Сделай Сам Свою Работу на 5

Подробнее про Баритоновый ключ





Звукоряд.

 

В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88, расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

Ступень звукоряда.

Каждый звук называется ступенью звукоряда. Как лесенка: 88 ступенек вверх. Все знают названия 7-ми нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это и есть названия основных ступеней звукоряда. Названия ступеней повторяются друг за другом, составляя все 88 ступеней.

Буквенное обозначение ступеней звукоряда.

Обычно используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=H. В старину вместо ноты си использовалась си-бемоль, она имела обозначение "B". Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку - будет проще запомнить названия ступеней.
Если при буквенном обозначении нот необходимо указать октаву, которой принадлежит нота, то поступают следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав - маленькой. Цифры расставляют следующим образом:
- для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, - например: A2 (ля субконтроктавы);
- для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы);
- для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы);
- для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)
для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.



Октава.

Расстояние между соседними звуками ступеней с одинаковыми названиями назвали октавой. Например: между соседними двумя соль - ровно октава. Также октавой назвали часть звукоряда, в которую входят все 7 нот. Не обязательно начиная с ноты до, главное - чтобы вошли все 7 нот. Т.е. ряд звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си тоже называется октавой. Кстати, как и звуки (ноты), октавы имеют свои собственные названия. Запоминать их не обязательно, для полноты информации приведу названия октав от самых низких до самых высоких: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.



Обозначено: СКО - субконтроктава, КО - контроктава, БО - большая октава, МО - малая октава, 1 - первая октава, 2 - вторая октава и т.д.

 

Полутон.

Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

 

На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками получило название полутона. Для информации: такой музыкальный строй называется темперированным. В отличие от натурального строя, в нём все полутоны равны. Т.е. на протяжении всего звукоряда полутон - он и есть полутон. В любом месте звукоряда.


Целый тон.

Тут всё просто: целый тон - это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши - полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши - тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) - расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон - это расстояние до соседней клавиши, а тон - расстояние через клавишу. Только не выбрасывайте из рассмотрения чёрные клавиши!



 

Регистр

в музыке: 1) участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента,характеризующийся единым тембром . У певческого голоса различают грудной, головной исмешанный регистр. Мужские голоса извлекают и звуки т. н. фальцетного регистра

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

1. Ключи, указывающие расположение ноты «Соль» первой октавы. В группу входит Скрипичный ключ и Старофранцузский. Ключи этой группы выглядят так:

2. Ключи, указывающие расположение ноты «Фа» малой октавы. Это Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Все они обозначаются вот так:

3. Ключи, указывающие расположение ноты «До» первой октавы. Это самая большая группа, включающая в себя: Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (это не ошибка — Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы «Фа», но и ключом группы «До» — объяснение в конце статьи). Обозначаются ключи данной группы следующим образом:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий.

 

Ключи «Соль» Картинка Пояснение
Скрипичный ключ Указывает ноту «Соль» первой октавы, её линию выделяем цветом.
Старофранцузский ключ Указывает расположение ноты «Соль» первой октавы.
 
Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Меццо-Сопрановый ключ Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Альтовый ключ Указывает ноту «До» первой октавы.
Теноровый ключ Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
 
Ключи «Фа» Картинка Пояснение
Баритоновый ключ Располагает ноту «Фа» малой октавы на средней линии нотного стана.
Басовый ключ Указывает ноту «Фа» малой октавы.
Басопрофундовый ключ Указывает расположение ноты «Фа» малой октавы.

Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» — ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (читать), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c1»:

Строй

Строем называется система организации музыкальных звуков по высоте, выраженная в соотношениях частот их колебаний. Любой строй отталкивается от точно определенной высоты какого-либо одного звука. В большинстве случа ев таким звуком-ориентиром служит ля (а) первой октавы, частота колебаний которого в настоящее время установлена в 440 Гц (при температуре воздуха 20°С). Именно эта высота данного звука и является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов, а также определяется высота и остальных звуков музыкальной системы.

Средневековые лады

они же церковные лады, они же григорианские лады, представляют собой чередование ступеней гаммы до-мажор. Каждый лад содержит в себе восемь ступеней. Интервал между первой и последней ступенями — октава. Каждый лад состоит только из основных ступеней, т.е. знаков альтерации нет. Лады имеют разную последовательность секунд за счёт того, что каждый из ладов начинается с различных ступеней до-мажора. Например: ионийский лад начинается нотой «до» и представляет собой до-мажор; эолийский лад начинается с ноты «ля» и представляет собой ля-минор.

