|
V. Анализ деятельности воспитателя
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
Приложение к
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование
Профиль: «Начальное образование. Иностранный язык»
очная форма обучения
Составитель:
Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ
| Утверждено на заседании
кафедры психологии
Психолого-педагогического института
(протокол №6 от 18 февраля 2016 г.)
Зав. кафедрой
_______________И.А. Синкевич
|
ЛИСТ анализа УРОКА
КЛАСС_____ДАТА____________УЧИТЕЛЬ___________________ЭКСПЕРТ____________________________
ТЕМА_______________________________________________________________________________
Цель урока______________________________________________________________________________
№
| ПАРАМЕТРЫ
| Баллы
| УУД
| Соот.пр.с.
|
| Целеполагание:
- преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;
- групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка
- групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;
- организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)
- групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;
- определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету
|
2,5
1,5
0,5
|
П, К,Л,Р
П,К,.Л
П,К
П,Р
П,Р
|
«+» или «+,─», «─»
|
| ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
- формулировка целей, учебных задач;
- выбор целей, учебных задач;
- выбор количества и уровня трудности заданий;
- выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)
- рассмотрение разных вариантов ответов;
- оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
Р, П,Л
Р, Л
Р,Л
П,Р,Л
Р,Л
|
|
| ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
- выделение учащимися проблем, постановка задач;
- построение гипотез и планов их проверки;
- выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;
- поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);
- поиск способа решения (он не может быть задан);
- участие обучающихся в дискуссии
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
П, Р
П,Р
П,Р
П,Р
|
|
| РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
- использование ошибки для углубления знаний
- предоставление возможности ученику самому исправить ошибку
- провокация ошибки учителем
- предупреждение ошибки учителем
- исправление ошибки другими учащимися
- исправление ошибки учителем
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
П,Л
П,Л
Р
Р К
|
|
| ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА
- помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося
- выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке
- уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей
- подбадривает неактивных, привлекает их к работе
- инструктирует, советует
- прибегает к внушению, убеждению учащихся
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
П,Л,Р,К
Л,К
Л,К
П,К,Л
Л,К,П
Р,Л,К
|
|
| ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;
- организует обсуждение критериев выполнения задания
- отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели
- проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания
- приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося
- организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
Л, Р, П
Л,Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
|
|
| ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ
- осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач
- выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;
- задания, в которых не срабатывает известный способ решения;
- задания «как научить другого решать такие задачи»;
- прогностическая оценка учащимися своих возможностей;
- работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
Р.П,Л, К
|
| *
| ГРУППОВАЯ РАБОТА
- предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность
- учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);
- учитель контролирует соблюдение групповых норм;
- учитель включается по запросу группы;
- учитель периодически проясняет ситуацию решения;
- проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
К, П, Р
|
| *
| ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ
- вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;
- термины, непонятные слова и выражения объясняются;
- вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;
- существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ;
- выясняется место нового понятия в системе других понятий;
- ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
П, Л
П
П
П
П
П
|
|
Примечание. В таблице используются сокращения: в столбце УУД (универсальные учебные действия)- Л-личностные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные УУД.
Столбец: соот.пр.с. – соответствие предметному содержанию урока. Напротив наблюдаемого показателя проставляется один из трех знаков: «+» - соответствует логике предметного содержания, «+,─»- частично соответствует логике предметного содержания, «─» - не соответствует логике предметного содержания.
СХЕМА
Анализа воспитательного мероприятия
I. Общие сведения
- Название мероприятия.
- Дата и место его проведения. Кто проводит?
- Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
- Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
- Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
- Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а) соответствие занятия общим воспитательным задачам, б) уровню развития классного коллектива, в) возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.
2. Методика подготовки мероприятия:
· планирование,
· разработка,
· участие в них детей.
3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
III. Ход мероприятия
1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?
2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?
3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?
4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?
6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:
· Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
· Этика труда, художественная деятельность;
· Эстетика поведения.
7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.
8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?
2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
V. Анализ деятельности воспитателя
1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?
2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?
3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
Схема заполнения таблицы анализа воспитательного мероприятия.
Основные параметры анализа.
| Основные критерии эффективности.
| 1. Тема и цели мероприятия.
| Актуальность темы и целей (соответствие возрастным особенностям к уровню воспитанности учащихся, перспективам их развития.)
| 2. Содержание мероприятия.
| Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, насыщенность, оптимальное сочетание оптимального и рационального.
| 3.Форма.
| Целесообразность применения данной формы, соответствие формы мероприятия его содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям, предъявленным к выбранной форме.
| 4.Структура мероприятия:
| | - Начало
| Форма у учащихся, психологическая готовность воспринимать мероприятие и участвовать в нем.
| - Основная часть
| Логическая последовательность составных элементов содержания и целенаправленность каждого из них.
| - Заключение
| Формирование у учащихся социально-значимых мотивов поведения и установки соответствующей главной цели мероприятия.
| 5.Поведение детей
| Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность и степень подготовленности учащихся к мероприятию.
| 6.Поведение взрослых.
| Эмоциональное состояние воспитателя. Грамотная, эмоциональная, выразительная речь. Организаторские умения воспитателя. Умение владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, требовать дисциплину, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой, находчивость, быстрота реакции и т.д.). Достаточная степень профессиональной подготовки воспитателя к мероприятию( глубокое знание и понимание проблем, умение найти оптимальное ее решение).
| 7.Характеристика методов
| Целесообразность и умение их применять. Т.С.О., наглядности, атрибутов и ритуалов. Соответствие задачам, содержанию мероприятия, уровню воспитанности и возрасту учащихся.
| 8.Организация.
| Точность и организованность всех основных элементов структуры мероприятия. Целесообразность, Яркое эстетическое оформление. Оптимальность Продолжительности мероприятия. Соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе. Четкое распределение обязанностей между участниками мероприятия.
| 9.Общие выводы.
| Оптимальность решения поставленных задач.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|