Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая сущность кризисно-интервентной модели





состоит в признании необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы.

Кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.

Видный представитель этого направления в социальной работе Г. Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучению истории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамических идеях кризис-интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, с тем, чтобы они могли снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.



Фокус помощи — эмоциональные реакции клиента на кризис и долгосрочные изменения в его способностях справляться с ежедневными проблемами преимущественно прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами отводится психологическим условиям: четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, временных рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем.

Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов, имеющихся как у самой личности, так и в ее социальном окружении.

Согласно классическому определению, кризисная интервенция представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к нарушению нормального функционирования человека. В данном случае работа направлена на изменение одного из основных последствий ситуации. Кризисная интервенция содержит ряд практических задач, повышающих способность к адаптации, однако в фокусе работы находятся эмоциональное переживание кризиса и развитие способности успешно разрешать схожие ситуации в будущем Кризисная интервенция опирается на собственную теорию возникновения жизненных трудностей.



В основе модели кризисной интервенции лежат идеи психологии личности и проблемно-ориентированной индивидуальной работы со случаем. Таким образом, она относится к индивидуал-реформистской традиции и не уделяет большого внимания социальным изменениям. Появление этой модели было продиктовано потребностью в развитии методов краткосрочной интервенции, поскольку для психодинамической работы были характерны неопределенные, а также зачастую длительные отношения в работе с людьми. В модели используются когнитивно-поведенческие методы.

Теоретической основой кризисной интервенции является психодинамическая психология личности. Кризисная интервенция предполагает воздействие на эмоциональные реакции, возникшие под влиянием внешних событий, и активизацию рационального контроля. В качестве теории эта модель развивалась в то время, когда социальная работа превратилась из неразвитой области деятельности в профессию, служащую целям достижения социального благосостояния

Джеймс и Джиллилэнд выделяют три модели кризисной интервенции:

модель равновесия. Согласно этой модели, люди находятся в состоянии нарушенного психологического равновесия, поэтому им необходима помощь по возвращению в устойчивое состояние, при котором они смогут эффективно справляться с происходящими в их жизни проблемами;



когнитивную модель, которая раскрывается в работе Робертса. Согласно этой модели проблемой являются ложные представления людей о событиях, сопровождающих кризис;

психосоциальную модель переходных стадий, связанную с концепцией
Эриксона (1965) о кризисах развития, возникающих на протяжении жизни.
Согласно этой модели, серьезные психологические и социальные изменения являются неотъемлемой частью человеческого развития.

Метод кризисной интервенции широко применяется в службах психического здоровья.

Техники кризисной интервенции также необходимы во многих медицинских и других ситуациях, характеризующихся стрессовыми переживаниями и психотравмой.

В практике вне клинической помощи пациентам, имеющим проблемы долгосрочного характера, также стали применяться методы предотвращения острых психических состояний.

Модель кризисной интервенции отражает современную тенденцию к развитию краткосрочных, сфокусированных и сформированных теорий, нацеленных на разрешение конкретных проблем практического характера. Эта модель подвергается критике за уход от решения долгосрочных проблем клиента, а также социальных проблем, способствующих социальному исключению.

Успешное применение модели кризисной интервенции в социальной работе обусловлено привлекательностью и практической полезностью идей, лежащих в их основе, а именно представлений о «кризисе» Значение теории кризисной интервенции по-прежнему велико, несмотря на то что она является узконаправленной, поскольку связана с ситуационным кризисом, она представляет собой общую технологию для работы с проблемами индивидов.

 

17. Экзистенциально-гуманистическая модель в социальной работе

 

Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной работы.
В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия «субъект-объект-субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях – главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.
Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).
Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.
Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя:

1) обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением;

2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

В основу данной модели социальной работы, опирающейся на экзистенциальный и феноменологический подходы, положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус. Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там.

