Сделай Сам Свою Работу на 5

Мужские отрицательные образы в волшебной сказке.





Возьмём за основу отрицательного мужского персонажа в волшебной сказке Кощея бессмертного, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Кощей обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над Кощеем (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растет на острове, остров на море-океане).

Кощей живет во дворце, высеченном из «карбункула-камня» (карбункул – это драгоценный камень, красный гранат. – Н.Д.), в подземном царстве или, по другим источникам, в мрачном неприступном замке, стоящем на вершине высокой гранитной скалы, или на краю света. Он старик, но крепкий и жилистый, ездит на коне и свободно держится в седле, ходит каждый день на войну, как на работу. Умеет летать. Правда, неизвестно, сам по себе или с помощью какого-либо летательного аппарата (Баба Яга, например, летает с помощью ступы). Он силен и ловок: три дня пасет волшебных кобылиц у Бабы Яги и ни одной не теряет. Обладает замечательным обонянием: русский дух Ивана Царевича чувствует даже спустя какое-то время.

Он богат, но, кроме злата-серебра, обладает гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти. Может быть, их гудение напоминает звук, который приносят с собой суровые осенние ветра, погружающие в долгий зимний сон и оцепенение всю окружающую природу? В славянской мифологии его образ связан с зимним замиранием природы. Зима, в представлении наших предков, – это маленькая временная смерть. Зимой весь мир засыпает мертвым сном, покрытый белым снежным саваном. В это время власть над миром принадлежит Кощею Бессмертному. Он владеет бесценным сокровищем – солнечными лучами.



Кощея считают иссушителем дождевой влаги, представителем темных грозовых туч, скованных стужей. Зимой тучи окаменевают и не проливаются благодатными плодоносными дождями, а земля не может больше рождать жизнь. Отсутствие жизни предполагает и отсутствие смеха как составного элемента жизни. Поэтому Кащей не умеет улыбаться. В царстве мертвых улыбаться не могут, и это не принято.

Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных – змей или лягушек. Его богатства были неисчислимы, его царство было царством тьмы и смерти, и мало кто из его врагов оставался в живых. А те герои, которым все-таки удавалось победить Кощея, практически никогда не действовали в одиночку. Всегда находились другие маги, волшебные звери или люди, которые помогали одолеть Кощея, но не в честной битве, а с помощью волшебства. В честном поединке победить Кощея было невозможно – ведь недаром его называли Бессмертным.



Сказки описывают Кощея как высокого высохшего старика, а порой и вовсе как скелет. И уже сам вид его явственно свидетельствует о том, что Кощей был существом темным, связанным со смертью. Об этом же говорят сказочные присловья, которыми описывается его появление: "Кощей на что ни взглянет - все вянет, Кощей на скот - скот дохнет, Кощей на траву - трава сохнет". Конь Кощея тоже выглядел как скелет и олицетворял собой мор домашнего скота. Сам Кощей был увенчан короной и вооружен мечом, что говорит о нем как о царе и воине. Кроме того, в сказках он рисуется как обладатель несметных богатств. О богатстве Кощея говорит и его имя. В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым".

В русских былинах — страшный и безжалостный чародей, отвратительный костлявый старик (отсюда этимология имени). Кощей постоянно готовит всякие пакости у себя в замке, где хранит несметные богатства, которые сторожит ревностнее нежели дракон. В числе сокровищ Кощея есть живая и мертвая вода. Живая, как известно, возвращает к жизни умирающих и мертвых, мертвая — лечит раны и позволяет (во всяком случае, теоретически) жить вечно, и тому, что Кощей постоянно её пьет, он обязан своим прозвищем.



Образы животных.

Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра, возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника" и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.

Вначале складывались простые рассказы о животных и птицах и рыбах, об их отношениях между собой и с человеком. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь — крик, поведение — повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь — доверчивости, заяц — трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров.

