Сценарий мероприятия «Добровольчество - как стиль жизни»
Проект по консолидации добровольческого движения на территории Омского муниципального района Омской области «Доброкарта»
Введение
Организация добровольческой деятельности – это актуальный вопрос развития социального служения в местных сообществах Российской Федерации, важный фактор становления и развития гражданского общества.
Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально-полезную деятельность самоуправляемых открытых объединений детей и молодежи.
Волонтерство способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении, осознают свою полезность и нужность и развивают в себе личные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Добровольцы всего мира предлагают свою помощь в решении самых насущных проблем современного общества, которые не признают границ: от профилактики распространения наркомании, ВИЧ/СПИДа до предотвращения разжигания межнациональных войн. Ежедневно миллионная армия добровольцев своей деятельностью подтверждает, что люди в состоянии изменить мир к лучшему.
Основные понятия:
Добровольчество (добровольческая (волонтерская) деятельность) – форма обеспечения занятости населения, основанная на его не денежном стимулировании вне зависимости от имущественного положения, социального статуса, взглядов, религиозных убеждений и национальной принадлежности, осуществляемая вне рамок какого-либо оплачиваемого труда, коммерческих отношений или государственной службы физическими лицами, ассоциациями или юридическими лицами на благо общества на основе свободного волеизъявления и без намерения извлечь финансовую выгоду, для решения социальных задач.
Доброволец (волонтер) – гражданин, который по собственной воле время от времени или на регулярной основе жертвует собственное время, труд или профессиональное мастерство без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольческая организация – некоммерческая организация (формальная или неформальная), деятельность которой направлена на решение социальных задач через осуществление и координацию добровольческой деятельности (привлечение добровольцев).
Добровольческое объединение – объединение граждан (формальное или неформальное), созданное для решения социальных задач через осуществление добровольческой деятельности (привлечение добровольцев).
Социальное добровольчество – добровольный труд, осуществляемый отдельными гражданами или организациями гражданского сектора и направленный на решение социальных проблем.
Добровольческое движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи. Добровольческое движение может иметь свою символику и атрибутику (флаг, эмблему, гимн).
Добровольческий актив Учреждения – группа добровольцев, которая представляет в Учреждения добровольческое движение, привлекает в свои ряды сверстников для решения актуальных вопросов. Участниками движения могут быть подростки и молодежь, добровольно принимающие и согласные в своей жизнедеятельности реализовывать идеи добровольческого движения.
Куратор – ответственное лицо, отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности.
Основные направления добровольческой деятельности:
- Профилактическое направление (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции).
- Спортивное направление (пропаганда здорового образа жизни).
- Творческое направление (организация свободного времени детей, подростков и молодежи, организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников для подростков и молодежи).
- Патриотическое направление (охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений, социальное патронирование пожилых людей, социальное краеведение).
- Экологическое направление (охрана окружающей природной среды и защита животных).
- Донорство ( пропаганда донорства среди молодежи).
- Работа с детьми (социальное патронирование детских домов; помощь детям и подросткам в критических ситуациях, помощь и услуги детям с ограниченными возможностями).
Цель проекта:
-организовать конструктивное взаимодействие участников волонтерских отрядов друг с другом, с органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, средствами массовой информации, иными организациями и должностными лицами, в интересах развития идей добровольчества.
Задачи проекта:
-создание эффективной системы взаимодействия участников добровольческого движения, с целью поддержки и реализации социально-значимых инициатив молодежи;
-создание информационно-организационных условий для обеспечения оптимальной координации добровольческого движения в Омском районе;
- формирование организационно-методических навыков ведения добровольческой деятельности среди активистов волонтерского движения муниципального района;
- обучение эффективным механизмам, формам и методам добровольческой деятельности.
Принципы реализации проекта:
Проект определяет основные принципы работы активистов волонтерского профилактического движения:
- добровольность – участие в движении и проводимых профилактических мероприятиях должно осуществляться по собственному свободному волеизъявлению граждан;
- бескорыстность – выполнение деятельности по реализации проекта не должно преследовать корыстных целей;
- социальная значимость – востребованность и соответствие актуальным потребностям развития детей и молодежи, других членов общества;
- личная значимость – деятельность по проекту должна носить значимый характер для личностного развития добровольца и способствовать удовлетворению его социально-позитивных потребностей.
Целевая аудитория:подростки и молодежь в возрасте от 12 до 35 лет.
