Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие речь. Язык и речь.





Речь – как процесс деятельность.

Речь – как продукт деятельности. Продукт – текст. Устный, письменный.

Речь – как форма красноречия, как публичное выступление.

Отличие речи от языка.

Язык Речь

Знаковая система Процесс, продукты
Потенциальная система знаков, которая хранится в памяти людей, он нейтрален по отношению к жизни Мотивирована, она вызвана определенными ситуациями, речевыми и обязательно направлена на решение задач, т.е. речь имеет цель
Стабилен, консервативен и не особо принимает новшеств Допускает вольности, появление новых слов фонетических и грамматических отклонений
Нормирован Починена норме, но имеет свою индивидуальность
Сплачивает нацию, государство Сохраняет некие особенности, включает в себя нелитературные компоненты (диалекты)
Обслуживает коллектив Индивидуальна
Имеет многоуровневую систему Линейна
Не имеет качественной оценки Имеет качественную оценку


14. Текст в структуре общения.

Текст – это речевая единица, характеризующаяся темой, замыслом, структурой, логическим и стилистическим единством, грамматикой и смысловой связностью компонентов.



Признаки:

- смысловая целостность;

- связность/структурное единство.

Типы связности в тексте:

1. Глобальная – характеризует большие тексты (романы и т.д.), обеспечивается единство темы, идеи, образа автора, системы образов и единства стиля произведения.

2. Локальная – обеспечивает связь между соседними предложениями и абзацами.

Реализация:

1. Тематические средства связи:

А. слова заместители, синонимы.

Б. отношения и связи уже существующие.

В. повторы.

2. Средства, обеспечивающие грамматическую связь:

А. соответствие вида, времени и форм глагола в тексте.

Б. предлоги.

В. соответствие всех грамматических форм в предложении.

3. Синтаксические средства связи:

А. анафорическая связь (единоначальное)

Б. параллелизм (1+1)

В. противопоставление (я и ты)

Г. порядок слов в предложении

Д. вопросительные предложения требующие ответ

Е. союзы и частицы

4. Средства обеспечивающие логическую связь:

А. последовательность в изложении мысли

Б. правильность причинно-следственных связей



В. оглавление

Г. слова-организаторы логической связи

Д. вводные слова организовывающие порядок высказывания.

Е. скрепы предложения, указывающие на порядок слов.

Ж. резюмирующие слова.

Свойства текста:

- Завершенность ‒ обязательное свойство текста. Считается текст, в котором полностью реализована тема и выражена идея.

- Законченность ‒ необязательное свойство текста.

Заголовок текста:

‒ отражение основной мысли

‒ сама тема

‒ структура текста

‒ привлечение внимания адресата

Абзац ‒цепочка предложений образующих смысловое, структурное и информационное единство. Имеет собственную микротему. Текст делиться на абзацы. При письме отмечается отступом. Абзац имеет свободную структуру если текст свободен.

Абзац свободного текста имеет свободную композицию. Абзац стереотипного текста имеет двучастную структуру. Состоит из ключевой фразы с главной мыслью и комментирующей частью.

Предложения в абзаце могут соединяться цепной и параллельной связью.

Цепная ‒ каждое последующее предложение связано с предыдущим.

Параллельная ‒ при котором первое(главное ) предложение связано с остальными в абзаце. Или связь совершается через один или два предложения.


15. Речевая деятельность, ее фазы и виды.

Речевая деятельность – способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения.

Фазы:

  1. Побудительно-мотивированная – определение цели речи (о чём)
  2. Ориентирование, планирование – способ решения задачи, какие вопросы, порядок освещения
  3. Исполнительская – реализация текста, озвучивание текста (устно), кодирование (письменно)
  4. Фаза контроля – достигнута ли цель, коррекция речи

Виды:



1. Говорение – по средствам него осуществляется устное сообщение(оговорки, пропуски слов, перебивы, срывы конструкций, паузы). Говорение требует форму диалога или монолога.

Жанры:

- обиходно-бытовое (просьба, совет, комплимент, благодарность, беседа);

- официально-деловое (деловая беседа, инструкция, собрание);

- научное (лекция, объяснение, доклад, дидактическая беседа, комментарий);

- публицистическое (интервью, репортаж, дискуссия, ораторское выступление).

