Методы борьбы с теневой экономикой
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.
Рис.3. Методы борьбы с «теневой экономикой»
1. Радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991– начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.
Его результаты:
· критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти;
· подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса.
2. В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий:
· расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ;
· формирование системы тотального контроля и доносительства;
· общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания[12].
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать
источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы[13].
Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики также нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.
К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести[14]:
Рис.4. Направления борьбы с экономической преступностью
Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.
Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:
• постоянная корректировка правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;
• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;
• реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
• освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
• упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
• перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;
• введение в практику так называемых «доходных индульгенций» – юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;
• создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций;
• наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики[15].
Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:
- формирование позитивного образа легальной хозяйственной деятельности – представлений о бизнесе как сфере честной конкуренции и социальной ответственности, а не соревнований в обмане;
- формирование негативного образа теневой экономики – осуждающего отношения к тем видам хозяйственной деятельности, которые связаны с нарушением закона;
- формирование представлений о дозволенности и моральности инициативной помощи рядовых граждан правоохранительным органам в пресечении теневой экономической деятельности[16].
Важность этих мер доказывается от противного – демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений
Заключение
В настоящее время теневая экономика – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.
По оценке масштабов видно, что теневая экономика в России достаточно развита. К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.
Один из основных недостатков действующего российского законодательства – отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования, появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы, разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.
[1] Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С. 14.
[2] Козлова Е.В., Пузанова Л.А. Экономическая сущность теневой экономики и ее последствия / Е.В. Козлова // Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2012. – № 31. – С. 5.
[3] Никитина И.А. Теневая экономика: понятие и структура / И.А. Никитина // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2007. – № 1 (10). – С. 120 –126.
[4] Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С.15.
[5] Трифонов А.Ю. Универсальные причины теневой экономики / А.Ю. Трифонов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2010. – № 1. – С.78.
[6] Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России / М.Тарасов // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №2. – С. 19-20.
[7] Руцкой А.В. Экономическая преступность / А.В. Руцкой // Духовное наследие. – 2010. – №2 (6). – С. 8-9.
[8] РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)
[9] Испания по-русски. Доходы теневой экономики Испании составляют почти пятую часть ее ВВП. URL: http://www.espanarusa.com/article.sdf/ru/news/economia/362666 (дата обращения 10.12.13)
[10] РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)
[11] Бурдуков П.Тайны рыночной экономики / П.Бурдуков // Финансовый контроль. – 2009. – № 10. – С.90-95.
[12] Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование / С.М. Ечмаков. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 209.
[13] Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики / И.М. Аблаев // ЭКО. – 2004. – №2. – С.21-37.
[14] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.
[15] Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников. – М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 2006. – с.13-27.
[16] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.В.К.Сенчагова. - М.: Дело, 2008. – с.122.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|