Сделай Сам Свою Работу на 5

Российские народные школы XIXвека. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XXвв.

Тема I.

Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Часа.

План.

1.Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

2.Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Дома молодежи. Обучение в Шумере.

3.Воспитание и обучение у древних славян.

4.Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя.

Литература.

1. Алексеев В. П. Становление человечества. - М.. 1984.

2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

3. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.

4. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. - М., 1993.

5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

6. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989.

 

 

Тема II.

Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.

Часа.

План.

1.Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.

2.Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).

3.Школа и воспитание в Древнем Египте.

4.Воспитание в Израильском царстве.

5.Зарождение педагогической мысли в Древней Индии.

6.Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и Средневековом Китае.

 

 

Литература.

1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. -400с.

2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1988.

3. Крамер С. История начинается в Шумере. - М., 1991.

4. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М., 1990.

5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1997

 

 

Тема III.

Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли

В античном мире.

Часа.

План.

1.Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

2.Просвещение в эпоху эллинизма (III-Iвв. до н. э.).

3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

4.Зарождение христианской традиции воспитания.



5.Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.

Литература.

1. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976.

2. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

3. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.

5. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.

6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

7. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с

 

Тема IV.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения.

Часа.

План.

1.Влияние церковной культуры на развитие образования.

2.Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

3.Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

4.Формирование иезуитской системы воспитания.

Литература.

1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

3. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. - М., 1992.

4. Суворов Н. Средневековые университеты. - М., 1998.

5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

 

Тема V.

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVIIв.)

Часа.

План.

1.Воспитание и обучение у древних славян.

2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIIIвв.

3.Воспитание и обучение в XIV-XVIвв.

4.Образование в Русском государстве в XVIIв.

5.Педагогическая мысль в России к концу XVIIв.

Литература.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.

2. Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998. - 582с.

3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

4. Хрестоматия. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. /Сост. Кошелева О. Е. , Мошкова Л. В. - М., 1992. - 205с.

 

Тема VI.

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского как основоположника "Великой дидактики".

План.

1.Жизнь и педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

2.Понятие природосообразности воспитания.

3.Возрастная периодизация, система школ и содержание обучения.

4.Классно-урочная система и организация школьного обучения.

5.Значение принципа наглядности обучения как основы дидактики Я. А. Коменского.

6.Дидактические принципы, разработанные Я. А. Коменским в работе "Великая дидактика".

а) Сознательность обучения.

б) Систематичность обучения.

в) Последовательность обучения.

г) Прочность обучения.

7.О дисциплине, о детском чтении, об игре, о примере родителей - работа в минигруппах.

8.Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики и школы в последующие века до нашего времени.( Письменно).

9.Система образования по Коменскому и современная система образования. (Сравнить).

Литература.

1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика./В книге: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. Пискунов А. И. - М.: Просвещение, 1981, с. 41-82.

3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974, с. 29-41.

4. Кузин М. М. Международный симпозиум о Я. А. Коменском. //Советская педагогика. - 1987. - №1. - с. 136-138.

5. Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.

6. Роберт Альт Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М.: Изд-во АПИ СССР, 1959.

7. Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.

8. Пискунов А. И. История образования и педагогики. - М., 2001. - 506с.

 

Тема VII.

Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв.

Часа.

План.

1.Просвещение в России в начале XVIIIв.

2.Школьное дело при Петре I.

3.Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.

4.В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России.

5.Просвещение и школа после Петра I.

6.Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова.

7.Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

8.Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого Янковича.

Литература.

1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

2. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1973.

3. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е издание. - Пг., 1915.

4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. - М., 1989. - Т. 5.

5. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX.-XXв.). Учебное пособие. - М., 1998.

6. Очерки русской культуры XVIIIв. /Под ред. Б. А. Рыбакова. - М., 1990.

 

 

Тема VIII.

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIXв.

Часа.

План.

1.Развитие школы в XIXв. (до 90-х гг.)

2.Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.

3.Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

4.Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.

5.Педагогические идеи Г. Спенсера.

6.Школа и педагогическая мысль США XIXв. (до 90х гг).

7.Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.

8.Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования.

Литература.

1. Васильева З. И. , СедоваН. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Сост. и автор А. И. Пискунов. - М., 1981.

 

Тема IX.

Школа и педагогическая мысль в России до 90х гг. XIXв.

Часа.

План.

I.Развитие образования и становление школьной системы.

II.Педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX столетия.

1.Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова.

III.Педагогическая теория великого педагога К. Д. Ушинского.

1.Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского.

2.К. Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.

3.Идея народности воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского.

4.К. Д. Ушинский о роли труда в развитии и воспитании человека.

5.Дидактическое учение К. Д. Ушинского.

Литература.

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. - М., 1987.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач.XXв. - М., 1990.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-нач.XIXв. /Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 1973.

4. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1, 2.

 

Тема X.

Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.

Часа.

План.

I. . Беседа по вопросам ранее изученных тем:

- Каков характер воспитания в Спарте?

- В чём заключается "золотое правило дидактики" (по работе Я. А. Коменского "Великая дидактика")?

- Какие принципы обучения выделял А. Дистервег?

- Из каких составных частей сложилась теория развивающего обучения (по И. Песталоцци)?

 

II. Терминологический диктант.

Школа в Спарте; экзамен в первобытном обществе; учитель в Спарте; учитель в Афинах; значение слова - схоластика; журналы, которые использовал Гербарт для поддержания дисциплины.

 

III. Работа по плану.

План.

1.Общие тенденции и характерные черты организации образования в высокоразвитых странах в 80-90гг.

2.Характерные черты школьных систем (США, Японии, Франции, Англии, Германии).

а) экономическое и политическое положение страны;

б) наиболее важные периоды в истории развития школьной системы страны;

в)содержание образования и организация обучения в государственной школе;

г) особенности воспитательной работы в начальной школе;

д)положение учителей.

 

IV. Выступления студентов по материалам своих рефератов по теме занятия.

 

V. Самостоятельная работа.

1. Сопоставьте средневековые первые университеты и современные университеты в зарубежных странах. Отметьте общие черты.

2. Какие изменения происходят в формах и методах обучения в зарубежных школах.

 

 

Литература.

1. Вульфсон Б. Л. Современные буржуазные школы. - М., 1978.

2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

3. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1986.

4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1991.

5. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М.,1990.

 

Тема XI.

Российские народные школы XIXвека. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XXвв.

Часа.

План.

I. Развитие педагогики школы во второй четверти XIXв. в России.

II. Российские народные школы XIXв.

1. Сельская школа С. А. Рачинского.

2. Н. Ф. Бунаков об обучении и воспитании крестьянских детей.

3. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

4. Н. А. Корф - организатор земских школ.

Подготовить тезисы ответа на вопрос: "Вклад в русскую педагогику прогрессивных деятелей конца XIX-начXXвека и современное значение их прогрессивных педагогических взглядов".

Рассмотреть вопрос на примере одного из педагогов на выбор (Вахтеров В. П. , Водовозов В. И. , Каптерев П. Ф. , Лесгафт В. П. , Вентцель К. Н. , Чехов Н. В.).

Сравнительная таблица.

Педагог, мыслитель, исторический период. Краткая характеристика мировоззрений. Цель и идеал образования. Система образования.

В сравнительной таблице записать педагогические системы каждого педагога прошлого.

Литература.

1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2. Джуринский. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. - 390с.

4. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 500с.

 

 

Тема XII.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.