2. Письмо – в процессе содержание высказывания передается с помощью графических знаков.

Особенности: подготовленность, полная форма выражения, нормированность. Жанры:

- обиходно-бытовое (письмо, дневник, запись);

- официально-деловое (заявление, расписка автобиография, резюме);

- научное (статья, учебник, монография, рецензия);

- публицистическое (очерк, обзор, репортаж, интервью).

3. Слушание – в основе восприятие и осмысление звукового текста.

Виды:

- направленное (критическое) – дискуссия, совещание

-эмфатическое (сопереживание) – жалобы

-нерефлексивное (слушание и демонстрирование понятий)

- рефлексивное (слушание с элементами влечения в речь).

4. Чтение– происходит декодировка знаков.

Виды:

- изучающее (углубленное) – анализ, оценка текста, текст читает целиком.

-ознакомительное – внимание фиксируется на общем содержании теста, основная проблема

- просмотровое – общее представление о содержание, выяснение нужен ли текст вообще (содержание оглавления, предисловие, послесловие)

- поисковое – ищется конкретная информация

- скорочтение – очень быстрое чтение по диалогам.


16. Устная и письменная формы речи.

Устная речь – осуществляется с помощью звуков, создается благодаря звуковым волнам, особую роль играет интонации, ударение, произношение, пауза.

Свойства:

- необратимо-поступательный характер

- фрагментарность

- подчинение орфоэпическим и акцентологическим нормам

- рассчитана на адресата, на его присутствие

- бывает спонтанной, неподготовленной

- много слов-паразитов, заменителей

- реализуется при помощи диалога и монолога (монолог – целенаправленное сообщение с целью воздействия на других людей (информативный, побуждающий, убеждающий); диалог – процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами (информативный, интерпретационный)).

 

Письменная речь – создается людьми, которая исполняется для фиксации звукового языка вспомогательной знаковой системой.

От финикийского к греческому, византийскому, славяно-кирилловскому, русскому.

Свойства:

- способность к длительному хранению информации

- полная форма выражения

- нормирование

- отсутствие адресата.


17. Стили литературного языка.

Русский язык отличается от других компонентов языка стилистическим богатством.

Разнообразие применения языка приводит к появлению в нем функционально-стилевой дифференциации.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, предназначенная для использования в определенной сфере человеческой деятельности.

Каждый стиль отбирает свои языковые средства.

Выделяется 5 стилей речи:

1) Официально-деловой стиль (Доминанта – предельная точность, не допускается инотолкование, отсюда его громоздкость, наличие специальных терминов и канцеляризмов)

2) Научный стиль (Доминанта – понятийность, точность, логичность, термины)

3) Публицистический стиль (Доминанта - социальная оценочность, проявление в газетных ярлыках, отбор фактов, использование фразеологизмов)

4) Художественный стиль (Доминанта – наличие художественного образа, значимость всех элементов вплоть до звуков)

5) Разговорный стиль (Доминанта – сведены до минимума заботы о форме выражения).

 


18. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования.

Официально-деловой стиль – стиль официального документированного общения (государство с государством, государство с гражданами, граждан между собой).

Выделяются 3 подстиля:

- дипломатический – наличие интер. терминов

- документальный – лексика гражданского и уголовного права

- обиходно-деловой

Лексика:

- отсутствие эмоционально-экспрессивно окрашенных слов

- стандартизированные выражения, штампы

- канцеляризмы (слова, связанные с ведением документации – исходящий, вышеуказанный)

- термины

- аббревиатура

Морфология:

- доминанта – отглагольные существительные

- краткие прилагательные, причастия

- наличие причастных, деепричастных оборотов

Синтаксис:

- номинативные предложения, которые могут быть осложнены обособленными оборотами

- прямой порядок слов

- употребление условных конструкций в кодексах и инструкция

- употребление сложных конструкций с сочетаниями «в силу того, что», «ввиду того, что».

Текст:

- преобладание констатации

- стереотипная композиция

- доминанта фактической информации

- директивное средство воздействия на адресата

- монологический текст

- графическое оформление

19. Документы, их виды и особенности оформления.

Документы– служебные документы, применяющиеся в общественной и личной практике.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.