Дальнейшее развитие экзистенциальная модель практики социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантным отношениям, а также с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы. Так, в частности, в 60-е годы социальные работники ряда стран пошли в общины, в районы проживания своих клиентов, и стали активизировать работу в «социальных сетях» клиента, анализируя причины возникающих у них конфликтов при общении с другими людьми.

Большое влияние на социального работника при выборе технологий и методик оказания помощи клиентам в данной модели практики имеет положение о том, что люди действуют в соответствии с определенными мотивами, обозначающими явления внешнего мира, которые удерживают в своей памяти. На основе этого создается в свою очередь некоторая символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, а также внешним миром в целом. Но для того чтобы эти взаимодействия возникали, человек должен иметь достаточно определенное для себя представление о внешнем мире, которое может возникнуть лишь на основе имеющихся у него представлений о себе.

Социальный работник учитывает эти личностные конструкции, имеющиеся у клиента, что помогает ему понять причины поведения, приведшего к личностному, дискомфорту этого человека. Следует иметь в виду, что проблемы, с которыми клиент обратился, во многом детерминированы именно его прошлым опытом. Эффективность данной модели социальной работы наглядно проявляется при работе с этническими группами, вынужденными сменить место жительства, у представителей которых возникают конфликты в связи с тем, что их личностные реконструкции внешнего мира, основанные на их прошлом социальном опыте, вступают в противоречие с их новым социальным окружением.

По-видимому, эту модель можно эффективно использовать и при работе с категориями социального риска, многие представители которых относится к так называемым недооцененным группам. Важной в этом случае является работа по изменению смысла жизни клиента. Вопрос о смысле и ценности жизни, конечно, индивидуален, но он часто возникает в период, когда потребность человека в гарантии безопасности и сохранении его индивидуальной целостности вступает в противоречие с потребностью осуществления его притязаний и индивидуально-статусного развития. В этом случае рекомендуется свободная (почти дружеская) манера общения с клиентом, комбинирование различных методик без акцентирования какой-то одной. Данная модель позволяет социальному работнику осуществлять гуманистическую интерпретацию представлений клиента в период кризиса, в состоянии отчаяния и страха.

Многие технологии и методики данной модели, используемые социальным работником, относятся также к моделям практики социальной работы, основанным на социально-психологических теориях. В частности, методика работы с социальными ожиданиями клиента относится к модели, разработанной на основе ролевой теории.

 

18. Экосистемный подход в социальной работе.

 

Экосистемный, или холистский подход требует учитывать целостность и устойчивость изменений дляиндивидов, семей и сообществ, отрицая разобщенность и изолированность людей и общества. Изменениевряд ли можно осуществить лишь на микроуровне, так как в феминистской социальной работе для решенияпроблемы одного человека, семьи или группы приходится задействовать формальные и неформальныесоциальные сети, различные организации и разных специалистов, часто необходимо инициированиеколлективного действия и привлечение внимания средств массовой информации к проблеме. Например,случай домашнего насилия в отношении женщин (см. Насилие в отношении женщин): порой кризисныецентры, которые в принципе воплощают идеи феминистской социальной работы, занимаются лишьпсихологической и юридической помощью конкретным пострадавшим женщинам, хотя во многих другихслучаях подобные организации воплощают стратегию действий по предотвращению насилия, представляясебе данную проблему не индивидуальной, а политической. Такая стратегия подразумевает создание группсамопомощи, инициирование движений против насилия, образовательные программы для детей имолодежи, просветительскую работу с журналистами и другими профессионалами.

Принцип переопределения означает, что представители общественного движения за гражданские права,члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем.

 

19. Социально-радикальная модель в социальной работе.

 

Основу социально-радикальной разновидности организации социальной работы составляют модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Модель защиты клиентаявляется частью движения за права человека (против расизма, национальных предрассудков, помещения людей, в том числе и преступников, на длительный срок в учреждения различного типа), так как ответственность за социальные изменения как бы перекладывается на самого клиента, восстановившего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.

