Сделай Сам Свою Работу на 5

Система водоснабжения фонтанов Петергофа





Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам дает фонтанный водовод - замечательное создание русской гидротехники XVIII - первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоемы Александрии и Александрийского парков.

Уже почти 300 лет фонтанный водовод служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отраженная в названии, - нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля.

История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715-1718 годах, Петр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего Охотного болота. После того как архитектор Леблон представил свой «Водяной план», Петр решил вместо большого бассейна сделать три регулярных пруда в Верхнем саду, получивших позднее название Квадратных и Нептуновского.[4]



Пока шло строительство верхнесадских прудов, Петр неутомимо искал новые источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 года вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 километрах от Верхнего сада. Петр сразу же оценил все преимущества, которые дает естественный наклон местности к морю. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (т. е. поднимающие на высоту воду) устройства, он решил пустить воду самотеком по каналу. В январе 1721 года началась прокладка Ропшинского канала шириной более шести и глубиной более двух метров. Строителем водовода был первый русский инженер-гидравлик В. Туволков. Канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов. Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек.

Одновременно с устройством главного канала Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 года он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал (позднее - канал Гольца) и наполнил водой Квадратные пруды. Прошло немного времени, и 8 августа того же года торжественно пустили воду по Ропшинскому каналу. Два канала, составившие основу водоводной системы, позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.



Фонтанное строительство в 1730-1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водометов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755-1769 годах заменили чугунными.[5]

Важнейший период развития фонтанного водовода - 1825-1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяженностью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ - около 100 гектаров, с объемом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 - двойные). В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы. Но уникальный памятник требует бережного отношения и постоянной реставрации, которая проводится поочередно, отдельными участками.



Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьев, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдает воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шинкарский шлюз со сбросом воды в речку Стрельну. От этого шлюза вода идет по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоема по Ольгинскому водоводу она течет к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырем группам фонтанов и каскадов Нижнего парка. (Приложение 3. Рисунок 11,12).

Также как и Петергоф, своими фонтанами известен Версальский дворец, который находится во Франции. Всем известно, что Петергоф был построен Петром по образу и подобию Версаля, грандиозного дворцово-паркового комплекса французских монархов, расположенного под Парижем. Однако система водоснабжения там сложнее, нежели в Петергофе и работает с помощью насосов. В проекте зоны отдыха применяется именно такая система закачки воды для использования ее в ландшафте в фонтанах. Поэтому необходимо рассмотреть эту систему.

 

 

Фонтаны Версаля

Как известно, комплекс Версаля строился в несколько этапов, что неудивительно - трудно себе представить, как можно создать столь сложную и масштабную систему из дворцов, вспомогательных сооружений, различных водных объектов и сложного регулярного парка, в «один присест». Но не все знают, что самое непосредственное участие в планировке всего ансамбля принял сам Людовик XIV, который имеет все основания считаться подлинным основателем и создателем Версаля наряду с многочисленными архитекторами и инженерами.

В частности, приложил руку монарх и к созданию водной системы в общем и фонтанов в частности. Создание системы фонтанов потребовало очень сложных операций. Прежде всего, нужно было осушить заболоченную местность, которая не подходила для возведения на ней крупномасштабных объектов. Для этого сначала необходимо было изменить русло протекающей рядом реки и перекрыть свободный доступ воды на обозначенную территорию. Затем последовало непосредственно осушение и подготовка «фундамента» всего ансамбля путём насыпания на искусственно созданные террасы, за счёт которых уровень поверхности был поднят, камней, песка и земли. А после всего этого вновь понадобилась вода, для доставки которой к будущим бассейнам и фонтанам пришлось соорудить каналы и даже вспомнить о таком древнем, но эффективном варианте водопровода, как акведук. Снабжение фонтанов водой представляло настоящий технический прорыв для 17 века. В парке сосредоточено около 30 километров канализационных труб, выполненных из свинца или кованого железа. В годы правления Людовика XIV резервуар с водой находился на плоской крыше дворца, откуда под воздействием силы тяжести вода стекала в партеры. Другие резервуары располагались в различных местах парка. В период обустройства дворцового комплекса была создана разветвленная гидравлическая система, которая постоянно совершенствовалась, позволяя качать воду из все более отдаленных водоемов за счет постройки акведуков. Благодаря так называемой машине Марли вода в фонтаны подавалась даже из Сены, которая находится в 10 километрах от Версаля. Эту сложную систему колес и насосов в 1682 году выполнил голландец Раннекен.

Что любопытно: система водоснабжения фонтанов Версаля с определёнными модификациями сохранилась до настоящего времени и в общих чертах остаётся вполне работоспособной. Правда, изначально система всё-таки не позволяла фонтанам работать постоянно, не хватало воды, и фонтаны работали только в торжественных случаях и во время прогулок самого короля с его двором по Версалю. К 2008 году эта система, даже модифицированная, потребовала серьёзной реставрации, и соответствующие работы были начаты.