Сказки о животных, создавая образы персонажей, в которых соединяются черты животного и человека, естественно, передают немало характерного для психологии людей. Однако едва ли есть основания считать, что во всех сказках в образах животных изображаются человеческие черты. Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного.

В сказках о животных нет мифологических мотивов и образов, а есть реалистические (в некоторой степени) фигуры животных; они резко отличаются от фантастической жар-птицы волшебных сказок: такой птицы нет в действительности, но лиса, волк, медведь, заяц, журавль взяты из реальной жизни.

Однако следует подчеркнуть, что основной смысловой аспект сказок о животных — моральный. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение.

Структура сказок о животных довольно проста. Самая примечательная особенность строения этого типа сказок — нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. Нередка в сказках трехкратность ситуаций. Началу сказок свойственна конструкция «жили-были».

В сказках о животных диалогизм развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса песенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребён, по сусеку метен...». Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений.

Одним из самых любимых и популярных сказочных персонажей является медведь. Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Миша, Мишутка… Большой косолапый медведь пользовался заслуженной популярностью у наших предков за свою необузданную силу и сноровку.

Это только на первый взгляд медведь кажется неуклюжим. Наши предки, которые с этим лесным жителем виделись чаще, чем мы, хорошо знали о его ловкости и необыкновенной прыти, о его умении ловить рыбу в реке и залазить на деревья, несмотря на внушительные размеры. А кто из нас не знает о его любви к меду и ягодам? У наших предков столетиями существовали культ медведя и медвежьи праздники. В их основе лежала вера людей в родственную связь с животными.

К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах и ему подражали в танцах. Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель домашнего очага. Поэтому и сегодня изображение «хозяина тайги» находится на гербах некоторых русских городов и областей. И в некотором смысле, он является символом русского характера и России.

Медведь также был любимой игрушкой у детей в Древней Руси. До сих пор в центрах русских народных промыслов в Вологодской, Тверской областях, селах Богородское и Коврово среди резчиков по дереву хранятся традиции и секреты изготовления этих игрушек. В русских сказках медведь, как правило, эдакий, лесной силач, неповоротливый, немного наивный и добрый. «Три медведя», «Мужик и медведь», «Маша и медведь» - сказки, известные нам с детских лет, которые мы сами с удовольствием читаем своим детям.

Мифические существа.

Волшебная сказка – весьма определенная разновидность народных фантастических историй. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека то злой и губительной, то доброй и помогающей сверхъестественной силы. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, огненный змей; здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы; здесь, наконец, и чудесные события: воскрешение из мертвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-либо предмет, путешествие в загробное царство, на небо.

В сказках люди искали пути преодоления власти реальных сил природы, которые они по всем правилам мифологического мышления представляли в виде разных фантастических существ – «страшных хозяев» лесных, морских, озерных и полевых угодий. Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, ведьмы, леший, русалки – это те образы, которые вносят элемент ужасного в сюжет волшебных сказок; образы, перед которыми трепещут люди. Чтобы исследовать функции ужасного в волшебных сказках, надо раскрыть эти образы.

 

Древнейшим мифическим существом демонического характера можно считать Змея Горыныча. В сказках мы встречаем описание его появления: «Поднималася сильная буря» – гром гремит, земля дрожит, дремучий лес дому преклоняется – летит трехглавый змей. Это вполне определенное описание реального вихря, ослепительного блистания молний, грохота грозовых раскатов. Основное оружие змея – огонь, и, по одной научной версии, само название персонажа образовано от слова «гореть». Таким образом, огненность змея – проявление небесного пламени, рождаемого в громах. Волшебная сказка часто связывает обитание змея с горами: «живущий в горах». И в этом случае гора, рождающая змею (молнию), соответствует мифологическим представлениям о каменном небе – ударяя по нему палицей, громовержец высекает огонь. Змей Горыныч похищает красавиц, хранит несметные сокровища – все это напоминает замирание природы на зиму. И борьба со змеем – это борьба за торжество живительных сил, обещающих плодородие и изобилие.

