Товарищества и акционерные общества
Доклад по предмету «Предпринимательская деятельность в индустрии туризма и гостеприимства»
на тему: «История развития предпринимательской деятельности в СССР»
Выполнил : Студент гр. Т-13 : ________________________Конторских В.В.
(дата, подпись)
Проверил : ст. преподаватель___________________ Туренко Т.А.
(дата, подпись)
Иркутск, 2016 г.
Содержание
Введение
Послереволюционная ситуация
Нэп
Создание Трестов
Товарищества и акционерные общества
Создание Синдикатов
Предпринимательство во время перестройки и на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Период с октября 1917 г. до начала 1920-х гг. можно условно назвать третьим этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода, – как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду – как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов.
Послереволюционная ситуация
После победы социалистической революции в октябре 1917 г. была введена в действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России.
Предпринимательские отношения в стране существенно изменились. Новые административно-хозяйственные отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя.
Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством и купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и подверглись репрессиям. В несколько этапов были национализированы промышленность, финансы и транспорт.
Формирование основ социалистического права началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Советов. Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. Она закрепила диктатуру пролетариата, полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства, ликвидацию эксплуатации человека человеком и т.д.
НЭП-Новая экономическая политика
НЭП — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к новой экономической политике (нэп). В этот период были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако по мере своего развития мелкое производство могло превратиться в среднее и крупное, которое оказало бы заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ужесточившаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию части. Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Закон признавал юридическими лицами различные формирования, но не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали «вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности».
Тресты
Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или главной компании.
Одной из организационно-правовых форм хозяйствования были тресты. В 1921—1922 гг. тресты функционировали на основе хозяйственной и правовой самостоятельности. С 1927 г. они превратились в органы государства, выполнявшие плановые задания. Тресты имели свой организационный центр, где концентрировались и государственные предприятия. Декретом о трестах 1923 г. все имущество этих образований делилось на основной и оборотный капитал. Весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался государственный оборот, т.е. вышестоящие органы могли перераспределять основной капитал между государственными предприятиями.
С точки зрения государственного управления промышленностью, трест рассматривался советскими властями как государственный орган, функция которого заключалась в контроле за рыночными процессами. Этот подход к деятельности трестов был документально оформлен в соответствующих руководящих документах — в частности, в «Типовом положении о трестах», уставах трестов и т. п. Государство в свою очередь осуществляло по отношению к трестам надзорно-контролирующие функции. Тресты обладали определенной степенью экономической свободы в части принятия решений о том, что производить и где и кому реализовывать свою продукцию. Вместе с тем, каждый трест был обязан выполнять государственные задания и предоставлять государству и кооперативным организациям преимущественное право, при прочих равных условиях, покупки продукции треста. Предприятия, входившие в трест, как правило, снимались с государственного снабжения и закупали сырье на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».
Товарищества и акционерные общества
Использовали и такие формы хозяйствования, как товарищества и акционерные общества. Особенностями акционерных обществ были складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в эту форму хозяйствования. Был налажен выпуск привилегированных акций, определенное число мест в правлении закреплялось за государственными органами, вводился режим «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества, пайщиками АО стали выступать предприятия «дочернего», вторичного типа.
В первые годы после революции законодательство различало два типа товарищеских объединении
товарищество лиц (полное товарищество);
товарищество капиталов (акционерные общества).
Предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность.
Государственные и смешанные акционерные общества лишь по форме являлись акционерными обществами. По существу, они сохраняли черты государственного предприятия. Смешанные акционерные общества рассматривались как переходная ступень к государственным предприятиям. Акционерная форма стала неприемлемой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества.
Синдикаты
Использовалась и такая организационно-правовая форма, как синдикаты. Они создавались по инициативе трестов и решали общие для них вопросы (сбыта продукции, кредитования и др.). ВСНХ не в состоянии был контролировать великое множество трестов и хотел сузить круг субъектов своего контроля. Таким образом и появились синдикаты, выполнявшие функцию главков или даже министерств. Юридическая природа синдикатов оказалась непонятной.
Институт синдикатов имел не честно-правовой, а публично- правовой характер. Основу синдиката составляли не договорные отношения, а властеотношения. На синдикаты возлагались следующие задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов; устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке; проведение общегосударственной линии в определенной отрасли промышленности. В дальнейшем синдикаты окончательно превратились в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, ставшие впоследствии государственными.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|