Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ





Общее понятие инвестиционной политики

2. Общие требования к разработке инвестиционной политики, разрабатываемой на всех уровнях хозяйствования

Особенности формирования государственной инвестиционной политики

Основные элементы инвестиционной политики регионов

Особенности формирования инвестиционной политики на уровне предприятия

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Выходу украинской экономики из инвестиционного кризиса во мно­гом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблемы повышения инвестиционной активности, реконструкции экономики не могут быть решены только за счет увели­чения масштабов государственного инвестирования.

Бюджетные инвестиции ограничены, поскольку надо осуществлять, прежде всего, некоммерческие (бесприбыльные) инвестиционные проекты в со­циальной сфере, оказывать поддержку жизнеобеспечивающим производствам.

Поэтому на первый план выходят задачи создания благоприятных условий для национального частного капитала, отработки механизмов его накопления и трансформации в реальные инвестиции, содействия реализации инвестиционных программ за счет внутренних источников.



Под инвестиционной политикой следует понимать систему действий, применяемых субъектом инвестиций, направленных на достижение наибольшего эффекта от инвестиционной деятельности. Разработка и реализация инвестиционной политики позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием субъекта инвестиций в условиях изменения внешних и внутренних факторов, определяющих это развитие.

Инвестиционная политика в общем случае определяет:

- стратегические и тактические цели инвестиций;

- инвестиционный климат.

Инвестиционная политика формулируется субъектом инвестиций на следующих основных уровнях хозяйствования:

- на уровне государства;

- на уровне регионов;

- на уровне предприятий.

Для каждого уровня хозяйствования существуют свои цели инвестиционной политики и соответственно свои подходы к ее разработке и реализации.

Рассмотрим требования к разработке инвестиционной политики в двух направлениях.



Во-первых, выделим основополагающие требования, которые должны присутствовать в инвестиционной политике на всех уровнях хозяйствования.

Во-вторых, рассмотрим особенности формирования инвестиционной политики, специфические для каждого уровня хозяйствования.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ,

РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной политики является общая стратегия экономического развития. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная политика при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития в соответствии с избранной общей экономической стратегией.

В процессе формирования инвестиционной политики выделяется ряд этапов:

1. Определение периода формирования инвестиционной политики.

Главное условие для определения периода - предсказуемость развития экономики в целом и инвестиционного рынка, в частности. В условиях нестабильного развития экономики этот период не может быть слишком длительным и в среднем не может выходить за рамки 3-5 лет (на Западе 10-15 лет). Важными условиями являются также продолжительность периода, принятого для формирования общей экономической стратегии.

2. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности.

Надо исходить из системы целей общей стратегии экономического развития.

3. Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности.



Здесь выделяются два раздела:

3.1 Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности - последовательно решаются задачи определения соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода.

3.2 Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Основные этапы разработки данной стратегии:

* прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов;

* изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;

* определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов;

* оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов (главные критерии оптимизации - обеспечение высокой финансовой устойчивости, максимизация суммы прибыли от инвестирования при различных соотношениях внутренних и внешних источников).

4. Конкретизация инвестиционной политики по периодам ее реализации.

Устанавливается последовательность и сроки достижения отдельных целей и стратегических задач.

5. Оценка разработанной инвестиционной политики. Она осуществляется на основе следующих критериев:

* согласованность инвестиционной политики с общей стратегией экономического развития;

* внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии;

* согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой;

* реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала;

* приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии;

* результативность инвестиционной стратегии.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ

Экономика, подверженная кризисам, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматического регулятора инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления этих условий.

Согласно принятой на высшем государственном уровне новой инвестиционной концепции, придающей, решающее значение росту объема и эффективности негосударственных инвестиций, основным источником таковых должны стать собственные и привлеченные средства предприятий (до 70% от общего объема производственных капитальных вложений).

Предусматривается усиление роли в инвестиционном процессе вторичной эмиссии ценных бумаг, доля которых в общем объеме капитальных вложений должна достигнута 2,5%.

Для укрепления базы инвестиционного самофинансирования предприятий большое значение придается новой амортизационной политике и использованию их прибыли. Однако если исходить из реального состояния дел, надо признать, что в ближайшие годы собственные средства предприятий не смогут стать основными источниками финансирования валовых капиталовложений.

Инвестиционная политика государства, как правило, формируется на уровне решения Правительства и находит свое отражение в государственной инвестиционной программе и бюджете. Отдельные положения, относящиеся к инвестиционной политике, содержатся в обращениях Президента Украины, а также в специальных законах.

Важное направление инвестиционной политики — определение структуры источников инвестиционных затрат. Основные меры регу­лированияинвестиционной деятельности направлены на снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

При этом особые меры принимаются для привлечения иностранных инвестиций.

Особо следует упомянуть о системе мер по совершенствованию управления финансовыми активами, принадлежащими государству в виде пакетов акций (долей, паев и т.п.).

Упорядочение условий управления и распоряжения ценными бу­магами, находящимися в государственной собственности, создает возмож­ность мобилизации инвестиционных ресурсов на федеральном уровне.

Рассмотрим меры регулирования инвестиций.

1. КРЕДИТОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Кредитная политика разрабатывается и реализуется правительст­венной Комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Комиссией, в частности, рассматриваются вопросы об отнесении задолженности по целевым централизованным кредитам на государственный долг.

Следует упомянуть также об использовании инвестиционного на­логового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит – это отсрочка налогового платежа, предоставляемая в целях стимулирования инвестиционной активности и обновления основных средств предприятиями на основании кредитного соглашения с налоговыми органами.

