Сделай Сам Свою Работу на 5

Укажите значения фразеологизмов, их стилистические и стилевые возможности.

Практическое занятие №1

Тема: Коммуникативный аспект изучения культуры речи

План занятия:

I. Приготовьте развернутые ответы на теоретические вопросы темы (устно):

1)Что включает коммуникативный аспект культуры речи?

2)Язык как средство общения. Какова структура речевого общения?

3)Назовите классификации общения.

4)Что представляет собой бытовое общение?

5)Назовите основные особенности делового общения.

6)Назовите виды делового общения. Дайте их характеристику.

7)Назовите условия успешного общения.

8)Назовите основные принципы общения по Г.П. Грайсу. Дайте их характеристику.

9)Охарактеризуйте принцип вежливости, сформулированным Дж. Личем. Назовите максимы речевого поведения. Дайте их характеристику.

10)Каковы причины коммуникативных неудач?

11)Что понимается под невербальными средствами общения?

12)Что понимается под коммуникативными качествами речи?

13)Назовите основные коммуникативные качества речи? Дайте их характеристику. Приведите примеры.

 

II. Выполните следующие задания письменно:

1) Составьте терминологический словарь (дайте определения понятиям и выучите их):

Культура речи – … .

Нормативный аспект культуры речи - … .

Коммуникативный аспект культуры речи - … .

Этический аспект культуры речи - … .

Коммуникация – … .

Речевая ситуация - … .

Эффективность общения - … .

Бытовое общение - … .

Деловое общение - … .

Максима такта - …. .

Максима великодушия - … .

Максима одобрения - …. .

Максима скромности - … .

Максима согласия - … .

Максима симпатии - … .

Коммуникативные качества речи - … .

2) Выполните задания:

1. Объясните значения следующих слов различными способами: а) построив логическое определение, б) используя синонимы, в) описательным способом.Алогизм, аналогия, диахронический, компьютер, культура, март, миграция, мышление, очки, предложение, студент, тавтология, текст, фотография, фразеологизм, экзотический, языкознание.

2. Найдите алогизмы в высказываниях, исправьте.1. Перед нами был сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Неправда, что Чечня — это «чёрная дыра», что в Чечне только воруют. Во всех регионах, если мы посмотрим, везде одно и то же. Только в Чечне хуже (А. Кадыров). 3. Мне бы адвоката, желательно с юридическим образованием. 4. Он сделал эту тумбочку из дуба с четырьмя ножками.



Прочитайте текст. Определите в нём: а) основное положение (тезис), б) доказательства выдвинутого тезиса, аргументы, в) вывод.

Языковой материал собирается и систематизируется в различного рода словарях. Все словари можно разделить на две группы: энциклопедические и лингвистические.

Энциклопедические словари являются научными справочными пособиями, содержащими сведения из различных областей знания. В них даны сведения о явлениях природы и общественной жизни, о выдающихся общественных деятелях, разъясняются различные научные и технические термины и т.д. Словарные статьи обычно иллюстрируются. Следовательно, в энциклопедиях объясняются не слова, а предметы, лица, явления и понятия, обозначаемые теми или иными словами.

В лингвистических (языковых) словарях основное внимание уделено словам; в них объясняются с разных точек зрения сами слова. Лингвистические словари в свою очередь делятся на двуязычные (переводные), например, англо-русский, русско-английский, русско-немецкий и т. п., и одноязычные, вся информация в которых даётся на одном языке. В зависимости от целей и задач одноязычные словари делятся на несколько категорий: толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, этимологические словари, словообразовательные, фразеологические, грамматические, орфоэпические, орфографические и другие.

Таким образом, словари содержат огромную информацию и являются первыми помощниками и друзьями в учении, в жизни.

4. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения. 1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 4. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. 5. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 6. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ). 7. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо).

Завершив начатые высказывания, создайте собственные афоризмы.

1. Заслуживает уважения тот, ...

2. Тот, кто духовно совершенствуется, ...

