждение и насилие. В реальной действительности международных отношений они используются в самых различных сочетаниях, поэтому выделение их в «чистом виде» не более, чем абстракция, служащая задачам анализа.

Выбор средств и способов воздействия и взаимодействия в мировой политике определяют: а) национальные интересы, б) международная политическая ситуация, вызовы и угрозы национальной безопасности; в) партнеры и соперники; г) национальный потенциал, соотношение сил.

Источники угрозы национальной безопасности страны в современную эпоху:

1. Борьба за власть и ресурсы планеты между государствами. Основные этапы этой борьбы:

· 19 в. – нач. 20 в.: территориальный раздел, передел мира, установление контроля великих держав над регионами. Главное средство – война, применение силы.

· вторая половина 20 в.: неоколониализм, финансовый, экономический, политический контроль ведущих держав над государствами третьего мира. Главные средства: финансово-экономическая политика и деятельность спецслужб;

· 1990-е гг. - нач. 21 века: дестабилизация экономики и политической власти в странах второго и третьего мира; обеспечение благоприятных для своего государства и бизнеса условий конкуренции. Средства – МВФ, международная финансовая система, ВБ, контроль над ООН, применение силы.

2. Ослабление суверенитета национальных государств.

3. Глобальные проблемы современности:

- истощение природных ресурсов, деградация окружающей среды;

- духовный кризис и разрушение социально-культурной среды для воспроизводства личности;

- усиление неравенства между богатыми и бедными странами;

- терроризм и международная преступность;

- распространение оружия массового уничтожения.

4. Противостояние цивилизаций.

Усложнение мира, появление новых глобальных вызовов ведет не к солидарности и единству человечества, а к обострению межгосударственных противоречий. Следствием сокращения мировых сырьевых ресурсов становится борьба за доступ к ним с применением все более изощренных средств и технологий, борьба, в которой неминуемо сталкиваются национальные интересы различных стран. Причиной столкновений остается и продолжающееся перераспределение мировых рынков сбыта, которое сопровождается гонкой вооружений и продолжающейся политикой военно-политических союзов и коалиций. Понятия «жизненные интересы», «зоны влияния», «принципы государственного суверенитета» и т.п. остаются центральными понятиями, отражающими суть мировой политики в эпоху глобализации.

Факторы, определяющие характер, направленность и успешность внешней политики:

1. Внутренние – это государственный потенциал страны, в частности:

- геополитическое положение;

- история, национальная культура и традиции;

- политическая система, руководство страны, качество элиты;

- экономическая система, научно-технический потенциал;

- социальная структура, уровень жизни населения;

- человеческие ресурсы: уровень образования и развития;

- природные ресурсы;

- сельское хозяйство, продовольствие

- военный потенциал: ядерное оружие, вооруженные силы, техника.

В современную эпоху основой национальной безопасности страны является не военный, а экономический потенциал, финансовая система, социум и культура. Главные внутренние угрозы – это гражданская война и экономическая несамостоятельность.

2. Внешними факторами являются:

- система международной безопасности – совокупность принципов, норм международных отношений, которые исключают нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в любой форме. Система предполагает, что безопасность каждого государства есть дело мирового сообщества, и обязывает каждое государство участвовать в коллективных действиях по отражению агрессии. Во многих отношениях национальная безопасность является производной от международной безопасности всего мирового сообщества;

- политический вес и статус государства в мировой системе, отношения с другими государствами, наличие союзников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.