Сделай Сам Свою Работу на 5

Период –от осознания возможности обучения к необходимости обучения трех категорий людей с отклонениями в развитии (к.XVIII - н. XX в.)





После слайда 2

Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.

Исследование показало, что в Западной Европе разные страны пережили все эти периоды, причем в сопоставимые исторические сроки.

В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения.

 

На 6 слайде

Период западноевропейской истории с IX в. до н.э. по XII в., судя по хронологии событий, отношение общества и государства к лицам с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии колебалось от агрессивного и нетерпимого до безразличного:

В античном мире дети, родившиеся с грубыми физическими или умственными недостатками, в большинстве случаев обрекались на смерть; не считались полноценными гражданами, их статус не отличался от положения рабов и домашних животных; античное законодательство, видит своей задачей защиту общества, отдельных граждан от "неполноценных" людей, учреждает опекунство над ними; глухонемые признаются недееспособными, т.к. не могут изложить свое мнение устно или письменно;



 

В КОНЦЕ 1го периода

Условным рубежом первого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно считать первый прецедент заботы монархов о слепых. Это исторический факт, свидетельствующий об изменении отношения власти к инвалидам, о впервые осознанной монархом (государством) необходимости их защиты.

Западной Европе потребовалось около двух тысяч лет, чтобы пройти путь от отторжения и агрессии к первому осознанию необходимости призрения, заботы о людях с выраженными отклонениями в развитии.

ПЕРИОД ОТ ПРИЗРЕНИЯ К ОСОЗНАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ (XII В. - 70-80 ГГ. XVIII В.)

В этот период западноевропейские государства проходят путь от осознания необходимости призрения людей с отклонениями в развитии до осознания возможности обучения некоторых из них (глухонемых и слепых).



Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих – 1806 и для слепых – 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию. (за тем читать со слайда)

 

После 12 слайда.

С ХII по ХIV вв жителей континента терзают тяжелые недуги, свирепствует проказа и др. заболевания. Сложившаяся ситуация детерминировала дальнейший рост числа больниц, появляются новые психиатрические лечебницы. Факты возникновения в Европе домов призрения для сумасшедших, безусловно, свидетельствуют о некоторых позитивных сдвигах в общественном сознании относительно “неполноценных” людей.

Вплоть до ХVIII в. государство и закон не считали инвалидов полноценными гражданами. Ранние своды законов почти всех европейских стран жестко фиксировали ограничения гражданских прав инвалидов: они были лишены права наследования, им запрещалось давать показания в суде, заключать контракты, делать официальные заявления и составлять завещания.

 

Анализируя культурно-исторические процессы Средневековья, что, с точки зрения эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, XII - XIII вв. необычайно значимы:



- в Западной Европе росло число профессионально подготовленных специалистов:

медиков, педагогов, юристов; закладываются основы государственной системы образования;

- возникшее сословное разделение явилось первым шагом к сословному воспитанию,

которое в дальнейшем приведет к попыткам индивидуального обучения аномального ребенка из знатной семьи;

- возникли лечебные, учебные и благотворительные нецерковные учреждения, т.е.

сложились предпосылки национальных систем здравоохранения и образования.

 

Во время инквизиции люди с отклонениями в развитии приравниваются к политическим врагам.

Эпоха инквизиции оказалась периодом "повышенного общественного внимания" к душевнобольным, глухонемым и людям с выраженными интеллектуальными нарушениями. Трудно назвать точное число инвалидов, погибших или пострадавших в результате оговора, но несомненно, что оно было значительным. В колдовстве могли обвинить даже ребенка.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ знаменует начало Нового времени европейской цивилизации, однако отношение к инвалидам не меняется (считали лиц с грубыми отклонениями в развитии неполноценными и ненужными).

Факты избавления от неполноценных детей в средневековой Европе достаточно многочисленны. Конечно, государство, в отличие от Спарты, не поощряло такого рода действий, однако и не противостояло им.

 

Возникновение университетов способствовало развитию естественных наук, активизации исследовательской деятельности: сбору сведений об окружающей природе, описанию и констатации определенных явлений, формулированию закономерностей их существования и развития, созданию многочисленных теорий, гипотез и концепций, в т.ч. в медицине и педагогике, а книгопечатание помогало их распространению на континенте. (после слайд философ трактаты)

 

ВЫВОД

- политические, социальные и экономические изменения в жизни Европы XII - XV вв. не повлияли на отношение общества к лицам с выраженными физическими и психическими недостатками: обыватели, церковь, корона по-прежнему воспринимают их как неполноценное меньшинство, находящееся вне общества;

- ростки терпимости к "иным" людям, зародившиеся в средиземноморских городах Европы, гибнут в период инквизиции;

- разделение людей по их социально-экономической полезности для общества на "ценных" и "неполноценных" автоматически относит к последним слабоумных, психически больных, лиц с грубыми физическими недостатками;

Вместе с тем имеют место попытки индивидуального обучения детей с сенсорными нарушениями представителей знати и открытию первых светских специальных учебных заведений для глухонемых и слепых.

На это ушло шесть веков

 

Педагоги и медики, разрабатывающие проблемы специального обучения, как исследователи опережали свою эпоху, преодолевая и разрушая представления о необучаемости глухонемых, но как члены современного им общества принадлежали своему времени и не воспринимали глухих полноценными согражданами.

Не смотря на то, что в общественном сознании западноевропейцев всё больше утверждается представление о праве человека на индивидуальность, оно ещё не распространяется на «неполноценное меньшинство».

 

Специальное образование в то время не могло возникнуть не из-за отсутствия теоретических разработок, методик обучения и специалистов, а в силу совпадения позиций светского закона, религиозного догмата и общественного мнения в отношении неполноценности людей с выраженными нарушениями в физическом или умственном развитии. Именно восприятие этих людей короной, церковью, аристократией и буржуазией как неполноценных являлось главной преградой на пути организации специального обучения.

 

период –от осознания возможности обучения к необходимости обучения трех категорий людей с отклонениями в развитии (к.XVIII - н. XX в.)

Согласно предложенной периодизации третий период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии продолжается с конца XVIII в. до начала XX в. На этом отрезке времени западноевропейские государства проходят путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию целесообразности и необходимости

Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века - время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 – 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче. Обучения аномальных детей, организации системы специального образования.

 

ВЫВОД:

Закон о всеобуче распространен на 3 категории детей.

Достаточен экономический ресурс стран.

Развито университетское образование (специалисты).

Построена система светского призрения.

Крепнут общественные организации.

Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII - начале XIX в. и характеризуется связью с медицинской линией исследований.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.