Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет, метод, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран.





Всеобщая история права и государства изучает в избранных образцах возникновение правовых обычаев и законов у разных народов, особенности их фактического применения во взаимодействии с моралью, религией, властной деятельностью государственных учреждений, а также их последующие перемены, обозреваемые на всем протяжении социальной истории от древности и средних веков вплоть до современности (новой и новейшей истории)..

Метод: Мы изучаем государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из законов диалектики. Освещая историю государства и права России, мы исходим из того, что история общества есть история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; а способ производства является главной определяющей силой общественного развития. Мы исходим из учения об экономическом базисе и надстройке общества, акцентируем внимание на их взаимодействии, отмечаем роль классовой борьбы и социальных революций в развитии государства и права, считаем народные массы решающей силой общественного развития.

Периодизация



Наиболее предпочтительной является периодизация, принятая в науке всеобщей истории: древность, средние века и современность (период новой и новейшей истории).

2. Характеристика древневосточных государственных форм.

По мнению русского историка последней трети XIX в. Л. И. Мечникова, первыми в истории великими культурами (он предпочитал цивилизации именовать культурами) стали следующие четыре: египетская, ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье), индийская и китайская. Здесь, по его словам, имело место ни с чем не сравнимое развитие деспотизма и обоготворение его притеснительных функций. Лишь в отдельных моментах этот деспотизм может быть обнаружен у жесточайших цезарей Рима, Людовика XI и Ивана Грозного: ≪...народы стонали и не имели ни ценности, ни права, ни значенья≫.

Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над. рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.



По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией. Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:



· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство военное;

· ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

 

3. Государственная власть в Древнем Египте. Система управления.

Ответ

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ве­дения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых ис­пользовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинаю разделяться.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

◊ значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется

положение землевладельцев;

◊ происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких

собственников - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы. Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Государственный строй Древнего Египта В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

4. Древнеегипетское право: характеристика основных правовых институтов.

Ответ:

Источники права в Древнем Египте:

• первоначально - обычай;

• с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок. Виды договоров: займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

• первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

• второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

• третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• › посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

• › преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

• › преступления против личности - убийство, членовредительство;

• › имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• › преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

 

5. Города-государства шумеров. Система управления и право.

Ответ:

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н.э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

.

 

Общая характеристика государства Древнего Шумера

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации.Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

 

6. Древний Вавилон. Реформы Царя Хаммурапи.

Ответ:

Общая характеристика древнего Вавилонского государства

Свободное население Вавилона делилось на:

= полноправных (авилум);

= неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

• первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и

высшее жречество;

• далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" – различного

рода военнослужащие;

• в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное

положение среди профессий занимали храмовые служащие;

• высокое положение в обществе занимало чиновничество;

• низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные

купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум.

Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие

бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

» царских;

» храмовых;

» частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.Государственное устройство ВавилонииПо своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат или отдававших это имущество внаем.

 

При Хаммурапи достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.Орошение полей и водные пути были предметом особенной заботы Хаммурапи. По его приказу сооружаются новые каналы (один из них называется «Хаммурапи, благословение народов»), очищаются старые (в Уруке, Дамане). Но ещё большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так, в одном письме он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста чиновников и т. п.Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35-й год правления Хаммурапи (ок. 1759 до н. э.).

 

7. Законник Хаммурапи и его характеристика.

Ответ:

Право Вавилонского царства - Законы Хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который по­мещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей:

≈ введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему

царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также

перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего

государства;

≈ 282 статьи законов;

≈ обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

◆обычное право;

◆шумерские судебники;

◆новое законодательство.

Имущественные права и обязательственное право

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные и частные.Царским и храмовым хозяйством управлял царь.С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму.

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под­робно регулировали следующие положения:

~ ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

~ ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

~ ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще­ствования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

› продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

› продавцом мог быть только собственник вещи;

› продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

= дети;

= усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

= внуки;

= дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Уголовное право и судебный процесс

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

= против личности;

= имущественные;

= против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

• изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

 

8. Древнеиудейское право.

Ответ:

Начало древнееврейского права относится ко времени полулегендарного пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем которого связывается начало освоения евреями Палестины, составление религиозных заповедей и первых законов. Реально большинство приписанных Моисею правовых предписаний, вошедших в ветхозаветные книги Библии «Исход» и «Левит», появляются в Иудейском царстве в IX – VII вв. до н. э. Около 622 г. до н. э. в связи с народными волнениями в Иудее создается новый свод, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, – «Второзаконие». К этому же времени относится составление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах – сборников обычного древнееврейского права, признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев). После возвращения из вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о прежних временах был составлен сборник древних юридических обычаев – Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался высший религиозный и судебный совет – синедрион.Несмотря на священно-религиозное отношение к древним законам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать старое право – так к началу I в. н. э. у евреев стали возникать юридические школы и направления. Причем в отношении к древнему праву эти школы придерживались разных позиций. Одно направление, связываемое с именем раввина Галлела, председателя синедриона в 30–10 гг. до н. э., ставило на первое место идею правовой справедливости, тогда как последователи раввина Шамаи выражали позиции «строгого права», точного следования букве древних законов. С учетом нараставших толкований, во II в. раввин Егуда Танасси составил сборник обычного еврейского права – Мишна в 6 книгах, – позднее получивший новую редакцию. Наряду с этим, собственной традиции истолкования древнего права придерживались и те иудеи, которые не ушли из Вавилона после окончания плена. Их юристы и учителя составили особый свод нововведений к праву под названием Гемара («Восполнение»), посвященный главным образом имущественным и семейным отношениям. Позднее из этих двух сводов – Мишны и Гемары – составили единый памятник под названием Талмуд. Талмуд – это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований, и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам; но это не кодекс и не свод чисто правовых норм. Опираясь на разные традиции обычного права, оформились и разные редакции Талмуда в IV – V вв.: иерусалимская и вавилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важнейшим источником древнееврейского права.

Еврейское право не прекратило своего существования с падением Древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, даже завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона. В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру. Для того чтобы совместить требования времени с традицией древних правил, в средневековой еврейской культуре продолжилась работа по комментированию и новому толкованию памятников права. Самым известным из таких комментариев был свод примечаний, составленный знаменитым философом и правоведом Моисеем Маймонидом (XII в.) Своей систематикой и общими принципами анализа права он даже оказал влияние на формирование нового европейского права.

Комментарии юристов, своды истолкований и поучений были новыми по типу для древневосточного права источниками. Но главнейшими оставались прежние законы Ветхого завета, восходящие к священным заповедям Моисея.

 

9. Варно-кастовая социальная структура Древней Индии по Законам Ману.

Ответ:

Общественный строй Древней Индии

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

» брахманы - члены жреческих родов;

» кшатрии - военная аристократия;

» вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

» шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:

• строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;

• определенная, наследственно закрепленная профессия;

• поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

Сельская община Древней Индии

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни.Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.