Типы набережных

Городские набережные бывают разных типов. Парадные набережные, одетые в гранит, демонстрируют мощь и триумф. При их постройке изначально рассчитывали на зрителя, прибывающего по воде или смотрящего с другого берега. Таковы Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге или Кремлевская в Москве. Иногда парадная набережная непосредственно вливается в архитектуру города, становясь площадью, как площадь Биржи в Бордо или Пьяцетта Сан-Марко в Венеции. Словно рампа сцены, парадные набережные отделяют зрителя от разыгрываемого городского спектакля.

Видовые набережные приглашают смотреть с них, а не на них. Волжские города славятся своими набережными-бульварами на высоком берегу реки, с которых открывается панорама на бескрайние просторы русской природы. Пейзажные или парковые набережные изо всех сил стараются сохранить свой природный вид: вместо гранита и бетона вода «одета» травянистыми склонами и песчаными отмелями, причем не естественного происхождения, а созданными искусственно. Такие «натуральные» набережные часто встречаются в центре маленьких европейских городов (Зальцбург, Утрехт). Они придуманы для расслабления зрителя, приглашая его половить рыбу, покормить уток или просто растянуться на травке. Мало кто из отдыхающих на таком берегу догадывается, что подобная набережная – шедевр архитектурно-строительных работ.

На рабочих набережных портовых городов днем и ночью кипит жизнь: гудят отчаливающие корабли, снуют моторные лодки, перекликаются грузчики, пронзительно кричат чайки. Бухты каната, корабельные снасти, рыбья чешуя и резкие запахи – неотъемлемая часть таких набережных, будь то Одесса, Стамбул или Марсель.

Двухъярусные набережные Парижа пытаются найти компромисс между интенсивным ритмом большого города и его романтическим имиджем. (Приложение 3. Рисунок 13). В то время как по верхней набережной Сены движется плотный поток машин, на нижней целуются влюбленные парочки и прогуливаются туристы.

Набережные-променады служат не только проезжей частью, но и местом прогулок. Пожалуй, самая известная из них – Promenade des Anglais в Ницце. (Приложение 3. Рисунок 14). Здесь встречают знакомых, выгуливают детей и собак, занимаются спортом, проводят значимые городские события: карнавал, спортивные соревнования, профсоюзные демонстрации, парады, салюты и художественные выставки. Каннская Круазетт – это ярмарка тщеславия и нескончаемое модное дефиле.

В каждом городе и у каждой набережной есть своя изюминка и свое незабываемое лицо: лакированные бока гондол, бьющиеся о столбы-стоянки на Гранд-канале в Венеции; львы, сторожащие мосты и мостики Санкт-Петербурга; плавучие дома-баржи, пришвартованные к набережным Амстердама; платаны, отбрасывающие тень на воды римского Тибра; складные ящики-лавки парижских букинистов на правом берегу Сены…

Но у всех набережных есть и одна общая черта: это неизменная точка городского притяжения, эпицентр ярких эмоций и бурных страстей, место встреч и расставаний, где легко завести знакомство и необременительно побыть одному.

Современные муниципальные власти прекрасно осознают позитивную роль набережных в жизни города.

• В Лионе набережные Соны и Роны были освобождены от автомобильных парковок и превращены в велосипедные и пешеходные дорожки.

• На набережной Сены с 2002 года каждое лето устраивается пляж для застрявших в городе парижан.

• В Лондоне бывшие доки и заброшенная электростанция на южном берегу Темзы были превращены в центр современного искусства и архитектуры с галереей «Тейт Модерн», современной копией шекспировского театра «Глобус», мостом «Миллениум» и мэрией в форме яйца по проекту сэра Нормана Фостера.

• В Гааге набережная напротив Королевского дворца используется как выставочный зал современной скульптуры.

• В Берлине на берегу Шпрее, напротив библиотеки Парламента, расположилось символическое кладбище – памятник людям, погибшим при попытке вплавь перебраться из Восточного Берлина в Западный.

• В Валенсии, в русле осушенной реки Турия, архитектор Сантьяго Калатрава построил Город искусств и наук: с оперным театром, планетарием, океанографическим парком и садом.

Пытаться определить самую знаменитую набережную так же бессмысленно, как спорить о женской красоте. В то время как жители Геленджика и Гаваны оспаривают право называть свою набережную самой длинной в мире, петербуржец будет отстаивать идеальные пропорции Зимней канавки, а венецианец – гордиться удачным расположением Таможенной стрелки.

Люди во все времена стремились и стремятся обитать как можно ближе к набережной, потому что вид движущейся воды постоянно напоминает о бесконечности и непрерывности жизни на Земле.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.