Существует еще один важный момент, который пока четко не фиксируется социально-радикальной моделью: можно ли всех клиентов «наделять полномочиями»? Данная модель не описывает психологию помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не адекватны широте предоставленной свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые они могут получить.

Несомненно, технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать самоактуализации многих угнетенных и отвергнутых, но это не исключает и использования специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов. Социальный работник должен учитывать, что защиту и «наделение полномочиями» как технологию помощи клиенты могут оценить иначе, нежели он сам.

Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации, близка к методам (хотя это порой и не очень отчетливо проявляется) когнитивных и гуманистических моделей практики социальной работы. Но социально-радикальная модель большой акцент делает на роли властных структур, классовой принадлежности, таких общественных явлениях, как угнетение, преодолевая которые, можно повышать самоактуализацию клиента.

Данная модель социальной работы, направленная на развитие социальных способностей, индивидуальной и социальной субъектности клиента, не ищет путей изменения социальных структур, угнетающих клиента. При реализации этой модели часто возникает этическая проблема: как «наделить полномочиями» одних, не задев других, — так как, если одни получают защиту за счет других, не исключено возникновение конфронтации между группами. Во избежание этого требуется использовать различные стратегии оказания помощи, разные модели социальной работы.

 

20. Феминистская модель в практике социальной работы.

 

Особенность феминистской практики социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из которых - устранение всех форм дискриминации субъекта, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды обитания клиента. И если феминистская практика обычно связывается с проблемой женщин-клиентов, то феминистская идеология в данном контексте рассматривается шире, она направлена на все виды дискриминации по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Феминистская практика или нон - сексистская социальная работа оформляется в 1960-1970- годах. В ее основе практические методы психиатрии, психологические теории, специфические ценностные установки помощи женщинам. Данные подходы направлены на переформулирование имеющихся теорий, осмысление социализации женщины в современном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в феминистской практике является личностная и политическая идентификация женщины. В этой связи проблемное поле нон - сексистской социальной работы образуют следующие темы: женщина и карьера, женщина и взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа и личностная идентификация.

Проблемы клиентов оцениваются в контексте политической и социальной структуры, выявляются негативные факторы общественной системы влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Интервенции со стороны практики социальной работы направлены на внешнюю среду, где формируются секси-стские действия, тем самым разрушаются дискриминационные стереотипов. Такие принципы практики феминистского вмешательства часто носят действие политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного нового социального и политического опыта. Таким образом, феминистская практика в основе своего терапевтического подхода положила идеи ресоциализации субъекта, на основе изменения индивидуального и общественного сознания, внедрение идей равенства пола и анти - дискриминационной политики.

 

21. Антидискриминационный и этнокультурный подходы в социальной работе

 

Антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению уде­ляют большое внимание вопросам борьбы против дискриминации. Интерес представляет анализ антидискриминационной практики, предпринятый Томп­соном (1993, 1997, 2003а). Это первая попытка дать обоснование ряда случаев дискриминационного поведения. В более поздних изданиях Томпсона теорети­ческое изложение было несколько изменено. В нем подчеркивается важность социального деления (классы, тендер, расы, этничности) при создании со­циальных структур, в которых люди имеют опыт дискриминации. Томпсон включает в свой анализ пол, этничность, возрастные особенности, ограни­ченные возможности, сексуальную ориентацию, религию, язык, нацию, ре­гион, а также психические заболевания и отклонения. Такой анализ позволяет избежать построения иерархии различных форм дискриминации, когда одна форма более значима, чем другая. Все формы дискриминации рассматривают­ся как важные. Они характеризуются взаимовлиянием: одна форма дискрими­нации усиливает неблагоприятные эффекты других. Например, быть пожилой женщиной и представительницей этнического меньшинства, значит, подвер­гаться тройной опасности (Норман, 1985), хотя нет очевидных доказательств тому, что темнокожие пожилые люди в Великобритании находятся в менее привилегированном положении, чем пожилые белые люди (Блэйкмор и Бо-унхэм, 1994, 55). Идеи культурного плюрализма подчеркивают культурный элемент этни­ческих различий, например, различия в одежде, социальных обычаях, раз- личный вклад в развитие изобразительного искусства и музыки, разные диеты и кухни. Воспитание детей в духе традиций является важной стратегией. На этот процесс в 1980-е гг. оказал влияние мультикультурализм. Подобный под­ход был также использован при подготовке специалистов по социальной ра­боте и сходным профессиям для развития межкультурной чуткости к потреб­ностям и интересам различных этнических групп. На основе данного подхода сформировалась идея о необходимости «культурной компетентности» соци­альных работников (Лум, 1999; О'Хэген. 2001), которая позволяет проводить работу с учетом сохранения многообразия и понимания культур, с предста­вителями которых они вступают в контакт.