Содержание проекта:
№
п.п.
| Основные мероприятия
| Содержание деятельности
| Исполнители и соисполнители
| Сроки реализации
| 1.
| Создание и заполнение «Доброкарты»
Цель - выявление добровольческих объединений по актуальным направлениям деятельности.
| Проведение тематического мероприятия «Добровольчество – стиль жизни», (приложение №1). Нанесение соответствующих знаков по направлениям добровольческой деятельности на «Доброкарту» Омского муниципального района.
| УПДМФК иС
МКУ «ЦРДМ»,
Управление культуры, Комитет по образованию, общественные объединения
| Февраль-апрель
| 2.
| Формирование базы данных волонтерских объединений
Цель - оперативное получение информации о районных, областных всероссийских мероприятиях и конкурсах, согласно заявленному направлению деятельности
| Составление паспорта добровольческого объединения
(приложение 2)
|
| Февраль-апрель
| 3.
| Семинар - тренинг «Интерактивные формы и методы работы
Цель – обучение руководителей добровольческих объединений новым формам и методам работы
| Проведение семинаров и тренингов
| БУОО «ООЦСППНиМ»
УПДМФКиС
| В течение года (согласно отдельному плану)
| 4.
| Проведение и участие в социально-значимых акция, мероприятиях на территории Омского муниципального района
Цель – пропаганда добровольческого движения, привлечение новых добровольцев
| Проведение социально-значимых мероприятий, акций на территории поселения, участие в областных и всероссийских.
| УПДМФК иС
МКУ «ЦРДМ»,
Управление культуры, Комитет по образованию, общественные объединения
| В течение года
| 5.
| Конкурс на лучшую организацию работы добровольческого объединения
Цель – выявление наиболее активных участников добровольческого движения
| Положение о конкурсе
(Приложение 3)
| МКУ «ЦРДМ»,
Управление культуры, Комитет по образованию, общественные объединения
| Февраль – ноябрь
| 6.
| Информационное освещение деятельности добровольческих объединений
| Размещение информации о деятельности молодежных добровольческих объединений на информационных порталах: группа вконтакте «Молодежь Омского района», омский район рф., еженедельная газета «Омский пригород», блог «Молодежь Омского района» http://molodezhomr.blogspot.ru/
| УПДМФКи С,
Молодежный портал Молодой.инфо
| В течение года
| 7.
| Районный слет волонтеров «Марш волонтеров»
Цель – поощрение самых активных участников добровольческой деятельности
| Подведение итогов по результатам проделанной работы, обмен наиболее результативным опытом работы добровольческих объединений.
Выявление Лучшего волонтера и волонтерского отряда
| УПДМФК иС
МКУ «ЦРДМ»,
Управление культуры, Комитет по образованию, общественные объединения
| декабрь
| Планируемые результаты и критерии оценки эффективности:
- «Доброкарта» – как инструмент взаимодействия добровольческих объединений на территории муниципального района.
- Информационное сопровождение деятельности добровольческих объединений на страницах контакта и блога. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;
- Сформированная база данных добровольческих объединений. Увеличение количество добровольцев, коэффициент (уровень) вовлеченности молодежи в волонтерское движение, высчитываемый как отношение числа вовлеченных в молодежное волонтерское движение лиц к общему числу молодежи.
- Увеличение количества мероприятий районного и межпоселенческого уровней с участием добровольцев.
Социальные партнеры:
Комитет по образованию Администрации ОМР, Управление культуры Администрации ОМР, БУОО «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи».
Финансирование проекта:
Мероприятия проекта реализуются за счет средств муниципальной программы Омского муниципального района Омской области «Новое поколение», утвержденной Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 13.11.2013 № П-13/ОМС-2115.
Приложение №1.
Сценарий мероприятия «Добровольчество - как стиль жизни»
Сценарный ход:
1. Упражнение «Прогноз погоды».
2. Упражнение «Да – нет – не знаю».
3. Инфоблок.
4. Деление на команды – Упражнение «Позывные».
5. Прохождение этапов: «Мозголом», «Когда мы едины», «Сам себе художник».
6. Подведение итогов, нанесение условных обозначений на «Доброкарту».
7. Упражнение «Большие шаги»
Подробное описание упражнений:
I.Для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникаций, включения участников в деятельность можно использовать метод «Прогноз погоды».
Оптимальное количество участников: до 30 человек.
