Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ И ТУРЦИИ)





С.В. Дыдышко

Белорусский государственный университет

 

 

Семья – это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве и связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя многочисленные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, – писал Ф. Энгельс, – при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обуславливаются…ступенью развития, с одной стороны – труда, а с другой – семьи» (с. 26).

Семья наиболее универсальный институт для всех обществ; кроме деторождения она выполняет много различных функций, среди которых – экономическая, включающая совместное производство-потребление, функции социализации, образования и защиты детей, любовь, совместное времяпровождение и др. Принимая во внимание эти особенности, можно дать следующее определение: «Семья – это социальная единица, которая обеспечивает продолжение человеческого рода, которая первой появилась в процессе социализации общества; это единица, в которой взаимоотношения ее членов подчиняются определенным правилам, которая имеет свои биологические, психологические, экономические, социальные и юридические аспекты, и которая из поколения в поколение передает накопленные в обществе материальные и нравственные богатства».



Семья тесно связана с обществом, в котором она живет, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.
Она выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

В современных условиях, несмотря на религиозные требования, все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока не совсем ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и отношение к старшему поколению.



Современный мир вступил в эру глобализации, что, безусловно, следует учитывать при исследовании любых социальных процессов. Влияние глобализации на характер современной семьи приобретает специфический вид в силу социокультурных и социально-экономических условий развития как белорусского, так и турецкого общества.

Белорусский и турецкий этносы развивались в разных природных и хозяйственных условиях, в результате чего они достигли неодинакового социально-экономического и культурного уровня развития и за счет этого выработали разные этнокультурные традиции. Данный фактор в значительной степени явился определяющим при формировании семьи и семейных отношений как в Турции, так и Беларуси.

Итак, рассмотрим, чем отличается современная белорусская семья от турецкой и какие проблемы испытывают оба типа семьи. Начнем с белорусской семьи.

Вот уже двадцать лет наша страна Беларусь самостоятельно и независимо идет по пути своего становления. За эти годы выросло новое поколение людей, которые уже имеют другие взгляды на семьюи семейные ценности. Они иначе понимают значение и важность брачных отношений, чем их отцы и матери. Так какая она, современная семья в Беларуси? С какими трудностями сталкивается, и какие проблемы решает?

После распада СССР наметилась небольшая тенденция на, своего рода, европеизацию семейного быта. Попытки быть похожими на западные семьи привели к переориентации семейных взаимоотношений. Но довольно сложное экономическое положение в середине 90-ых да и последующих годах так и не позволило семье в Беларуси стать полноценным европейским семейством.



Характер семейных проблем в Беларуси и Европе практически идентичен при всем различии уровня социально-экономического, политического, культурно-исторического развития западных стран и нашего государства, что заставляет серьезно задуматься об истоках этих явлений и углубиться в поиск некой закономерности в истории семейно-брачных отношений человеческой цивилизации. Процесс глобализации способствует быстрому распространению новой идеологии семьи и семейных отношений, что и заставляет отечественных ученых, политиков все чаще обращаться к вопросам семьи и семейной политики в государстве, так как традиционная семья очень быстро теряет свои позиции и уступает место семье современного типа под воздействием средств массовой информации и «вестернизации» белорусского общества.

В результате коренных социально-экономических преобразований на территории постсоветского государства изменились механизмы и характер социальной адаптации большинства белорусов, испытавших на себе все трудности переходного периода. Итогом «шоковой терапии» стало катастрофическое снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, снижение уровня здоровья и т. д. Все перечисленные явления являются результатом того, что семья как ячейка общества первая попала под удар рыночных преобразований и вступила в длительную полосу кризиса. Прежние механизмы социальной адаптации, отработанные и апробированные не на одном поколении советских семей, перестали действовать, а новые вырабатываются стихийно, большинство из которых сводится к механизмам выживания. В настоящий период социальная адаптация семьи в Беларуси является кризисной.

Что касается процесса рождаемости, то для нашей страны он складывается достаточно драматично. Еще со второй половины 20 века воспроизводство населения в Беларуси эволюционировало от расширенного (50-е – начало 70-х гг.) к простому (1976-1989), а затем к суженному (с 1990 г. по настоящее время). В 1993 году белорусские демографы впервые зафиксировали, что смертность превысила рождаемость и страна вступила в качественно новый период своего развития – депопуляцию.

Чрезвычайно низкий уровень рождаемости в Беларуси, в первую очередь, связан с массовым распространением однодетной семьи. На сегодняшний день 60 % семей в нашей стране однодетные.

Показателями кризиса семьи принимаются общие для Беларуси и Европы явления в сфере семейно-брачных отношений катастрофическое снижение рождаемости, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

 

 

Тем не менее, нельзя отрицать, что в брачно-семейной сфере происходят существенные изменения, которые, с одной стороны, отражают широкие социальные перемены, а с другой – способствуют им. В настоящее время происходит институциональная трансформация семьи. О ее развитии можно судить на основании объективных данных, динамики демографических показателей: общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях, более позднего вступления в юридический брак и мужчин и женщин, наконец, о распространении альтернативных форм брака и семьи.

