Российские народные школы XIXвека. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XXвв.
Тема I.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Часа.
План.
1.Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.
2.Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Дома молодежи. Обучение в Шумере.
3.Воспитание и обучение у древних славян.
4.Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя.
Литература.
1. Алексеев В. П. Становление человечества. - М.. 1984.
2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
3. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.
4. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. - М., 1993.
5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
6. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989.
Тема II.
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
Часа.
План.
1.Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.
2.Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).
3.Школа и воспитание в Древнем Египте.
4.Воспитание в Израильском царстве.
5.Зарождение педагогической мысли в Древней Индии.
6.Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и Средневековом Китае.
Литература.
1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. -400с.
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1988.
3. Крамер С. История начинается в Шумере. - М., 1991.
4. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М., 1990.
5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1997
Тема III.
Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли
В античном мире.
Часа.
План.
1.Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
2.Просвещение в эпоху эллинизма (III-Iвв. до н. э.).
3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
4.Зарождение христианской традиции воспитания.
5.Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.
Литература.
1. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976.
2. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
3. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.
5. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.
6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
7. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с
Тема IV.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения.
Часа.
План.
1.Влияние церковной культуры на развитие образования.
2.Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
3.Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
4.Формирование иезуитской системы воспитания.
Литература.
1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
3. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. - М., 1992.
4. Суворов Н. Средневековые университеты. - М., 1998.
5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
Тема V.
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVIIв.)
Часа.
План.
1.Воспитание и обучение у древних славян.
2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIIIвв.
3.Воспитание и обучение в XIV-XVIвв.
4.Образование в Русском государстве в XVIIв.
5.Педагогическая мысль в России к концу XVIIв.
Литература.
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.
2. Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998. - 582с.
3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
4. Хрестоматия. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. /Сост. Кошелева О. Е. , Мошкова Л. В. - М., 1992. - 205с.
Тема VI.
Педагогические идеи Яна Амоса Коменского как основоположника "Великой дидактики".
План.
1.Жизнь и педагогическая деятельность Я. А. Коменского.
2.Понятие природосообразности воспитания.
3.Возрастная периодизация, система школ и содержание обучения.
4.Классно-урочная система и организация школьного обучения.
5.Значение принципа наглядности обучения как основы дидактики Я. А. Коменского.
6.Дидактические принципы, разработанные Я. А. Коменским в работе "Великая дидактика".
а) Сознательность обучения.
б) Систематичность обучения.
в) Последовательность обучения.
г) Прочность обучения.
7.О дисциплине, о детском чтении, об игре, о примере родителей - работа в минигруппах.
8.Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики и школы в последующие века до нашего времени.( Письменно).
9.Система образования по Коменскому и современная система образования. (Сравнить).
Литература.
1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
2. Коменский Я. А. Великая дидактика./В книге: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. Пискунов А. И. - М.: Просвещение, 1981, с. 41-82.
3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974, с. 29-41.
4. Кузин М. М. Международный симпозиум о Я. А. Коменском. //Советская педагогика. - 1987. - №1. - с. 136-138.
5. Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.
6. Роберт Альт Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М.: Изд-во АПИ СССР, 1959.
7. Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.
8. Пискунов А. И. История образования и педагогики. - М., 2001. - 506с.
Тема VII.
Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв.
Часа.
План.
1.Просвещение в России в начале XVIIIв.
2.Школьное дело при Петре I.
3.Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.
4.В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России.
5.Просвещение и школа после Петра I.
6.Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова.
7.Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.
8.Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого Янковича.
Литература.
1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
2. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1973.
3. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е издание. - Пг., 1915.
4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. - М., 1989. - Т. 5.
5. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX.-XXв.). Учебное пособие. - М., 1998.
6. Очерки русской культуры XVIIIв. /Под ред. Б. А. Рыбакова. - М., 1990.
Тема VIII.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIXв.
Часа.
План.
1.Развитие школы в XIXв. (до 90-х гг.)
2.Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.
3.Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.
4.Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.
5.Педагогические идеи Г. Спенсера.
6.Школа и педагогическая мысль США XIXв. (до 90х гг).
7.Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.
8.Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования.
Литература.
1. Васильева З. И. , СедоваН. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Сост. и автор А. И. Пискунов. - М., 1981.
Тема IX.
Школа и педагогическая мысль в России до 90х гг. XIXв.
Часа.
План.
I.Развитие образования и становление школьной системы.
II.Педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX столетия.
1.Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова.
III.Педагогическая теория великого педагога К. Д. Ушинского.
1.Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского.
2.К. Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.
3.Идея народности воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского.
4.К. Д. Ушинский о роли труда в развитии и воспитании человека.
5.Дидактическое учение К. Д. Ушинского.
Литература.
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. - М., 1987.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач.XXв. - М., 1990.
3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-нач.XIXв. /Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 1973.
4. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М., 1990.
5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1, 2.
Тема X.
Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.
Часа.
План.
I. . Беседа по вопросам ранее изученных тем:
- Каков характер воспитания в Спарте?
- В чём заключается "золотое правило дидактики" (по работе Я. А. Коменского "Великая дидактика")?
- Какие принципы обучения выделял А. Дистервег?
- Из каких составных частей сложилась теория развивающего обучения (по И. Песталоцци)?
II. Терминологический диктант.
Школа в Спарте; экзамен в первобытном обществе; учитель в Спарте; учитель в Афинах; значение слова - схоластика; журналы, которые использовал Гербарт для поддержания дисциплины.
III. Работа по плану.
План.
1.Общие тенденции и характерные черты организации образования в высокоразвитых странах в 80-90гг.
2.Характерные черты школьных систем (США, Японии, Франции, Англии, Германии).
а) экономическое и политическое положение страны;
б) наиболее важные периоды в истории развития школьной системы страны;
в)содержание образования и организация обучения в государственной школе;
г) особенности воспитательной работы в начальной школе;
д)положение учителей.
IV. Выступления студентов по материалам своих рефератов по теме занятия.
V. Самостоятельная работа.
1. Сопоставьте средневековые первые университеты и современные университеты в зарубежных странах. Отметьте общие черты.
2. Какие изменения происходят в формах и методах обучения в зарубежных школах.
Литература.
1. Вульфсон Б. Л. Современные буржуазные школы. - М., 1978.
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.
3. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1986.
4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1991.
5. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М.,1990.
Тема XI.
Российские народные школы XIXвека. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XXвв.
Часа.
План.
I. Развитие педагогики школы во второй четверти XIXв. в России.
II. Российские народные школы XIXв.
1. Сельская школа С. А. Рачинского.
2. Н. Ф. Бунаков об обучении и воспитании крестьянских детей.
3. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
4. Н. А. Корф - организатор земских школ.
Подготовить тезисы ответа на вопрос: "Вклад в русскую педагогику прогрессивных деятелей конца XIX-начXXвека и современное значение их прогрессивных педагогических взглядов".
Рассмотреть вопрос на примере одного из педагогов на выбор (Вахтеров В. П. , Водовозов В. И. , Каптерев П. Ф. , Лесгафт В. П. , Вентцель К. Н. , Чехов Н. В.).
Сравнительная таблица.
Педагог, мыслитель, исторический период.
| Краткая характеристика мировоззрений.
| Цель и идеал образования.
| Система образования.
| В сравнительной таблице записать педагогические системы каждого педагога прошлого.
Литература.
1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2. Джуринский. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. - 390с.
4. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 500с.
Тема XII.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|