Необходимые материалы: мел и доска или ватман и маркер.
Порядок реализации метода:
1. Ведущий объясняет условия реализации метода: каждый участник рассказывает о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние:
- какому времени года соответствует?
- пасмурно или ясно?
-ветрено или тихо?
-есть ли осадки?
-какое время суток?
-какая температура? (при определении температуры задается условие – определить температуру в интервале от 0 до +10 оС) .
2. Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак это состояния (температуру) ведущий фиксирует маркером (мелом) на листе бумаге (доске, на которой изображена система координат: ось Y – температура эмоционального состояния, душевного настроя от 0 до +10 оС; ось Х – имена участников).
3. После того как высказались все участники, ведущий (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм повествования) соединяет все отметки температуры в график.
4. Когда график построен, ведущий приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.
5. Подводя итог, ведущий отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение, и построенный график подтверждает это.
II.Для определения уровня информированности участников по теме можно провести упражнение «Да – нет – не знаю»
Материалы:3 надписи на листах формата «А4» (да, нет, не знаю) размещены в разных углах помещения, заранее составленная система вопросов (около 7-8)
Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить невербально, перемещаясь по аудитории, после того, как все участники дадут свой ответ, начинается обсуждение, почему участники выбрали тот или иной ответ, в процессе обсуждения участник может поменять свою точку зрения, ну свой ответ должен аргументировать.
Примеры вопросов:
1. Должен ли оплачиваться труд добровольца?
2. Можно ли быть волонтером в 10 лет?
3. Можно ли быть волонтером и стоять на профилактическом учете?
4. Обязан ли волонтер вести здоровый образ жизни?
III. Ведущий: Кто такие волонтёры спросите вы?
Слово «волонтёр» произощло от французского volontaire, которое в свою очередь было заимствовано из латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.
Волонтёрство – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью построения гуманного гражданского общества.
Волонтёр – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
Волонтёры – люди, работающие в какой-либо области по своей воли и согласию, а не по принуждению. Волонтёрские движения – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо интересом.
Да! Волонтёры трудятся на благо своей страны абсолютно бесплатно. То, что они не получают материального вознаграждения, многих удивляет, а иногда даже отпугивает. Но, согласитесь, деньги – не единственное удовлетворение, которое можно получить от своего труда. Для волонтёров счастье дарить людям добро, видеть радостные лица…
IV.Ребят необходимо разделить на 3-4 команды, используя, например, Упражнение «Позывные»
Необходимые материалы: квадратики с цифрами по количеству участников мероприятия.
В начале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее перед игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необходимо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, выкрикивая это слово, собрать свою команду.
V. Этапы командных соревнований:
1. Этап «Мозголом»
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки, доска, мел
Время прохождения этапа: 5 минут
Ведущий предлагает участникам расшифровать аббревиатуру ВДНХ, предложениями, словосочетаниями характерными для волонтеров, для волонтерской деятельности
(учитывается количество и качество расшифровок)
2. Этап «Когда мы едины»
Необходимые материалы: листы бумаги, скотч, степлерры, и д.р. канцелярские товары, 2 парты, машина на пульте управления.
Время прохождения этапа: не более 10 минут
Участникам необходимо построить мост между двумя партами (расстояние между которыми 1,5 метра) из подручных средств от одного стола к другому, победу одерживает та команда, чья машина проехала по мосту. Обязательно обсуждение после прохождения этапа: что получилось, что не получилось.
Этап «Сам себе художник»
Необходимые материалы:
Время прохождения этапа – 5 минут.
Участникам необходимо изобразить на ватмане, используя краски и маркеры основные направления волонтерской деятельности. Защита своего рисунка.
VI.После прохождения этапов необходимо еще раз пояснить кто такой волонтер, какими качествами должен обладать, рассказать о проекте «Доброкарта» на территории Омского муниципального района Омской области, нанести соответствующие условные обозначения основных направлений добровольческой деятельности на карту.
VII.Мероприятие можно закончить упражнением «Большие шаги».
Цель: создание психологической границы между занятием с элементами тренинга и другими формами работы.
Инструкция:
1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.
2. Участникам сообщается, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.
3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Ведущий говорит: «Раз, два, три ... Шагаем!», и группа делает первый шаг.
4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Ведущий повторяет команду: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает второй шаг.
5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавляется третий шаг. Насколько возможно, все поднимают левую ногу, Ведущий дает команду к последнему шагу... После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|