Рассмотрев белорусский (христианский) и турецкий (мусульманский) типы семей, можно найти как сходства, так и различия.

Еще до недавнего времени общечеловеческие мотивы в семье и семейных отношениях усиливались укоренившимися традициями разделения труда и желанием обязательно иметь наследника – продолжателя рода. Однако теперь эта традиция в какой-то мере ослаблена такими современными социальными явлениями, как бытовые и психологические последствия урбанизации, информационной, научно-технической и технологической революцией.

Вместе с тем увеличился возраст вступления в первый брак. Согласно данным социологических исследований, средний возраст мужчины, вступающего в брак, составляет 26 лет, а женщин – 24. Да, люди стали позже заключать браки. Однако процент разводов у таких браков относительно низкий. На 100 браков приходится 40-43 развода. Люди более осознанно и вдумчиво подходят к созданию семьи.

 

Современная семья в России находится под влиянием основных двух групп факторов - социально-экономического характера развития российского общества и глобализационных тенденций, во многом определяющих специфику социальной адаптации российской семьи, часто принимающей форму «вестернизации», что отражается в идентичности семейных проблем в европейском и российском обществе, основными из которых являются снижение рождаемости, увеличение количества разводов, неполных и бездетных семей и т д.

 

Через С. сменяются поколения людей,в ней осуществляется 'производство самого человека, продолжение рода' (там же, с. 26). В С. происходитпервичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также взначит. части реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества С. являетсятакже ячейкой организации быта и важной потребительскои единицей. Кроме этого, С. выступает как один изосн. объектов демографической политики. Первая из задач эффективной демографич. политики, указанных врешениях 26-го съезда КПСС, - 'способствовать упрочению семьи как важнейшей ячейки социалистическогообщества' (Материалы 26-го съезда КПСС, М. 1981, с 136)

Основу С. составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах,санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между мужчиной и женщиной, дажеюридически оформленным, а представляет отношение между мужем и женой, родителями и детьми. '(МарксК., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), что придает ей характер важнейшего социального института. Этоопределяется прежде всего тем, что С. обязана своим возникновением, существованием и развитиемпрежде всего обществ. потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своихдетях. Вместе с тем С. рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, членык-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

 

Мусульманская семья – это своего рода парадокс для сегодняшнего общества, поскольку многие структурные проблемы и кризисные явления ее не коснулись. Объясняется это достаточно легко: если среди самых важных проблем института семьи, как известно, распространенным явлением сегодня стали асоциальные семьи, то мусульманская семья – сторонник противоположного вектора, поскольку культура предполагает отрицательное отношение к алкоголю, наркотикам, табачным изделиям. И многие проблемы социально-бытового характера отпадают сами.

Второе явление, которое коснулось общества, - это распространение нуклеарных семей, где живет только одно поколение, семья, где присутствуют родители и их дети.

Сходства мусульманской и христианской модели семьи: отец – глава семьи, мальчик – будущий отец, ответственный за свою семью. Жена – помощница мужа, дочь – заместительница матери. Главное дети.

Различия: христианская семья подвержена больше светским влияниям и переменам. 1) отношение к родителям – как нечто ненужное, бесполезное. Отсюда растет взаимоотчуждение поколений, причиной которого является распад семьи. В христианских семьях поколения живут изолированнее, к духовному отчуждению добавляется и социальное. Это пагубно сказывается как на соблюдении традиций и обычаев, так и на воспитании растущего поколения. В мусульманской культуре молодые, проживая в больших семьях, помогая старшим и перенимают их опыт.

Во-вторых. В христианских семьях наблюдается постоянно усиливающаяся тенденция расторжения брака, что не характерно для мусульманской культуры. Поэтому растет число детей, которые воспитываются главным образом женщиной.

В-третьих, в хр. Все больше людей не вступают в брак в начале отношений или не оформляют официального отношения. Т.е. они стремятся к альтернативным формам устройства жизни. Отсюда происходит эволюция форм брака и меняется само отношение к браку.

 

Одним из существ. факторов динамики состава семей и сокращения величины семьи служит снижениеуровня рождаемости. Вызванный глубокими социальными преобразованиями, происшедшими в стране, этотпроцесс начался ещё в 30-е гг. и постепенно охватил широкие слои нас. Большое влияние на уровеньрождаемости оказало массовое вовлечение женщин в общественное произ-во, не всегда подкреплявшеесяэффективной работой детских учреждений и системы бытового обслуживания нас. Однако главнымфактором перехода к малодетной семье как результата изменения самого типа рождаемости послужилокоренное изменение положения женщин в обществе и в семье и связанный с этим переворот вобщественном сознании.