Форт (1999) предлагает социальным работникам разработать «набор инст­рументов», позволяющий получать информацию о ценностях различных куль­тур. Для американской литературы (например. Джэкобс и Бауэлс, 1988; Рай-ан, 1992; Ким, 1995) характерно детальное изучение информации о различ­ных группах меньшинств. Отчасти это объясняется наличием в США больших групп иммигрантов, с которыми связаны языковые, культурные и практичес­кие проблемы, а также коренных этнических групп. Данджи-Андерсон и Бе-кетт (1995) считают, что следует понимать культуры людей, с которыми мы работаем, чтобы избежать ошибок в процессе интервенции, вызванных непо­ниманием нашей реакции или реакции клиента.

На практике выделение культурных аспектов представляет определенные трудности. Культура может включать в себя относительно неизменный доми­нирующий набор социальных ценностей, и допускать, что они будут приня­ты членами определенной группы. Вопреки этому предположению источни­ки влияния на индивида, социальные или этнические группы могут быть разными. Мультикультурализм в образовании подвергается критике за по­ощрение поверхностного изучения культур без углубленной оценки их ис­точников и причин различий. Сторонники антидискриминационной теории утверждают, что социальные работники могут поверхностно изучать много­образие, не занимаясь случаями социального неравенства и дискриминации. При этом возникает риск игнорирования многообразия в рамках категорий культуры, а также толкования альтернативных культур в рамках западных ценностей или упрощения и отрицания реальных различий в трактовке культур (Гросс, 1995). При таком подходе мультикультурализм не обращается к нера­венству, дискриминации и к глубокому изучению культурного многообра­зия. На основании личного опыта могу сказать, что социальному работнику лучше спросить, есть ли у клиента какие-то просьбы, пожелания, связан­ные с его культурными особенностями, чем выстраивать догадки на основе прочитанной литературы. Феллин (2000) считает, что мультикультурализм также не акцентирует внимания на вопросах многообразия в группах этни­ческого большинства, сосредоточивается на различиях в группах этнических меньшинств, а также на различиях между этническим меньшинством и боль­шинством.

 

22. Ролевая теория в практике социальной работы.

 

Ролевая теория.В рамках использования ролевой модели практики социальной работы проявляются некоторые компоненты социологического знания. Но в основном логика обоснования целесообразности той или иной деятельности социального работника здесь базируется на психологическом знании. Прежде всего это выражается в том, как понимается роль личности, а она, чаще всего, трактуется преимущественно в психологическом или социально - психологическом планах.

Многие исследователи возникновение ролевой теории связывают с именем Якоба Леей Морено(1892-1974), признавая его не только основателем социометрии, через которую Морено пытался описывать межличностные отношения, но и групповой психиатрии в целом.

Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждом отдельном случае человек действует согласно своей оценке возникающей ситуации. Но эти оценки могут вступать в противоречия с оценками данной ситуации другими людьми. Но как же в этом случае достигается кооперация в группе?

Дж. Mud (1863-1931) считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. может представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, что ждут от него другие участники. Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других, формировать Я-образ с приписываемой им точки зрения и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям.

