Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3 физиологическая характеристика урока физической культуры





При оценке степени воздействия физической нагрузки на организм школьника преподаватель, как правило, вынужден полагаться на показатели утомления учащихся, находящие выражение в изменении самочувствия, внимания, отношения к занятиям, в мимике, окраске кожи, в степени расстройства координации движений. При утомлении отмечаются вялость движений, потеря желания заниматься, неточность выполнения команд и распоряжений преподавателя. Объективно при этом отмечаются неадекватное учащение пульса при нагрузке, падение максимального и повышение минимального артериального давления. При большой информативной ценности пульса, как показателя функционального состояния спортсмена, необходимо иметь в виду, что он не всегда отражает степень воздействия упражнения на организм. Например, выполнение работы статического характера, предъявляющей сложные требования к функции сердечно-сосудистой системы, сопровождается незначительным учащением пульса. В то же время частота пульса может значительно возрастать при эмоциональных напряжениях, даже если они не связаны с физической нагрузкой. Объективная оценка воздействия физических упражнений на организм может быть осуществлена при комплексном врачебно-физиологическом обследовании школьников. Степень физиологического воздействия урока на организм в значительной степени определяется моторной (двигательной) плотностью урока. Повышение моторной плотности школьного урока увеличивает его эффективность как в воспитании физических качеств, так и в обучении двигательным действиям. Моторная плотность урока увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны быть такими, чтобы сохранилась оптимальная возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений на следах возбуждения в центральной нервной системе происходит быстрее. Для повышения эффективности упражнений, направленных на воспитание скорости, интервалы отдыха должны обеспечивать такой уровень восстановления, который дает возможность выполнить последующее упражнение с максимальным эффектом. При выполнении упражнений, направленных на воспитание выносливости, паузы отдыха, напротив, сокращаются. Для постоянного поддержания интереса к уроку, в особенности у детей младшего школьного возраста и подростков, целесообразны кратковременные паузы отдыха между упражнениями. Они оправданы и с точки зрения поддержания оптимального эмоционального фона.





Билет 23

Вопрос 1 гибкость и методика ее развития

В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается какмногофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения) В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости. Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкостьхарактеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнятьразнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание. Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок до степени, соответствующей нормальной анатомической подвижности в суставах. Гибкость должна быть в оптимальном соотношении с мышечной силой. Недостаточное развитие мышц, окружающих сустав, может привести к чрезмерной подвижности их и к изменению статики человеческого тела. С анатомической и практической точки зрения целесообразна большая подвижность в тазобедренных суставах при сгибании вперед и меньшая при разгибании назад. Эффективность упражнений на растяжение будет большей при длительном воздействии относительно малой интенсивности. Исследованиями доказано, что упражнения на растягивание целесообразно выполнять два раза вдень. Для сохранения гибкости можно выполнять их реже. Сочетание силовых упражнений с упражнениями на растягиваниеспособствует гармоничному развитию гибкости: растут показатели активной и пассивной гибкости, причем уменьшается разность между ними. Именно этот режим работы можно рекомендовать спортсменам всех специализаций для увеличения активной гибкости, проявляющейся в специальных упражнениях. Если выполнять только силовые упражнения, то способность мышц к растягиванию уменьшается. И, наоборот, постоянное растягивание мышц (при исключении мощных сокращений) ослабляет их. Поэтому в ходе тренировочного занятия следует предпочитать частое чередование упражнений на гибкость ссиловыми упражнениями. Такая методика обеспечивает одновременное повышение силы и гибкости в работе не только с квалифицированными атлетами, но и с подростками . Для развития гибкости используются различные приёмы:1. Применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания.2. Выполнение движений по возможно большей амплитуде.3. Использование инерции движения какой-либо части тела.4. Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.5. Применение активной помощи партнера. Вопрос 2 организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности и реа­лизуется посредством комплексного подхода. Прежде всего - это создание здоровьесберегающего образовательного пространства, которое обеспе­чивает ребенку широкую возможность свободно двигаться, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, проявлять собственную активность. Одним из направлений оздоровительной работы с детьми является повы­шение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и пред­полагает: уточнение и расширение диапазона знаний об анатомофизиологических и психологических особенностях детей; освоение навыков работы с собственными детьми по организации различ­ных форм занятий в условиях семьи; формирование навыков контроля за физическим развитием детей. Важным направлением является организация работы с детьми и пред­полагает решение следующих задач: Формирование осознанного отношения детей к сохранению собственного здоровья. Решение поставленных задач предполагается осуществлять через систему мероприятий: формирование комплексного мироощущения в восприятии окружающего мира; обучение детей навыкам саморегуляции дыхания в процессе освое­ния различных дыхательных техник; обучение детей навыкам самомассажа раковин; обучение детей технике пальчиковой гимнастики, развитие тонких знаний о своем здоровье, о ЗОЖ. функциях организма Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в период дошкольного возраста темпы роста и развития несколько сни­жаются, но в целом продолжают оставаться высокими. С 3 до 8 лет происходят существенные изменения в строении и функциях отдельных органов и систем. Активно формируются изгибы позвоночника. В основном этот процесс заканчивается к 7 годам, но позвоночник остается все еще очень податливым. При неправильном физическом воспитании в основном с 5 года жизни появляются отдельные отклонения от нормы в осанке, а на 6-7 году они могут увеличиваться. На протяжении дошкольного возраста активно формируется стопа. Этим объясняется значимость всей работы по формированию осанки и стопы. С 5 - 6 лет начинается сращение костей таза (заканчивается в 17 - 18 лет). Это определяет характер двигательной нагрузки: детям нельзя давать прыжки в глубину со значительной высоты (свыше 50 см); нельзя поднимать какие-либо тяжести. Особое место в двигательном режиме дошкольника долж­ны занимать различные динамические упражнения, в особенности бег, ходьба, разнообразные прыжки и способы лазания. С 3 до 8 лет быстро идет процесс развития суставно-связочного аппарата. Увеличивается площадь прикрепления мышцы к кости, в 5 раз увеличивается поперечник мышечных волокон некоторых крупных мышц тела. Происходит созревание нервных волокон, иннервирующих мышцы. Активно развиваются анализаторы, в особенности двигательный анализа­тор, по степени зрелости он приближается к анализатору взрослого. Отчетливо выражена дифференциация слоев коры мозга. В связи с этим этот период является важным этапом становления двига­тельной функции. Целью физического воспитания является воспитание здоро­вого, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными анатомо­физиологическими и психологическими особенностями физическое воспита­ние решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на: формирование правильной осанки; своевременное окостенение ОПОРНО-ДБигательного аппарата; формирование изгибов позвоночника; и тд. Образовательные задачи предполагают: формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливо­сти, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений); и тд. В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспи­тательные задачи: потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятель­ной двигательной деятельности; самостоятельность, творчество, инициативность; воспитание гигиенических навыков, привычки к самообслуживанию, помо­щи воспитателю в проведении и организации различных форм спортивных игр; Все задачи физического воспитания решаются в тесной взаимосвязи и единстве и способствуют всестороннему развитию личности.



