Сделай Сам Свою Работу на 5

Прот. Максим Первозванский





— Да, прислал бы, сказал бы и все такое. Потому что он знает, что мы все равно поступим по-своему. (Смеются.) Такой неприятный для нас ответ. Есть такой известный способ, среди православных людей распространенный, узнавания воли Божией. Это к старцу поехать. Поехал к старцу, чтобы старец ему открыл Волю Божию. Помните вопрос известный Силуана Афонского: как говорят святые? Ответ был такой: «Они от себя ничего не говорят». Известны случаи с Серафимом Саровским, когда к нему приезжали: «Знаешь, Богородица пока о тебе ничего не говорила. Ничего добавить не могу. Богородица ничего о тебе не говорит». Подразумевается, что старцы говорят волю Божию. Я неоднократно видел за свою, может быть, еще не долгую жизнь, когда люди приезжали к известным старцам, к отцу Николаю на Залит, к отцу Кириллу Павлову в Лавру или в Переделкино с конкретным вопросом. Получали конкретный ответ. И не делали этого. Я этих примеров знаю не один. Либо сил нет, либо воли, либо «Баба Яга против».

Т. Ларсен

— Мы ездили один раз к старцу, он моему мужу сказал: «Грядки копай, паси скот». Где их копать, у нас и дачи нет.

Прот. Максим Первозванский



— Если ты веришь, что через старца тебе открывается воля Божья, искренне ищешь воли Божией, то это потом уже совершенно конкретный вопрос: а как это исполнить? «А у меня этого нет», это не считается. Представьте себе ситуацию, вы приехали в конкретное место и вам говорят: через две недели на месте Москвы будет большое море, озеро и все провалится в тартарары. У вас нет ни дачи, ни дома нигде кроме Москвы, чего вы будете делать-то? Если вы точно знаете, что это так и есть.

В. Аверин

— Я не поверю.

Прот. Максим Первозванский

— Если вы поверите, вы все бросите и уедете в никуда, чтобы не случилось с вами то, что должно случиться. Одно из двух. Либо вы верите и уезжаете, либо вы не верите, остаетесь, и если это действительно воля Божия, спокойно погибаете. Это принцип. К старцам (коих сейчас очень мало) надо ездить, если есть решимость и готовность исполнить все, что ты услышишь. Без всяких «а вдруг», «а если бы», «а может быть еще», а может, он и не старец вовсе, может, он меня неправильно понял, может, я не так вопрос задал.



Т. Ларсен

— Что же это за свободный выбор, который мы возлагаем на старца, И мне хочется вернуться к тому, что, какой бы выбор человек не сделал, он все равно на 100% не является оптимальным, удовлетворительным. Например, хочет женщина выйти замуж по любви, она выходит замуж по любви, этот брак какое-то время греет ее душу, а потом оказывается, что ее муж бессеребрянник или не очень успешный человек, бесплодный, брак с ним сложен ей. Любовь — прекрасно, но денег нет, жить не на что, приходится этой женщине пахать за двоих. Или, наоборот, она выходит замуж по расчету, это ее выбор. И все хорошо, и дети накормлены, и сумки дорогие есть, и за границу возит, и дом полная чаша, а тошно, потому что чувств нет. Получается, что и здесь, и здесь, вроде бы не грех — замуж вышла, мужу верна, не прелюбодействует, а этот выбор…

В. Аверин

— А, по-моему, прелюбодействует, если без любви…

Прот. Максим Первозванский

— Надо сказать, что человек не предназначен здесь на земле для жизни в абсолютном счастье. Это иллюзия и нонсенс, если человек стремиться к земному счастью, он обречен на поражение. Человек должен стремиться в этой жизни к спасению и к Богу. И на этих путях он может быть счастлив по-земному, он может быть не счастлив, у него может быть много детей, у него может быть ни одного ребенка. У меня, например, 9 детей, когда у меня не было ни одного, я слушал проповеди одного известного московского протоиерея, который говорил такие слова: «Я так мечтал о детях, мне все время снилось, как мой гроб несут четверо моих сыновей». А Господь не дал ему детей. Что я не грешник, а он — грешник? Нет, конечно! Это вопрос, что Бог о нас замыслил, у каждого из нас свой путь, все человеку дается очень индивидуально. Поэтому осуществлять какой-то выбор по земному расчету, класть его во главу углу — это неверно. Учитывать земные реалии, конечно, нужно, глупо бы было не учитывать, рассчитывать на сверхъестественное чудо. Если ты хочешь иметь детей в браке, есть некая убежденность, и ты заранее знаешь, что твой жених бесплоден, надо тогда принимать какое-то ответственное решение: либо мы будем усыновлять, удочерять. Мы, конечно, учитываем земную реальность, но не она кладется в основание. Любой богатый человек может разориться. У меня на приходе был прекрасный пример. Женщина, которая была старше своего мужа почти на 20 лет, при этом инвалид, он ее на коляске возил. И я смотрел на них и думал: «Как же так, как же он будет дальше с ней жить? Ей 50, ему 30, а что будет через 10 лет? Она уже инвалид, а он такой молодой красивый». Что вы думаете? В 30 лет он умер от инфаркта. А она до сих пор жива, сошла с коляски. Мы думаем, предполагаем, что-то рассчитываем. А Господь совершенно другое о нас располагает.



