Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема (Модуль 2) «Философия бытия».





Цели модуля.

1. Продолжить формирование знаний на одну из фундаментальных проблем «философии – проблему существования» раздела «онтологии», используя ее понятия, закономерности, законы, причинно-следственные связи и которая была предметом философствования мыслителей различных времен.

2. Развитие навыков самостоятельного философского мышления, умение сознательно анализировать явления и процессы окружающего мира и принимать решения.

3. Способствовать формированию гуманистического отношения к миру.

 

1. Возможна следующая схема изучения учебного материала (учебно-информационный блок – 6 часов).

 

п/п Тема занятия Тип занятия Вид (форма) занятия Количество часов
1. Онтология, ее предмет и основные понятия Формирование новых знаний Лекции, эвристическая беседа или дискуссия.
2. Атрибуты бытия Систематизация знаний и навыков, коррекция и предварительный контроль знаний Интерактивный семинар
3. Философия бытия Итоговый контроль Практическое занятие Зачет  

 



2. Основной текст.

(по кн. Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкина, Х.С. Тафарова. Основы философии. Мн. Высшая школа, 2009 г. гл. 3, с. 89-112.)

3. Словарь понятий.

Онтология – раздел философии (от греч. (ontos) –сущее и logos – учение, т.е. учение о бытие (существовании) как таковом и о всеобщих принципах и законах его организации.

Бытие – всеобщее свойство вещей и явлений существовать, присутствовать, т.е. быть.

Небытие – свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.

Материальное бытие – явление, существующее вне и независимо от человеческого сознания и представляющие собой объективную реальность. (Может включать все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества).

Идеальное бытие – это многообразие духовной жизни человека и общества, существующие в сфере их сознания – чувство, настроение, мысли, идеи, теории т.д. – и составляющие содержание субъективной реальности.

Движение – всеобщее свойство любого сущего изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Пространство – означает, что любой материальный объект занимает определенное положение (место) по отношению к другим объектам.



Время – это длительность существования сущего и последовательность событий, происходящих с ним.

Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

4. Материалы, используемые в процессе обучения.

4.1. Материалы и лекции. Возможен следующий план лекции:

1. Онтология, ее предмет и основные понятия.

2. Атрибуты бытия.

3. Бытие человека в мире.

 

Вопросы к эвристической беседе (уровень представления).

1. Что означает понятие «бытие»?

2. Как Вы представляете категорию «небытия»?

3. В философии Древнего Востока небытие часто придавалась особая роль первичного источника всякого бытия. Так ли это?

4. Что составляет содержание онтологии, как раздела философского знания?

5. Какова роль субстанции в объяснении всего сущего?

6. Категория «материя» - это…?

7. Назовите аргументы свидетельствующие об эволюции понятия «материи».

8. Как в марксистской философии обосновывали новые подходы к пониманию материи?

9. Что означает субъект-объективное отношение современного понимания материи?

10. Перечислите основные структурные уровни организации материального бытия.

 

4.2 Вопросы к дискуссии (уровень понимания).

1. Почему проблема бытия была и есть предметом философствования мыслителей различных времен?

2. Что означает и изучает онтология?

3. В чем особенности философского понятия – небытие?

4. Философия средневековья утверждала – «Бог есть само бытие». А каково Ваше мнение?



5. В чем мировоззренческая и методологическая значимость категории бытия и небытия?

6. Докажите на примерах, что быть Человеком – не просто, но им надо быть!

7. В чем специфика и проблемы виртуального бытия?

 

4.3 Возможно использовать схемы как в лекции, так и во время эвристической беседы, семинара.

Схема 1. Классификация видов сущего (см. стр. 3а).

Схема 2. Структура бытия: виды, уровни, формы (см. методразработку с. 7, 2000г.)

Схема 3. Современная наука о строении материи (см. методразработку с. 11, 2000г.)

Схема 4. Основные законы диалектики.

Схема 5. Матери и ее атрибуты. Динамическая организация реальности (см. УМК с 29.)

 

Схема 1. Классификация видов сущего.

 

Бытие вещей и процессов природы. Бытие человека Бытие духовное Бытие социальное

 

Схема 2. Структура бытия.

  Бытие    
Бытие человека
Бытие человека
Бытие духовное
Бытие социальное

 


Виды бытия
Объективная реальность
Субъективная реальность
Формы бытия
Природное бытие
Социальное бытие
Уровни бытия
Актуальное бытие
Потенциальное бытие

 


Схема 3. Структурная организация реальности

 

 

Структура
Строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
Система
Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, которое образует определенную целостность, единство.

 

 


 

Элемент
Понятие, означающее первичные частицы, из комбинаций которых складывается многообразие предметов окружающего мира.

 


Схема 4. Основные законы диалектики.

 

Название Содержание
1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 1. Изменение любого сущего рано или поздно нарушает его меру (т.е. устойчивое единство количественных и качественных характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние.
2. Закон единства и взаимодействия противоположностей. 2.1. Основным источником развития сущего служат его внутренние противоречия (т.е. взаимодействия противоположных элементов, свойств, связей и т.д.); 2.2. Достижения современной науки требует корректировки данного закона – источником развития выступают не противоречия, а согласованные кооперативные взаимодействия между элементами сложных самоорганизующихся систем.
3. Закон отрицания отрицания. 3. Любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств.

 

Схема 5. Материя и ее атрибуты. Динамическая организация реальности.

 

Материя
Движение
Пространство
Время
 
 

 


 

 


4.5. Материалы к интерактивному семинару.

На предыдущем занятии преподаватель предлагает подготовить индивидуальные сообщения или компьютерные презентации по следующей тематике:

1. Основные атрибуты бытия.