По мнению Мида, способность рассматривать самого себя как объект — это одно из специфических человеческих качеств, человек начинает осознавать себя как особую «единицу» в процессе принятия ролей. Он относится к своему поведению как к поведению других людей или так, как другие люди относятся к его поведению.

Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Можно сказать, что социальная роль — это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесь может возникнуть расхождение в понимании им и другими людьми, что он «обязан и не обязан» делать в соответствии с этой ролью, что в дальнейшем может привести к конфликтам. Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой между социальными и межличностными ролями возникают противоречия. Так, например, социальные роли — «любящая мать», «преданный сын», «строгий отец», а межличностные — «равнодушная мать», «дерзкий сын», «отец, не пользующийся уважением». И не всегда люди сами могут выйти из противоречивой ситуации, в которую попали. В этом случае им на помощь должны прийти специалисты — социальные работники, учитывающие уровень сознания клиентов, характер свойственных ему стереотипов.

Ролевую игру социальный работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптивности. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные, профессиональные и родительские, обусловливают формирование личности и ее поведения.

 

23. Когнитивная модель в практике социальной работы.

 

Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Особую популярность в практике социальной работы когнитивная теория приобретает в начале 80-х годов. Отчасти это объясняется растущим интересом к такой методике работы, привнесенной из психологии, как консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки и предубеждения, которые в конечном счете и направляют его социальные действия как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим.

В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разработанной на основе когнитивной модели, является объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль социального работника за поведением клиента.

Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Процессы урбанизации, появление городов-спутников во многих развитых странах, расширение миграционных потоков поставили социальных работников перед необходимостью осваивать новые формы социальной работы. В частности, не все возникающие социальные проблемы можно было решать в традиционно существующих социальных службах.

Социальные работники, занятые «полевой работой», проводят много времени с клиентом, в частности в различных формах досуга (спорт, музыка, кружки и т.п.). Обсуждая встающие перед ними проблемы, социальные работники изменяют уровень информированности клиентов о сути проблем и о путях их решения. Необходимо иметь в виду, что клиенты создают порой свои собственные конструкции решения проблем, встающих перед ними, в соответствии с тем уровнем и характером знаний, которыми они обладают. Расширение получаемой информации повышает роль адаптивных механизмов взаимодействия клиента с социальной средой. Когнитивная модель практики социальной работы в процессе адаптации выделяет три основных этапа, или фазы:

1) реакция на внешний мир, обусловленная Я клиента, его целями и стремлениями;

2) стабилизация положения клиента в социальной среде; особенно это важно при рассмотрении социальных качеств клиента, которые могут иметь отрицательный резонанс;

3) выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимися целями и установками.

Существенным моментом в процессе консультирования, опирающегося на когнитивную модель, является анализ разных сторон восприятия. На основе восприятия в дальнейшем строятся взаимоотношения клиента и социального работника, которые могут быть либо эффективными, либо деструктивными.

В практике работы важно учитывать, что восприятие какой-то реакции клиента на конкретные события не должно рассматриваться как восприятие его личности в целом. Например, когда мы наблюдаем за клиентом при помощи видеомонитора, то фиксируем лишь его реакцию, но не можем интерпретировать его чувства. В то же время очевидно, что на характер восприятия могут влиять различные факторы — знания, установки, социокультурные стереотипы и др.

Когнитивная модель социальной работы является комплексной, поскольку она включает и социологические, и психологические подходы к ее организации. Такое понимание этой модели практики социальной работы во многом обусловлено тем, что адаптация понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она оказывает влияние на социальную среду (как непосредственную среду обитания индивида, так и опосредованно на социальную реальность в целом), изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием через изменения личности. Но порой социальная адаптация ограничивает ее независимость, различные социальные институты могут заставить человека пойти на компромисс с его жизненными целями и установками, усиливая возникший внутриличностный дискомфорт, хотя внешне социальный конфликт может казаться разрешенным.