Совсем недавно у нас было Крещение Господне и там читается потрясающая паремия на освящении воды, что «как небо отстоит от земли, так и пути ваши от путей Моих, — говорит Господь, — и размышления ваши от мысли Моея». То есть наши все предположения земные, наши мелкие, расчетливые выборы — это все бред.

В. Аверин

— С другой стороны. Вы говорите про жизнь нашу земную, а у меня периодически все восстает. Потому что я знаю, что по иному это решается, в иных конфессиях. Земные заслуги — это не просто так. То же самое протестантское сознание, чем успешнее дело, значит, это угодно Богу. И это таким образом решается. Если я понимаю, что эта жизнь — только спасением души заниматься, переждать, то вопросы производительности труда, изобретения велосипеда совсем не стоят.

Прот. Максим Первозванский

— Если у Господа о вас есть замысел, чтобы вы повышали производительность труда, почему у Бога не может быть о вас таких конкретных планов?

В. Аверин

— Я все время сопротивляюсь-сопротивляюсь, а прихожу к осознанию этого факта буквально за три года до пенсии и уже не успеваю ни повысить квалификацию, ни производительность труда. Вот это вопрос: как узнать вовремя?

Прот. Максим Первозванский

— Если бы мы все знали заранее, то, как мы только что с вами выяснили, нам, с одной стороны, было бы проще, с другой стороны, гораздо сложнее, потому что если ты знаешь и не исполняешь, то из самопроизвольно шатающегося самовольника, ты превращаешься в богопротивника. Потому что нравственно тебе гораздо тяжелее: если ты знаешь волю Божию и не исполняешь, то ты сознательно действуешь против Бога. Это с духовной и нравственной точки зрения гораздо страшнее. Поэтому лучше не знать. Более того, мы в большинстве случаев так и умираем, не узнав, в чем был замысел о нас. Потому что опять же, как мы только что узнали… На примере Пушкина, замысел Господа о Ганнибале, у него, естественно, был не утилитарный смысл, чтобы среди его правнуков родился великий русский поэт. У него были и свои цели, и своя жизнь, наполненная своими смыслами. Но очень часто нам будет нужно кого-то через дорогу перевести, когда вы на пенсии будете, в этом будет одно из главных достижений вашей жизни.

Т. Ларсен

— Это как в анекдоте про солонку. Как человек попал на тот свет и спрашивает у ангела, который его провожает: «Да что ж такое, я вообще ничего не понял, 70 лет прожил, не понял зачем, что я делал, где я был, можно хоть сейчас я что-то узнаю, расскажите, зачем я жил».

— Помнишь, ты ехал поездом Москва-Саратов?

— Да.

— В вагоне-ресторане с тобой за столом бородатый мужик сидел?

— Ну не помню.

— Он борщ ел. Помнишь?

— Не помню! А что?

— Он тебя попросил солонку передать.

— Ну.

— Ты передал. Ну и вот. И все твое предназначение.

Как-то страшно, что так может быть. Всю жизнь проживешь, для того чтобы солонку передать.

Прот. Максим Первозванский

— Как мы с вами говорили, таких смыслов 2. Условно говоря. Личный смысл спасения собственной души, не как юридический акт, приближения, уподобления Богу, жизни с Богом и в Боге. Это крайне важно для нас, чтобы в нашей жизни каким-то образом нашу душу сообразовать с Богом. По образу мы созданы, а уподобить хоть как-то, принять спасение, которое Господь нам посылает. А есть еще утилитарный смысл, та самая солонка может быть утилитарным смыслом, и ничего плохого в этом нет.

В. Аверин

— На каких весах меряете, на таких и вам отмерится (смеется).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.