Были введены льготы по налогообложению прибыли для предприятий и организаций, направляемой на финансирование капитального стро­ительства.

Кредиты коммерческих банков.

Для инициирования участия коммерческих банков в инвестиционном кредитовании Правительство определило важность создания системы специализированных инвестиционных банков, в том числе банков, уполномоченных правительством для финансирования федеральных инвестиционных программ.

2. ИНВЕСТИЦИИ НЕРЕЗИДЕНТОВ Украины (иностранные инвестиции)

Инициирование иностранных инвестиций — важная задача госу­дарства. Хотя объем иностранных инвестиций несоизмерим с общим объемом капвложений, он занимает значительный удельный вес во вложениях в финансовые активы предприятий.

Основное направление нормотворческой деятельности правитель­ства в этом направлении — содействие улучшению инвестиционного климата в стране, т.е. комплексное регулирование всех сторон инве­стиционной деятельности. Первыми активными участниками инвестиционного процесса в Украины стали Европейский банк реконструкции и развития, Всемир­ный банк, а также крупные банки Запада, которые открыли в Украины свои представительства.

Перспективны также для привлечения иностранного капитала лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования.

3. ИНВЕСТИЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Все большее значение в инвестиционной деятельности приобрета­ют внебюджетные фонды (в том числе по поддержке малого предпри­нимательства, пенсионные, страховые и прочие).

4. РЕПАТРИАЦИЯ НЕЗАКОННО ВЫВЕЗЕННОГО КАПИТАЛА

Вывоз валюты частными лицами регулируется соответствующими положениями о валютном регулировании и таможенном контроле. Вместе с тем, из-за неблагоприятных условий вложений капитала в Украины продолжается его накопление за рубежами страны (в основном за счет разницы декларируемой и реальной стоимости экспортной продукции).

Регулирование инвестиционного рынка. Формами функционирования рынка инвести­ций являются, например, инвестиционные торги и аукционы, выставки и конкурсы, форумы инвесторов и реципиентов, электронные сети.

5. ТОРГИ, КОНКУРСЫ И АУКЦИОНЫ

Проведение инвестиционных конкурсов (торгов) регулируется при­мерным положением. большинстве регионов созданы тендерные комитеты, орга­низуется сеть инжиниринговых фирм по обслуживанию подрядных торгов.

6. ЭКСПЕРТИЗА

Кроме установленного порядка экспертизы, которая осуществля­ется в процессе сооружения и реконструкции объектов капитального строительства, введена экспертиза инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Действия на инвестиционном рынке неизбежно связаны с оператив­ным урегулированием возникающих, споров. Подавляющее число споров, возникающих в сфере торгово-инвестиционной деятельности, регулиру­ется с учетом норм международного коммерческого арбитража.

8. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АУДИТ

Инвестиционный аудит служит целям подготовки полной и досто­верной информации о возможностях и состоятельности реципиента, претендующего на инвестиции. В связи с различиями в отечественной и международной системах бухгалтерского учета и отчетности в ряде случаев данные, полученные в результате финансового анализа деятельности предприятия, приходится трансформировать в отчет, кото­рый представляется иностранному инвестору.

9. ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

Нормативная базазащиты инвестиций охватывает области страхо­вания и перестрахования, залога и гарантий федерального и регио­нального уровней. К проблеме страхования инвестиций имеет отношение трастовая деятельность как форма управления имуществом и финансовыми активами.

С учетом потребностей Украины в инвестициях к регионам приоритетного стимулирования следует отнести те территориальные подразделения в структуре народного хозяйства которых:

· Имеют значительную долю оборонные отрасли в общем объёме капитала,подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию согласно программе конверсии (АРК, Донбасс);

· Характеризуются большой долей сосредоточены пр- я базовые отрасли народного хозяйства, требующие значительной модернизации;

· проявляется значительное падение сельскохозяйственного производства, разрушение традиционных систем расселения и, как следствие, постоянный отток трудоспособного населения (отдельные районы Закрпатья, Зап Украины);

· с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из других регионов Украины;

· находящиеся в зоне экологических;

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ

В крупных экономических районах Украины за период реформ в целом наметилось ухудшение инвестиционной ситуации по мере удаления с запада страны на восток.

Причины, в силу которых отдельные регионы добиваются лучшего положения:

ü благоприятная специфика производственной специализации и лучшие стартовые позиции в начале осуществления рыночных реформ (с точки зрения как обеспеченности факторами производства, так и уровня развития);

ü более свободный доступ к средствам бюджета и больший размер получаемых из него средств;

ü способность создавать собственные местные бюджеты с наполняемой доходной частью;

ü проведение на местах структурного маневра, в том числе по увеличению доли затрат на расширение и реконструкцию действующих предприятий, а не на строительство новых;

ü высокая активность в осуществлении рыночных реформ, позволяющая подключить к финансированию инвестиций частный капитал и сбережения населения.

В целях повышения эффективности взаимодействия с регионами в области инвестиционно-структурной политики усилия федеральных органов государственной власти и управления должны сконцентрироваться на стратегически наиболее важных направлениях структурных преобразований.

Определим основные элементы формирующейся в регионов инвестиционной политики:

Ø разработка и принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

Ø предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных соответствующих современной мировой практике льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

Ø создание организационных структур по содействию инвестициям;

Ø аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов;

Ø развитие практики выдачи гарантий субъектов федерации как одной из форм защиты инвестиций, которую высоко ценят инвесторы, в том числе иностранные.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.