Изначально (IV век) было четыре лада: от ноты «ре» до «ре», от «ми» до «ми», от «фа» до «фа» и от «соль» до «соль». Назывались эти лады первым, вторым, третьим и четвёртым. Автор этих ладов: Амвросий Миланский. Эти лады называют «автентическими», что переводится, как «коренные» лады.

Каждый лад состоял из двух тетрахордов. Первый тетрахорд начинался тоникой, второй тетрахорд начинался доминантой. Каждый из ладов имел особую «финальную» ноту (это «Финалис», о нём чуть ниже), которой заканчивалось музыкальное произведение.

В VI веке Папа Григорий Великий добавил ещё 4 лада. Его лады находились ниже автентических на чистую кварту и назывались «плагальными», что означает «производные» лады. Плагальные лады образовывались переносом верхнего тетрахорда на октаву вниз. Финалисом плагального лада оставался финалис его автентического лада. Название плагального лада образуется от названия автентического лада с добавлением «Гипо» к началу слова.

Кстати, именно Папа Григорий Великий ввёл буквенное обозначение нот.

Остановимся подробнее на следующих понятиях, используемых для церковных ладов:

· Финалис. Основной тон лада, конечный тон. Не путайте с тоникой, хотя они и похожи. Финалис не является центром тяготения остальных нот лада, но при окончании на нём мелодии — воспринимается также, как и тоника. Финалис лучше назвать «заключительным тоном».

· Реперкусса. Это вторая ладовая опора мелодии (после Финалиса). Это звук, характерный для данного лада, является тоном повторения. С латыни переводится как «отражённый звук».

· Амбитус. Это интервал от низшего звука лада до высшего звука лада. Показывает «объём» лада.

Таблица церковных ладов

Тон Лад Комментарий Амбитус Реперкусса Финалис
I Дорийский Первый автентический d — d1 a d
II Гиподорийский Первый плагальный A — a f d
III Фригийский Второй автентический e — e1 c1 e
IV Гипофригийский Второй плагальный H — h a e
V Лидийский Третий автентический f — f1 c1 f
VI Гиполидийский Третий плагальный c — c1 a f
VII Миксолидийский Четвёртый автентический g — g1 d1 g
VIII Гипомиксолидийский Четвёртый плагальный d — d1 c1 g
IX Эолийский Пятый автентический a — a1 e1 a
X Гипоэолийский Пятый плагальный e — e1 c1 a
XI Ионийский Шестой автентический c1 — c2 g1 c1
XII Гипоионийский Шестой плагальный g — g1 e1 c1

 

 

 

Этос

У каждого церковного лада определялся свой характер. Его называли «этос». Например, дорийский лад характеризовался как торжественный, величественный, серьёзный. Общая черта церковных ладов: избегается напряжённость, сильные тяготения; присущи возвышенность, спокойствие. Церковная музыка должна быть отрешённой от всего мирского, она должна успокаивать и возносить души. Даже были противники дорийского, фригийского и лидийского ладов, как языческих. Они выступали против романтичных (плаксивых) и «изнеженных» ладов, которые несут разврат, нанося непоправимый урон душе.

Характер ладов

Что интересно: существовали красочные описания ладов! Это действительно интересный момент. Обратимся за описаниями к книге Ливановой Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века)», глава «Музыкальная культура раннего Средневековья». Цитаты приведём в таблице для ладов Средневековья (8 ладов):

Словесные описания ладов
Лад Описание лада по книге Ливановой Т.
I Подвижный, ловкий, пригодный для всякого чувства
II Серьёзный и плачевный, глухо-торжественный, жалобный
III Стремительный, возбужденный, изобилующий скачками; строгий и негодующий, гневный и суровый; побуждающий к борьбе
IV Скромный или спокойный; льстивый; приятный и болтливый
V То как скромный и радостный, то как распущенно-веселый
VI То как страстный с мягкими скачками, то как «плачевный», печальный, трогательный, благочестивый
VII Болтливый из-за быстрых поворотов, распутный и приятный; юношеский
VIII Это лад мудрецов, приятный и величественный лад старцев, постоянно серьезный, величавый из-за малого количества скачков

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.