|
Виды хозяйственной деятельности и социальная дифференциация на тер-рии Каз-на.
Трансформация социальных отношений и хозяйства в каменном веке.
Современ представл о жизни далеких предков основыв на изуч мест стоянок, пещер, гротов, где сохран остатки труда чела — камен орудия, отходы при их изготовл, остатки пищи — кости живот. Они позвол лучше объясн некотор стороны материальн и духов культуры древнейшего человеч. Но глав инфу все же дает наибол массовый материал первобыт общест — камен оруд труда.
Нач стад истории человечества явл камен век. Он нач около 2,5 млн. лет назад и законч в III тыс.лет до нэ. Камен. век делится на Палеолит(древнекам век) 2 млн 500 тыс лет до н.э - 12 тыс до н.э, Мезолит(среднекам век) 12-5 тыс до н.э, Неолит(новокам век) 5-3 тыс до н.э. В свою очередь Палеолит делится на ран (нижн) 2млн 500 тыс лет 140 тыс лет до н.э, ср(мустье) 140-40 тыс лет до н.э, верх (поздн) 40-12 тыс лет до н.э. Ран пал дел на три крупн эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьсрскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). Позд пал охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс лет назад. Это время широкого рассел чела по всем климатич зонам земли и формиров рас и расовых групп.
Эпоха древ камен века — время становл чела и его хозяйства — характериз низким уровн производит сил. Примитивная хозвенная деятел заключ в использ готовых продуктов природы. Первобытн чел собирал дикораст злаки, плоды и ягоды и охотился на диких жив. Взаимоотн людей строились на эконом равенст членов коллект, на естеств половозрастном раздел труда и были по своему характеру коллективист. Обществ организ людей в эпоху палеолита прошла сложн и длинн путь развит. Нач ее этапом было первобытное стадо - объедин для совмест защиты и напад, охоты, собират. Это дородовое соц образов отличалось неразвит обществ отношений, отсутств общинно-домашн хозва, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей. Первобыт стадо соответ 2 наиболее ран ступеням ниж палеолита - доашельскому и ашельскому периодам. В ашельск время постепен вызрев предпосылки для нов социал организма - первобыт общины. В эпоху мустье уже сущ оседлость, естеств разделение труда по полу и возрасту, возник нач формы общины. Человеч коллектив позд пал в соц отнош характериз нов гранью - сложен зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качеств скачок, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа. Тер-ия Каз вход в зону формиров и становл древн чела. Здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообр, что созд благоприятн услов для существов древн чела. Следы пребыв чела на тер-ии Каз, каменн орудия труда - рубила, скребла, остроконечники относятся к ниж пал, около I млн. лет назад. Это был чел в своей эволюции находивш на стадии "человека выпрямленного". Он уже знал как примен огонь, заним охотой и собират. В течение всего камен века главенствующая роль в изготовл орудий труда принадл камню. К числу самых древн орудий труда относ массивн прямоугольн кремневые отщепы, найден у р. Арыстанды на ю-зап склонах хребта Каратау. В нижн пал для раскалыв камня чел использ др камень, просто ударял их друт о друга. Такая техника получ назв техники оббивки или галечной культ, поскольку сырьевым материалом в большин случаев служила обыкнов речная галька. Позже появ отбойники, которые позвол добиться луч результ. Памятники ашсльского времени обнаруж в Центр Каз. Орудия изготавл здесь из кремневых пород черного и серо-зеленого цвета.Одна из таких стоянок — Кудай-коль — располож на сев-вос краине Сары-Арки. Самым древ памятником на терии Вос Каз считает на сегодня день местонахожд Козыбай. В след период — мустьерский — появ иная техника обработки камня, но местами продолж существ и галечная. Подобных памятников извест много на терии Юж и Цент Каз. Существ непосредств связь между появл чела разумн и дальнейшим развит материальн и духовн культ человеческого общест эпохи позд пал. Это явл непосредств связано с прогрессивным развит обществ отнош, процессом формиров родов общины, возникн рода как первой специфической формы обществ организ человеческ коллектива. Мировоззрен чела эпохи позд пал усложн. Получил распростр культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получен власти над животн через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство. Начало периода неол падает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техн в обработ камн. Происходит все больш специал в произв оруд труда. Наряду с совершенств техники отжимной ретуши появил нов технологич приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использов все труднообрабат породы камня, изготав камен топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важн чертой эпохи явл зарожд скот-ва и земл-ия так называемого производ хозва, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы, — собират и охоте. Возник нов видов хозва имело огромное знач для развит человеч общества, расширило область труд деятел-ти чела и в то же время качеств измен характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономич деятельности чела есть в значит степени история развит, совершенст двух этих форм хоза. Уровень развит производ сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появл и др культурно-бытовых новшеств. У древн насел Каз возник зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая посуда. В соц отнош эпоха неол была временем род общин, господства коллект труда и общ собств на средства произв. Вместе с тем это было время более высоких форм организ обще-ва: образов племен или племенных объедин. Племена сост-ли из нескольких (большего или меньш числа) род общин, объедин кровнородственными узами и однород характером хозва.
Виды хозяйственной деятельности и социальная дифференциация на тер-рии Каз-на.
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня. Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла. Центрально-Казахстанский палеометаллический центр оказывал влияние на культуру соседних районов — Алтая, Сибири, Зауралья. В Северном и Западном Казахстане открыты и обследованы многочисленные андроновские памятники, среди которых широко известное поселение Алексеевское и могильник Тасты-Бутак2. Более существенную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей андроновцев было молоко. Из него изготавливали творог и сыр,ю чем свидетельствуют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясо было деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам. Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодые животные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такая система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность. Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы, в одном случае, на поселении Ушкатты была найдена глиняная статуэтка верблюда. Племена бронзового века обр-ли исходный культурный пласт, на основе которого происходило форм-ние кул-ры ранних кочевников. Основным занятием людей были пастушеское ско-во и мотыжное земл-е. В ско-е постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля жив-ых, приспособленных к коч-му образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Культура андр-в становится культурой коневодов. Появились и войлочные кибитки, приспа-ые для кочевья, устано-е на четырехколесных телегах. В кон II-нач I тыслет донэ климат менялся в сторону потепления и сухости. Большинство населения переходит к кочевому сков-у.Важную роль в жизни племен того времени играла метал-я. Сырьем для изгот-я ору труда и оружия была бронза - сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твер-ю, низ-й темп-й плав-я, крас-ым золот-м цветом. В эпоху бронзы разви-сь ремесла, ткачество, изгот-сь керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формовалась на болванках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Изгот-сь оружие: стрелы с брон-ми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.
Произошли заметные изм-я в организации общес-ой жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отнош-я постеп-но разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Андроновцы покл-сь небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь; у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения; глав-м жертвенным животным яв-ся конь. Возник обычай запрета - "табу". Были достаточно развиты рели-ые предс-ния.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|