Носителем всего социально несправедливого и антигуманистического сказочное повествование избрало Кощея Бессмертного. Мир мертвых в Древней Руси назывался «царство кощное, сиречь тьма кромешная». Кощей Бессмертный относится к персонажам демонической природы, является воплощением темных сил, злого чародейства, коварства, вероломства, хитрости и неблагодарности.

Яйцо имеет заклинательно-магическое значение. Подобно зерну, брошенному в живительную землю, яйцо, прежде чем дать новую жизнь, само сначала должно «умереть». Согласно двойственному мифологическому воззрению как мир в целом, так и яйцо заключает в себе в одинаковой мере мертвящее и живительное начало. Неслучайно в погребально-поминальных обрядах на могиле оставляли очищенное наполовину яйцо. Спрятанная в яйце смерть Кощея Бессмертного отражает эти двойственные представления о сосуществовании и вечном противоборстве светлых и темных сил, жизни и смерти. Смерть не может быть уничтожена, это заложено в самом имени героя, но борьба с ней, несомненно, освобождает силу жизни, утверждает ее: некое «мировое» значение смерти Кощея в яйце подчеркивается тем, что охраняют ее представители всех разделов мира и разных стихий: воды (океан), земли (остров, чаще Буян), растений (дуб), зверей (заяц), птиц (утка).

К числу других образов, возникших на жизненной основе, надо отнести образ женщины – помощницы, чаровницы и колдуньи. Это Баба-Яга, зловещая старуха, которая может быть весьма заботливой и внимательной к герою. В древности Баба-Яга была одной из мифологических персонификаций смерти. Она имела облик змееподобного существа разрушительной, хаотической природы. Баба-Яга считалась хозяйкой мира мертвых, мира тьмы. На ее принадлежность к «темным силам» указывает то, что в одном из сказочных вариантов она является слепой, т. е. «темной». Она обитает в дремучем и непроходимом лесу, где нет света. Костяная нога позволяет соотнести Бабу-Ягу с вредоносными и смертоносными персонажами, потому что они, как правило, имеют «дефекты» тела, чаще всего ног.

В сказках Баба-Яга показана весьма противоречиво. Ее образ вызывает отвращение и ужас, старуха уродлива и безобразна: «…сидит там Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос» («Финист – ясный сокол»). Признаки ее «прошлого» также устрашают: забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе – черепаха.

Зловещая избушка Бабы-Яги расположена на границе «своего» и «нездешнего» пространства. И принадлежит она к миру мертвых, а не живых, так как обращена к герою «задом», а «не передом». Своей теснотой избушка напоминает гроб или древнее надмогильное сооружение – «домовину», которое являлось в мифологии своеобразным местом встречи живых со своими предками, местом совместной трапезы и беседы с ними. В некоторых сказках Баба-Яга собирается съесть маленьких детей, а в других грозится смертью герою, если он не выполнит ее задания.

Еще один противоречивый герой-вредоноситель сказки – это ведьма либо колдун. Исторически это наследники древних магов, служивших преимущественно светлым стихиям, пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой. Они насылают порчу, вихри, град, обращаются в разных существ и становятся невидимыми. Ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со змеем. Внешне ведьмы в сказках ничем не отличаются от простых людей, наоборот: «женщина сердечная, добрая». Но их деяния вызывают ужас. Они похищают детей, опаивают зельем чужого жениха и т. д. («Финист – ясный сокол», «Белая уточка»). Конец ведьминой жизни также страшен: «А ведьму привязали к лошадиному хвосту и “размыкали” по полю. Не осталось от нее ни следа, ни памяти!».

Итак, эти страшные образы, их внешний облик, описание их жилища, их поступки – все, что с ними связано (колдовство, похищения, убийства, природные бедствия), вносит элемент ужасного в волшебную сказку. Потому волшебные сказки, несмотря на их захватывающий сюжет, детям читать все-таки страшновато. Ведь неведомое, ужасное, безобразное само по себе страшно, а сила воображения у детей очень велика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.