Вопрос 3 Гигиенические требования к подготовке спортсменов в отдельном виде спорта. (на основе каратэ, бокса и тяжелой атлетике)

каратэ требует от спортсмена высокого развития многих силовых качеств: абсолютной силы, силовой выносливости (статической и динамической), взрывной силы; бокс — скоростно-иловых качеств и хорошей общей выносливости (аэробная функция). В определенной мере последняя нужна и борцам, поскольку велики их энерготраты во время схватки. В тяжелой атлетике ведущее качество — максимальная сила. Во всех этих видах необходима высокая координация движений, определяющая эффективность использования силового и скоростно-силового потенциала. Поэтому тренировка спортсменов должна быть разносторонней: занятия в зале и на свежем воздухе (кроссы, спортивные игры, лыжная подготовка, , плавание, позволяющие развивать общую выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость, способствующие повышению закаленности). В общефизическую подготовку юных спортсменов рекомендуется постепенно вводить элементы специальной подготовки. В этих видах, особенно в боксе и тяжелой атлетике, в более позднем возрасте, чем в других видах спорта, начинается спортивная специализация и ограничивается возраст участия в соревнованиях. Детям и подросткам (10—14 лет), занимающимся тяжелой атлетикой, рекомендуются ограниченные силовые нагрузки: не более трех раз в неделю с общей длительностью занятий до 90 мин. На поднятие тяжестей отводится около 30% времени тренировки, а масса штанги при толчке не должна превышать 60% массы тела, при жиме — 70%. Для укрепления позвоночника, коленных и лучезапястных суставов тяжелоатлеты используют специальные пояса и эластичные повязки. для юных боксеров предложены специальные учебные перчатки, предохраняющие от травм при ударах. Частые травмы головы при ударах, особенно сопровождающихся нокдаунами и нокаутами, отрицательно сказываются на состоянии нервной системы. Поэтому использование таких перчаток имеет важное значение для сохранения здоровья занимающихся. для профилактики травм кисти защищаются специальными бинтами, губы и зубы — особым приспособлением — капой. Для профилактики травм в борьбе и боксе необходимо, чтобы у юных спортсменов общефизическая подготовка опережала овладение новыми техническими приемами, при изучении которых должны комплексно изучаться приемы нападения и защиты. Чтобы перейти в другую весовую категорию или удержать свой вес в течение соревновательного сезона, спортсмен ограничивает рацион питания. Юным спортсменам необходимо избегать быстрой потери массы тела. Быстрая потеря массы тела отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности, а ограниченное питание не позволяет не только восстановить энергетические резервы, но и обеспечить пластические процессы в структурном восстановлении и росте тканей. В профилактике травм важную роль играет соответствие мест занятий гигиеническим требованиям. Необходимы тщательная влажная уборка и проветривание помещений, уборка ковра, ринга, помоста для штангистов. Для обеззараживания помещений и, главное, борцовского ковра эффективны бактерицидные лампы. Вокруг ринга и ковра должна обязательно оборудоваться зона безопасности шириной не менее 1,5—2 м.

 

Билет 24

Вопрос 1 быстрота и методика ее воспитания

Быстрота как двигательное качество – это способность человекасовершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно- мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.

4. Частоту ненагруженных движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры.

Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека. Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.