 

Традиц. роли, при которыхженщина вела дом, х-во, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличнымсобственником земли и имущества, и обеспечивал экон. самостоятельность С., заменились ролями, при к-рых подавляющее большинство женщин в одних странах и существенная их часть в других стали участвоватьв производств. деятельности, экон. обеспечении С. и принимать равное участие в общесемейных решениях.Это повлияло на все стороны функционирования С. и особенности брачно-семейных отношений,способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супружеских отношений, новместе с тем воздействовало на демографич. поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и ростууровня разводимости. Для совр. семьи характерна ориентация на личностные, а не статусныехарактеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Если в прошлом были распространены браки посговору родителей, то теперь подавляющее большинство составляют браки, в к-рых молодые людисамостоятельно принимают решение о вступлении в брак и сами выбирают брачных партнёров. Происходитпроцесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и одновременно сэтим растёт число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых,традиц. нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиц. семьёй, становятся менее значимыми посравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения вотд. семьях. Во-вторых, происходит изменение структуры лидерства в семье и характера отношений междусупругами и между родителями и детьми. Наконец, основой совр. брака становятся не экон. или статусные, аэмоциональные стороны межличностных отношений.

 

В бурж. лит-ре распространены представления о возможности замены существующих брачно-семейныхотношений новыми формами семьи, об их распаде и 'смерти' С. Марксистско-ленинская социологияубедительно доказывает, что нынешние тревожные тенденции развития брачно-семейных отношений(снижение уровня рождаемости, рост частоты разводов, увеличение числа неполных семей, рост числаодиноких) характеризуют не их распад, а сложности социально обусловленной трансформации института С.и её функций и становления её как малой социальной группы.

 

 

Несколько десятилетий назад повсеместно единственной признанной всем обществом формой супружеского союза был зарегистрированный брак. Но в последние годы общественное мнение изменилось. Многие люди стали считать, что неоформленные официальным образом супружеские отношения - это нормальное явление и в этом нет ничего страшного. По данным исследования, более 70 % женщин и 75 % мужчин в Беларуси, имеющих детей школьного возраста, относятся к незарегистрированным союзам вполне лояльно и не считают это какой-то угрозой для общества. (с. 6).

 

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-rossiyskoy-semi-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah#ixzz3z3GkWG2B

 

определен характер влияния глобализации на функционирование института семьи в России, выражающийся в многообразии типов семейно-брачных отношений и «вестернизации» российской семьи;

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-rossiyskoy-semi-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah#ixzz3z3H7RaGD

 

Современное состояние семьи в России определяется не только кризисным состоянием основных социальных институтов российского общества пореформенного периода, но и влиянием глобализационных процессов, выражающемся в росте многообразия типов семейно-брачного поведения нерегистрируемые семьи, семьи с раздельным проживанием супругов, неполные семьи, семьи с матерями-одиночками, однополые семьи и пр Относительно стран Запада острота кризиса семьи в России выше, что обусловлено особенностями

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-rossiyskoy-semi-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah#ixzz3z3HkJ9Dt

 


Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-rossiyskoy-semi-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah#ixzz3z3IN3q5P

 

В параграфе 1.3. «Глобализация как фактор влияния на функционирование института семьи в России» подвергаются

16 Шабанова МА Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования 1995 №9

анализу факторы глобализационного характера, оказывающие непосредственное влияние на функционирование семьи в современном обществе Конец XX - начало XXI века ознаменовалось появлением таких проблем, как. международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп») и др Такие феномены, как здоровье, культура поведения, отношение к окружающей среде, уровень правового и гражданского сознания, от которых, во многом, зависит решение глобальных проблем, напрямую связаны с понятием «семья», через которую и в которой происходит трансляция социальных ценностей, жизненных установок и ориентиров личности Фамилисты, как отечественные, так и зарубежные, обращают внимание на состояние института семьи, характеризуя его как кризисное Показателеми кризиса семьи принимаются общие для России и Европы явления в сфере семейно-брачных отношений катастрофическое снижение рождаемости, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях В России к вышеперечисленным показателям добавляются самые высокие в мире показатели числа абортов, роста внебрачной рождаемости, высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни Следовательно, степень остроты проблемы семьи в России выше, что обусловлено социально-экономическими условиями трансформирующегося общества

Социальная роль глобализация и порождаемых ею процессов заключается в том, что они подвергают испытанию на прочность и адаптивность традиционные модели поведения, образ жизни и мировосприятие, сложившиеся в обществе ценности, ориентации, установки, стереотипы Эффективность данного процесса может выражаться в степени и характере реакции на вызовы глобализации Отношение общества к браку и к семье - показатель его нравственного состояния Неупорядоченность брачных отношений, развал семьи приводилят к росту преступности, возрастанию садизма,

агрессии и т д Кризисные явления, характерные для современной семьи во всем мире, являются сигналом бедствия для всего общества, и особенно актуально это для российской семьи Та скорость, с которой российское общество впитывает все негативные веяния с Запада, очень настораживает и заставляет серьезно задуматься о том, какой будет российская семья в недалеком будущем. Очевидно, что институту семьи, как и любому другому институту общества необходима поддержка, и не только в финансовом виде, но и в виде идеологии, которая бы послужила фундаментом для строительства полноценной семьи, реализующей свои функции в полной мере Семейная политика в рамках государственной политики должна занимать важное место, обеспечивая достойное существование каждой семьи в государстве Глава вторая «Современная семья в России: особенности социальной адаптации» посвящена выявлению специфики социальной адаптации российской семьи в современных социально-экономических условиях.

 

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-rossiyskoy-semi-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah#ixzz3z3JURo66

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.