3. Настоящую ценность представляет то, ...

Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте смысловые и стилистические различия компонентов каждого синонимического ряда.

1. (Человек) удивительный — ...

2. (Поступок) грубый — ...

3. (Чувства) испытывать —...

4. (Проблем) много — …

5. Робость — ...

Укажите значения фразеологизмов, их стилистические и стилевые возможности.

1.Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, валаамова ослица, глас вопиющего в пустыне, гомерический смех, гордиев узел, жребий брошен, зарыть талант в землю, каинова печать, камень преткновения, кануть в Лету, корень зла, между Сциллой и Харибдой, нести свой крест, одним миром мазаны, перейти Рубикон, посыпать пеплом голову, манна небесная.

2. Белая ворона, блоху подковать, зелёный друг, плясать под чужую дудку, Фома неверующ

8. Назовите элементы, засоряющие речь и затрудняющие понимание сказанного. 1. Эти приметы как бы подойдут для описания многих людей. 2. Нас нельзя заказать. События в стране в 2009 году — имеются в виду наезды силовиков на финансово-промышленные структуры — заставили многих подозревать прокуратуру в том, что она выполняет свои обязанности весьма выборочно… 3. Кто будет выражаться нецензурными словами или портить нашу речь, получит в рыло без всяких базаров! 4. Товарищи! Современная международная обстановка складывается в таком аспекте, что мы должны крепко, все как один, держаться на установившемся уровне и продолжать начатый штурм вершин благодати нашего развитого общества. 5. …Надо знать то, что как, типа, идет пожар. 6. Мы наработали сильную декларацию… Мы в принципе не регламентируем деятельность друг друга. 7. Давайте примерим как бы этот план на практике. 10. На уроке: — Каково значение высказывания «Работать не хочу, а ем по пирогу»? Ученик: — Значение — на халяву есть. 11. Я вчера как бы был у них и как бы у нас всё получилось. 12. — Ну, это... Он её топить пошёл — этот, как его... Ну, у него ещё звуковой карты не было... 13. Вы, это самое, того, Когда вы говорите, То, значит, это, как его, Ну, в общем, не тяните. Вот, это, значит, так сказать, Что мне хотелось вам сказать.

9. Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данных ситуация. 1. В очереди:а) Кто крайний? б) Кто последний? в) За кем я? 2. В общественном транспорте:а) Вы сходите? б) Вы выходите? в) Вы вылазите? г) Вы слазите? 3. В общественном месте, на улице:а) Сколько времени? б) Который час? в) Сколько время? г) Сколько часов? д) У Вас есть время? е) Сколько сейчас?

10. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левому и по правому сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.1) Палец-перст = Лоб - ?2) Живой – мертвый = Восторгаться - ?3) Брег – берег = Прах - ?4) Закат – рассвет = Добродетель - ?5) Обоняние – обаяние = Дипломат - ?6) Биться – Хрупкий = Пачкаться - ?7) Засучив рукава – спустя рукава = Заварить кашу - ?

11. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.2) Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.3) Мы и не заметили, как поднялся ветер, и по небу поползла темная дождливая туча.4) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».5) Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.6) Учиться в университете нелегко – за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.7) Множество фактов – климатически и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.8) Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.9) В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чиновники.10) Наша туристская группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

 

Литература:

ü Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов нефилологических факультетов вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 544 с.

ü Введенская Л.А. Культура и искусство речи: учеб. для вузов. – Ростов-на-Дону, 1998.

ü Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

ü Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов по дисциплине ГСЭ.8 - "Русский язык и культура речи". - М.: Логос, 2005. - 432 с.

ü Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для вузов. – М.: «Академия», 2004.

ü Другая справочная литература по культуре речи.

 

Критерии оценивания ответов:

1. Развернутый, аргументированный ответ на теоретический вопрос темы оценивается в 5 балла.

2. Выполнение письменных заданий оценивается в 10 баллов.

 

 

Практическое занятие №2



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.