Тема (Модуль 2) «Философия бытия».
Цели модуля.
1. Продолжить формирование знаний на одну из фундаментальных проблем «философии – проблему существования» раздела «онтологии», используя ее понятия, закономерности, законы, причинно-следственные связи и которая была предметом философствования мыслителей различных времен.
2. Развитие навыков самостоятельного философского мышления, умение сознательно анализировать явления и процессы окружающего мира и принимать решения.
3. Способствовать формированию гуманистического отношения к миру.
1. Возможна следующая схема изучения учебного материала (учебно-информационный блок – 6 часов).
п/п
| Тема занятия
| Тип занятия
| Вид (форма) занятия
| Количество часов
| 1.
| Онтология, ее предмет и основные понятия
| Формирование новых знаний
| Лекции, эвристическая беседа или дискуссия.
|
| 2.
| Атрибуты бытия
| Систематизация знаний и навыков, коррекция и предварительный контроль знаний
| Интерактивный семинар
|
| 3.
| Философия бытия
| Итоговый контроль
| Практическое занятие
Зачет
|
|
2. Основной текст.
(по кн. Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкина, Х.С. Тафарова. Основы философии. Мн. Высшая школа, 2009 г. гл. 3, с. 89-112.)
3. Словарь понятий.
Онтология – раздел философии (от греч. (ontos) –сущее и logos – учение, т.е. учение о бытие (существовании) как таковом и о всеобщих принципах и законах его организации.
Бытие – всеобщее свойство вещей и явлений существовать, присутствовать, т.е. быть.
Небытие – свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.
Материальное бытие – явление, существующее вне и независимо от человеческого сознания и представляющие собой объективную реальность. (Может включать все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества).
Идеальное бытие – это многообразие духовной жизни человека и общества, существующие в сфере их сознания – чувство, настроение, мысли, идеи, теории т.д. – и составляющие содержание субъективной реальности.
Движение – всеобщее свойство любого сущего изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Пространство – означает, что любой материальный объект занимает определенное положение (место) по отношению к другим объектам.
Время – это длительность существования сущего и последовательность событий, происходящих с ним.
Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
4. Материалы, используемые в процессе обучения.
4.1. Материалы и лекции. Возможен следующий план лекции:
1. Онтология, ее предмет и основные понятия.
2. Атрибуты бытия.
3. Бытие человека в мире.
Вопросы к эвристической беседе (уровень представления).
1. Что означает понятие «бытие»?
2. Как Вы представляете категорию «небытия»?
3. В философии Древнего Востока небытие часто придавалась особая роль первичного источника всякого бытия. Так ли это?
4. Что составляет содержание онтологии, как раздела философского знания?
5. Какова роль субстанции в объяснении всего сущего?
6. Категория «материя» - это…?
7. Назовите аргументы свидетельствующие об эволюции понятия «материи».
8. Как в марксистской философии обосновывали новые подходы к пониманию материи?
9. Что означает субъект-объективное отношение современного понимания материи?
10. Перечислите основные структурные уровни организации материального бытия.
4.2 Вопросы к дискуссии (уровень понимания).
1. Почему проблема бытия была и есть предметом философствования мыслителей различных времен?
2. Что означает и изучает онтология?
3. В чем особенности философского понятия – небытие?
4. Философия средневековья утверждала – «Бог есть само бытие». А каково Ваше мнение?
5. В чем мировоззренческая и методологическая значимость категории бытия и небытия?
6. Докажите на примерах, что быть Человеком – не просто, но им надо быть!
7. В чем специфика и проблемы виртуального бытия?
4.3 Возможно использовать схемы как в лекции, так и во время эвристической беседы, семинара.
Схема 1. Классификация видов сущего (см. стр. 3а).
Схема 2. Структура бытия: виды, уровни, формы (см. методразработку с. 7, 2000г.)
Схема 3. Современная наука о строении материи (см. методразработку с. 11, 2000г.)
Схема 4. Основные законы диалектики.
Схема 5. Матери и ее атрибуты. Динамическая организация реальности (см. УМК с 29.)
Схема 1. Классификация видов сущего.
Бытие вещей и процессов природы.
| Бытие человека
| Бытие духовное
| Бытие социальное
|
Схема 2. Структура бытия.
Схема 3. Структурная организация реальности
Строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
| Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, которое образует определенную целостность, единство.
|
Понятие, означающее первичные частицы, из комбинаций которых складывается многообразие предметов окружающего мира.
|
Схема 4. Основные законы диалектики.
Название
| Содержание
| 1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
| 1. Изменение любого сущего рано или поздно нарушает его меру (т.е. устойчивое единство количественных и качественных характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние.
| 2. Закон единства и взаимодействия противоположностей.
| 2.1. Основным источником развития сущего служат его внутренние противоречия (т.е. взаимодействия противоположных элементов, свойств, связей и т.д.);
2.2. Достижения современной науки требует корректировки данного закона – источником развития выступают не противоречия, а согласованные кооперативные взаимодействия между элементами сложных самоорганизующихся систем.
| 3. Закон отрицания отрицания.
| 3. Любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств.
|
Схема 5. Материя и ее атрибуты. Динамическая организация реальности.
4.5. Материалы к интерактивному семинару.
На предыдущем занятии преподаватель предлагает подготовить индивидуальные сообщения или компьютерные презентации по следующей тематике:
1. Основные атрибуты бытия.
2. Диалектика и ее принципы.
3. Законы диалектики.
4. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
Возможен следующий план семинара (уровень применения):
1. Структурная организация бытия.
а) специфика различных материальных систем и причинно-генетическая связь элементов в неживой природе;
б) системная организация живой природы;
в) современная наука о системной организации живой природы.
2. Динамическая организация бытия.
а) историко-философское эволюция (реконструкция) понятие движения;
б) категория движения, развитие, покоя;
в) современное представление о формах движения;
г) диалектика как философская концепция развития, ее принципы, законы и категории.
3. Пространственно-временная организация бытие.
а) субстанциальная и реляционная концепции пространства;
б) особенности социального пространства;
в) социально-организованная сфера человеческого бытия людей;
г) субстанциальная и реляционная концепции времени.
4. Бытие человека в мире.
а) человек и Вселенная;
б) человек и природа;
в) человек и общество.
4.6. Задания для предварительного контроля (≈ 15 мин.):
Студентам предоставляется право выбора задания.
1. Из основных понятий темы составить тематический кроссворд.
2. Заполните таблицу «Законы диалектики»
Название закона
| Содержание
|
|
|
|
|
|
|
3. А. Эйнштейн в работе «Эволюция физики» писал: «Создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением». Какой закон диалектики здесь используется? Приведите доказательства из физики, биологии, развития человеческого организма.
4. Проведите сравнительный анализ понятий:
− бытие и небытие;
− развитие и изменение;
− бытие и материя;
− скачок - развитие по спирали;
− движение и развитие;
− движение и покой;
− прогресс – регресс;
− движения – изменения.
В заключение семинара преподаватель делает выводы об усвоении и осознанном использовании учащимися теоретических знаний темы. И уметь формировать свою позицию.
5. Материалы к практическому занятию «ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ».
Цель урока: контроль знаний по данной теме.
Форма урока: зачет.
Возможно проведение практического занятия.
ТЕСТЫ
I вариант
1. репродуктивный
− Что означает следующие философские категории:
ü движение - ___________________________________________________
ü небытие - ____________________________________________________
ü социальное бытие - ____________________________________________
ü система - _____________________________________________________
ü диалектика - __________________________________________________
2. продуктивный
− Какое определение понятия «бытие» Вы считаете правильным?
ü вселенная;
ü материя;
ü природа и общество;
ü вся совокупность объективной и субъективной реальности;
ü окружающая нас действительность.
− Укажите, какое из данных определений соответствует понятию «материя»:
ü Материя – это все то, что не является сознанием
ü Материя – абстракция, не имеющая под собой реального осознания
ü Материя – это постоянная возможность ощущения
ü Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им
ü Материя – это все, что обладает массой и энергией
− Обоснуйте фактами – возожжен ли покой в окружающем мире?
3. творческий
− Определите, о каком времени идет речь в стихотворении поэта С.Я. Маршака:
Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того.
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
ü реальном;
ü концептуальном;
ü рецептуальном
− Приведите примеры, что существует взаимосвязь понятий «бытие» и «небытие».
II вариант
1. репродуктивный
− Что означают следующие философские категории:
ü онтология - __________________________________________________
ü материя - ____________________________________________________
ü элемент - ____________________________________________________
ü развитие - ___________________________________________________
ü время - ______________________________________________________
2. продуктивный
− Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи:
■ протяженность ■ теплопроводность
■ длительность ■ изотропность
■ движение ■ однородность
■ пространство ■ бесконечность
■ время ■ вещественность
− Какое определение понятия «движение» Вы считаете правильным? Докажите это…
ü всякое перемещение вообще
ü отсутствие покоя
ü атрибут материи
ü способ существования материи
ü всякое изменение вообще
− Докажите, что существует генетическая связь в структуре бытия.
3. творческий
− Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их учениями:
1. Гераклит а) наивная стихийная диалектика
2. Парменид б) автоматическое учение
3. Сократ в) учение о бытии
4. Демокрит г) учение о мире идей
5. Платон д) этический рационализм
Объясните, почему…?
− Всякое развитие есть движение, но не всякое движением – есть развитие. Так ли это?
III вариант
1. репродуктивный
− Что означают следующие философские категории:
ü бытие - ______________________________________________________
ü покой - ______________________________________________________
ü материальное бытие - __________________________________________
ü пространство - ________________________________________________
ü диалектика - __________________________________________________
2. продуктивный
− Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи:
■ объективная реальность ■ симметричность
■ одномерность ■ объем
■ трехмерность ■ всеобщность
■ протяжность ■ прерывность
■ бесконечность ■ длительность
− Что Вы понимаете под научной картиной мира?
ü Это – целостное представление о социальных и природных процессах.
ü Это – образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах.
ü Интегральный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук.
ü Образ мира, созданный на основе отдельных наук.
− Проанализируйте на примерах возможно ли бессмертие человека?
3. творческий
− Определите философскую позицию автора следующего высказывания: «Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое целое – вздор. Я полагаю, что Вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернанткам».
(Б. Рассель)
ü монизм;
ü дуализм;
ü плюрализм.
− Почему время как категория материи – невосполнимо? Что предлагаете делать?
Литература:
1. Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 2. Под общей ред. Я.С. Яскевич. Лен, РИВШ, 2005, с. 3-60.
2.
3. Я.С. Яскевич. Философия (конспект лекций). Минск, 2010, с. 44-60.
4. Основы социально-гуманитарных наук (учебно-методический комплекс). Минск, Вышэйшая школа, 2005.
5. Э.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская. Разработка средств контроля учебной деятельности. Мн, 2005.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|