Одна из проблем, с которой встречается социальный работник на основе этой модели практики, — разрешение конфликтов, природа и сущность которых может быть различна. Например, конфликт между Я, которое представляет клиент сам себе, и представлениями, которые, по его мнению, возникают о нем у других (это часто происходит в период изменения социального статуса клиента, потери работы, возрастных изменений и т.д.). То, каким образом человек выходит из конфликта или предполагает пути выхода из него, имеет общественную значимость, поскольку речь идет о реабилитации адаптивных механизмов личности, имеющих определенное отношение к изменениям и других людей.

Процесс адаптации включает в себя разные фазы, которые в свою очередь предполагают разные формы и методики работы с клиентом. Так, принято выделять три следующие фазы: а) стратегическая, на которой клиенту оказывается помощь в получении дополнительных знаний, формировании навыков, необходимых для достижения поставленных целей; б) тактическая, на которой снимается возникшая напряженность, отрабатываются пути и средства коррекции поведения в повседневной жизни; в) собственно адаптивная (изменение «Я» клиента путем создания им нового мира, выступающего частью процесса его отношения к миру в целом).

 

24. Системный подход в социальной работе.

 

Среди рассмотренных выше методологических концепций, используемых в социальной работе, необходимо отдельно остановиться на системном подходе. Входя составной частью во многие методологические концепции (диалектику, функционализм и др. – см. Тему 2), принцип системности дал начало целому направлению, получившему название системные исследования. Так возникла целая группа теорий, имеющих различный статус в современной науке и активно использующихся в качестве специальных теорий, научной методологии и методологии практической деятельности.

Более подробный анализ применения системного подхода необходим в силу того обстоятельства, что вторая половина XXв. была ознаменована развитием НТР и появлением новых сложных технических систем, развития кибернетики. Как следствие, появились новые профессии, произошло дальнейшее усложнение социальной структуры общества. Жизнь общества в целом оказалась связана с функционированием множества различных систем – производственно-технических, транспортных, жизнеобеспечивающих, коммуникативно-информационных и т.д. Соответственно, пред обществом встала задача более глубокого изучения этих систем, их типологии, поведения, особенностей развития и поисков эффективных путей управления ими.

Кроме того, ввиду бурного развития системных исследований, возникли разные варианты системных теорий, которые имеют некоторые отличия, обладают разней степенью общности и областью применения. Помимо этого, необходимо рассмотреть основания, принципы и особенности применения системного подхода в социальной работе. Первым и одним из наиболее важных оснований является то, что по своему характеру социальная работа сама задумывалась как системно-интегративная деятельность по решению социальных проблем на индивидуальном, групповом и социальном уровне.

Далее, институт социальной работы представляет собой сложное образование, в состав которого входят различные компоненты. Среди них: научно-теоретическая и методическая база, нормативная база, обеспечивающая функционирование всего института в целом, система социальных органов и учреждений, учреждений образования в области социальной работы. Таким образом, как феномен общественной жизни, социальная работа представляет также системное образование, изучать и организовывать деятельность которого можно только с позиций системного подхода.

Понятие система обозначает совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, образующих определённую целостность. Рассматривая методологию научного исследования, мы выяснили, что принцип системности утверждает наличие у сложноорганизованных объектов свойств, которые проявляются на уровне целого и которыми не обладают отдельные элементы системы. Подобные системные свойства возникают в результате взаимодействия между элементами, образования связей определённой природы между ними. Все существующие в мире системные объекты находятся в процессе движения, изменения, которое приводит к изменению свойств системы в целом и отдельных её элементов.

В зависимости от природы элементов выделяют системы неорганические и органические. К неорганическим системам относятся геологические, планетарные, звёздные, физико-химические. Примером органических систем являются различные биологические системы – живые организмы и их популяции. В зависимости от происхождения выделяют естественные (природные) и искусственные системы, в отличие от природных, не созданных человеком. К искусственным системам относят технические, транспортные, информационные, системы управления и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.