Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Античная философия





Методические рекомендации

к семинарским занятиям по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся на дневном и заочном отделении.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и представляют собой пособие, которое содержит планы семинарских занятий с вопросами для подготовки и обсуждения, перечнем основной и дополнительной литературы и контрольными тестами по основным темам учебного курса, вопросы к экзамену (зачёту), а также рекомендации по выполнению реферата.

Содержание

 

Введение.......................................................................................................... .......3
Тематический план семинарских занятий ................................................... .......4
  Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре............................ .......4
  Тема 2. Философия Древнего Востока.................................................... .......5
  Тема 3. Античная философия................................................................... .......6
  Тема 4. Философия Средних веков........................................................... .......7
  Тема 5. Философия эпохи Возрождения................................................. .......8
  Тема 6. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)........................... .......9
  Тема 7. Немецкая классическая философия............................................ .....10
  Тема 8. Современная западная философия............................................. .....11
  Тема 9. Русская философия...................................................................... .....12
  Тема 10. Учение о бытии.......................................................................... .....14
  Тема 11. Учение о развитии..................................................................... .....15
  Тема 12. Проблема человека в философии.............................................. .....16
  Тема 13. Учение об обществе................................................................... .....17
  Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком..................... .....18
  Тема 15. Сознание как философская проблема...................................... .....19
  Тема 16. Познание...................................................................................... .....20
  Тема 17. Будущее человечества: философский аспект......................... .....22
Контрольные тесты......................................................................................... ....23
Рекомендации по выполнению реферата..................................................... ....43
Вопросы к экзамену (зачёту)......................................................................... .....47

 






Введение

Основной целью изучения философии в вузе является формирование научного мировоззрения будущих специалистов, развитие их творческого мышления и методологической культуры. Курс философии призван способствовать развитию у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулированию потребности в философских оценках исторических событий и фактов действительности, усвоению идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

В ходе изучения дисциплины студенты должны получить представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре; познакомиться с философскими понятиями и категориями – инструментарием философских знаний; получить знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, учении о человеке и обществе; сформировать представление об исторических типах философии, основных школах, концепциях и направлениях философской мысли; познакомиться с отечественной философией: ее становлением, характерными особенностями, идеями и концепциями; получить навыки научно-исследовательской деятельности.

Основными формами аудиторных занятий являются лекции и семинары. При работе с конспектом лекций студенту рекомендуется просмотреть конспект сразу же после занятий. Необходимо отметить материал конспекта, который вызывает затруднения для понимания, и попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, рекомендуется сформулировать вопросы и обратиться на консультации или ближайшем занятии за помощью к преподавателю.



Подготовка к семинарским занятиям по философии должна включать следующие основные моменты:

· знакомство с текстами первоисточников, материалами учебных и справочных изданий;

· работа с конспектом лекции;

· самостоятельная работа по усвоению смысла и содержания основных философских категорий и понятий.

Каждую неделю студент должен отводить время для повторения пройденного материала, прибегая к помощи контрольных тестов.

Формами текущего контроля являются индивидуальные опросы, контрольные срезы, тестирование и выполнение реферата.

Форма итогового контроля – экзамен или зачет.


Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

 

Целью изучения данной темы является усвоение предмета философии, специфики философских проблем, значения философии в жизни человека и общества, ее роли в познании мира человеком.

 

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии. Специфика философского способа осмысления действительности. Философия и наука. Структура философского знания. Функции философии.

3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие понятия: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, рациональный и чувственный уровни мировоззрения, мифология, религия, религиозная вера, философия, предмет философии, основной вопрос философии, субстанция, материя, сознание, материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, агностицизм, монизм, дуализм, плюрализм, онтология, гносеология, логика, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, история философии.

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

Дополнительная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 4-101.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 20-73.

Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры // Философия и общество. – 2003. – № 3. – С. 121-139.

Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1990. – № 7. – С. 64-76.

Ойзерман Т.И. Основные вопросы философии // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 37-47.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 7-31.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 9-34.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 7-28.

Тема 2. Философия Древнего Востока

Целью изучения темы является усвоение важнейших особенностей философии Древней Индии и Древнего Китая, своеобразия ортодоксальных и неортодоксальных школ индийской философии, а также ведущих направлений философии Древнего Китая.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Возникновение философии в странах Древнего Востока. Основные особенности философии Древней Индии и Древнего Китая.

2. Философия Древней Индии:

а) ортодоксальные школы (йога, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, веданта);

б) неортодоксальные школы (джайнизм, буддизм, локаята).

3. Философия Древнего Китая. Основные школы:

а) даосизм;

б) конфуцианство;

в) моизм;

г) легизм.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: Веды, Упанишады, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта, пракрити, пуруши, Атман, Брахман, варны, дхарма, сансара, карма, мокша, нирвана, джайнизм, ахимса, джива, аджива, буддизм, хинаяна, махаяна, локаята, И-цзин, небо, инь, ян, ли, жень, сяо, цзюнь-цзы, дао, дэ, у-вэй.

 

Основная литература:

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

 

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 80-93.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 9-47.

Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – С. 42-53.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 306-308.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 12-20.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 251-257.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 30-58.

Тема 3. Античная философия

Целью изучения темы является усвоение основных проблем и важнейших особенностей античной философии, ее роли в становлении западного типа философствования.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Социальные и гносеологические предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Периодизация античной философии.

2. Философия досократиков (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

3. Античная философия классического периода (софисты и Сократ, Платон и Аристотель).

4. Философские школы эллинистического периода (эпикурейцы, стоики, скептики, киники, эклектики, неоплатоники).

 

Основные понятия: космоцентризм, гилозоизм, физис, апейрон, логос, диалектика, метафизика, апории, дихотомия, атомы, софистика, софизмы, майевтика, демиург, эйдосы, форма, материя, энтелехия, гедонизм, эвдемонизм, атараксия, единое.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 93-115.

Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. – 2005. – № 1. – С. 156-174.

Кессиди Ф.Х. Философия древних греков как проявление их менталитета // Философия и общество. – 2002. – № 4. – С. 172-186.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 48-151.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 309-312.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 257-262.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 35-65.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 59-83.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.