2. Диалектика и ее принципы.

3. Законы диалектики.

4. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

 

Возможен следующий план семинара (уровень применения):

1. Структурная организация бытия.

а) специфика различных материальных систем и причинно-генетическая связь элементов в неживой природе;

б) системная организация живой природы;

в) современная наука о системной организации живой природы.

2. Динамическая организация бытия.

а) историко-философское эволюция (реконструкция) понятие движения;

б) категория движения, развитие, покоя;

в) современное представление о формах движения;

г) диалектика как философская концепция развития, ее принципы, законы и категории.

3. Пространственно-временная организация бытие.

а) субстанциальная и реляционная концепции пространства;

б) особенности социального пространства;

в) социально-организованная сфера человеческого бытия людей;

г) субстанциальная и реляционная концепции времени.

4. Бытие человека в мире.

а) человек и Вселенная;

б) человек и природа;

в) человек и общество.

 

4.6. Задания для предварительного контроля (≈ 15 мин.):

Студентам предоставляется право выбора задания.

1. Из основных понятий темы составить тематический кроссворд.

2. Заполните таблицу «Законы диалектики»

 

Название закона Содержание
   
   
   

 

3. А. Эйнштейн в работе «Эволюция физики» писал: «Создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением». Какой закон диалектики здесь используется? Приведите доказательства из физики, биологии, развития человеческого организма.

4. Проведите сравнительный анализ понятий:

− бытие и небытие;

− развитие и изменение;

− бытие и материя;

− скачок - развитие по спирали;

− движение и развитие;

− движение и покой;

− прогресс – регресс;

− движения – изменения.

В заключение семинара преподаватель делает выводы об усвоении и осознанном использовании учащимися теоретических знаний темы. И уметь формировать свою позицию.

5. Материалы к практическому занятию «ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ».

Цель урока: контроль знаний по данной теме.

Форма урока: зачет.

Возможно проведение практического занятия.

ТЕСТЫ

I вариант

 

1. репродуктивный

− Что означает следующие философские категории:

ü движение - ___________________________________________________

ü небытие - ____________________________________________________

ü социальное бытие - ____________________________________________

ü система - _____________________________________________________

ü диалектика - __________________________________________________

 

2. продуктивный

− Какое определение понятия «бытие» Вы считаете правильным?

ü вселенная;

ü материя;

ü природа и общество;

ü вся совокупность объективной и субъективной реальности;

ü окружающая нас действительность.

− Укажите, какое из данных определений соответствует понятию «материя»:

ü Материя – это все то, что не является сознанием

ü Материя – абстракция, не имеющая под собой реального осознания

ü Материя – это постоянная возможность ощущения

ü Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им

ü Материя – это все, что обладает массой и энергией

− Обоснуйте фактами – возожжен ли покой в окружающем мире?

 

3. творческий

− Определите, о каком времени идет речь в стихотворении поэта С.Я. Маршака:

Мы знаем, время растяжимо.

Оно зависит от того.

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

ü реальном;

ü концептуальном;

ü рецептуальном

− Приведите примеры, что существует взаимосвязь понятий «бытие» и «небытие».

 

II вариант

 

1. репродуктивный

− Что означают следующие философские категории:

ü онтология - __________________________________________________

ü материя - ____________________________________________________

ü элемент - ____________________________________________________

ü развитие - ___________________________________________________

ü время - ______________________________________________________

 

2. продуктивный

− Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи:

■ протяженность ■ теплопроводность

■ длительность ■ изотропность

■ движение ■ однородность

■ пространство ■ бесконечность

■ время ■ вещественность

− Какое определение понятия «движение» Вы считаете правильным? Докажите это…

ü всякое перемещение вообще

ü отсутствие покоя

ü атрибут материи

ü способ существования материи

ü всякое изменение вообще

− Докажите, что существует генетическая связь в структуре бытия.

 

3. творческий

− Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их учениями:

1. Гераклит а) наивная стихийная диалектика

2. Парменид б) автоматическое учение

3. Сократ в) учение о бытии

4. Демокрит г) учение о мире идей

5. Платон д) этический рационализм

Объясните, почему…?

− Всякое развитие есть движение, но не всякое движением – есть развитие. Так ли это?

 

III вариант

 

1. репродуктивный

− Что означают следующие философские категории:

ü бытие - ______________________________________________________

ü покой - ______________________________________________________

ü материальное бытие - __________________________________________

ü пространство - ________________________________________________

ü диалектика - __________________________________________________

 

2. продуктивный

− Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи:

■ объективная реальность ■ симметричность

■ одномерность ■ объем

■ трехмерность ■ всеобщность

■ протяжность ■ прерывность

■ бесконечность ■ длительность

 

− Что Вы понимаете под научной картиной мира?

ü Это – целостное представление о социальных и природных процессах.

ü Это – образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах.

ü Интегральный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук.

ü Образ мира, созданный на основе отдельных наук.

− Проанализируйте на примерах возможно ли бессмертие человека?

 

3. творческий

− Определите философскую позицию автора следующего высказывания: «Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое целое – вздор. Я полагаю, что Вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернанткам».

(Б. Рассель)

ü монизм;

ü дуализм;

ü плюрализм.

− Почему время как категория материи – невосполнимо? Что предлагаете делать?

 

 

Литература:

1. Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 2. Под общей ред. Я.С. Яскевич. Лен, РИВШ, 2005, с. 3-60.

2.

3. Я.С. Яскевич. Философия (конспект лекций). Минск, 2010, с. 44-60.

4. Основы социально-гуманитарных наук (учебно-методический комплекс). Минск, Вышэйшая школа, 2005.

5. Э.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская. Разработка средств контроля учебной деятельности. Мн, 2005.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.