Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные и психологические особенности детей 7-10 лет

Пояснительная записка

 

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно - прикладного и художественного творчества, классического, народного, современного танцев и пластики. Занятие хореографией способствует не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогают развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличии от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка.

Программа “хореография в начальной школе” - программа начального обучения, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, развитию их творческих способностей средствами хореографического искусства.

Главное отличие и новизна программы состоит в компенсаторных возможностей детей в период их раннего развития, детей, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. Актуальностьпрограммы заключается в том, чтобы в процессе творческой практики ребенок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, жизни.

Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на творчестве русского народа.



Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.

Занятия в танцевальном детском объединении всесторонне развивают личность детей: они танцуют на сцене, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность.

Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.

Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.

Положительным в работе детском объединении является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят асоциального поведения.

Вид программы по целевой установке: модифицированная (адаптированная).

Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированный.

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа танцевального детского объединения «Ритм» имеет художественно-эстетическую направленность, так как танцевальное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.

Программа направлена на:

• на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, работы над художественным образом.

• на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.

• на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.

Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

 

В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

1. Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.

2. Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:

 

▪ Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

▪ Ценность родной земли, Родины.

▪ Ценность трудолюбия и труда.

▪ Ценность здорового образа жизни.

3. Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.

4. Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.

5. Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

6. Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка.

7. Осуществлять психофизическое оздоровление детей, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.

8. Знакомить детей с шедеврами танцевального искусства.

 

 

Отличительная особенность данной образовательной программы

Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности обучающегося к деятельности учебной.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-10 лет.

Группа сформирована по возрастному признаку 7-10 лет. Набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений.

Возрастные и психологические особенности детей 7-10 лет

Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастныхособенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внима

Поступление ребенка в танцевальный кружок – это важное событие в его жизни. Он оказывается в другой, сфере общения. Новым для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками: отношения строятся на основе знаний общим делом – танцевальным искусством. Значительное место в программе отводится и играм и подготовке концертных номеров.

У младших школьников возрастает скорость движений, но точность еще не высока, много “лишних” не сознательных движений. Дети плохо различают и запоминают внешние сходные физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Не достаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно избежать отрицательных результатов. Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом.

Неуклюжесть детей может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка.

В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу не завершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно – сосудистой и дыхат ельной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки.

Направления работы:

▪ Знакомство с русскими народными танцами.

▪ Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и

инсценировок.

▪ Развитие творческих способностей.

 

Принципы:

▪ Творческой направленности.

▪ Игрового познания.

▪ Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка

 

Основной формой работы в кружке «Ритм» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 136 занятий. Продолжительность занятий 90 минут с перерывом 10 минут.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:

 

▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;

▪ демонстрация вариаций;

▪ отработка движений;

▪ постановка танца;

▪ репетиции;

▪ знакомство с русским народным костюмом;

▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;

▪ экскурсии;

▪ изготовление русских народных костюмов.

 

Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:

 

▪ коллективные танцевальные игры («Лавата», «Я хочу с тобой танцевать» и

т.д.);

▪ массовые танцы («Танец утят»);

▪ ритмические упражнения;

▪ народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

▪ соревнования между ступенями;

▪ создание собственных танцевальных элементов.

 

Структура программы:

Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:

1 ступень.

Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.

2 ступень.

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени. Знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Продолжить изучение традиций народной культуры. Проявление творческой инициативы.

Данная образовательная программа построена на основе изучения трёх видов русского танца. Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

 

Программа рассчитана:

на 1 года обучения для детей от 7 до 10 лет.

 

Курс обучения пронизан сквозной темой «На святой Руси». Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым танцам относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным танцам относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развёрнутого вида.

 

Методы работы:

 

▪ Объяснительно – иллюстративный

(показ элементов, объяснение, использование фольклора).

▪ Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

▪ Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

▪ Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

▪ Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

 

В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).

(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)

 

▪ для отработки элементов танца;

▪ в ритмической тренировке;

▪ при знакомстве с музыкальным репертуаром;

▪ для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);

▪ на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.

 

Ожидаемый результат:

▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;

▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;

▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

оригинальные «па»;

▪ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души

▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

коллективе.

 

Методы оценки результативности программы:

  Количественный анализ Качественный анализ
1. Посещаемость, статистические данные   Форсирование навыков и умений
2. Фиксация занятий в рабочем журнале Анализ успеваемости деятельности и достижения цели  
3. Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)   Анализ диагностического материала
4. Практический результат Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы  

 

 

Критерии определения результативности программы:

1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)

3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).

4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.

5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».

6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).

7. Память – способность запоминать музыку и движения.

 

 

Способы определения результативности программы:

Изучаются три вида русского народного танца:

 

▪ хоровод;

▪ кадриль;

▪ плясовая.

 

1. Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев.

2. Выступления танцевального коллектива «Ритм»на муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.

 

 

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:

 

▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;

▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей» и т.д.);

▪ фольклорные праздники («Кузьминки», «Троица», «Масленица» и т.д.);

▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);

▪ отчётные концерты;

▪ участие в смотрах, конкурсах.

Режим занятий

Занятия проводятся: 2 раза в неделю.

Длительность занятий – 2 часа.

Объем часов в год – 136 часа в год.

Обязательно проводится 10 минутный перерыв для отдыха и соблюдения режима проветривания.

 

Литература для педагога

 

1.Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик, С. Воловик – М. :Просвещение, 2001.

2.Классный руководитель: журнал – 2003. -№6,10.

3.Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства. Г.Н.Новгород, 1993г

4.Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г

5.Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004г

6.Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006г

7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000г.

 

Литература, рекомендуемая обучающимся

1. Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.

2. Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство Московского педагогического университета, 2002.

3. Праздник в подарок. Автор-составитель Лакалова М.С.

4. Праздник в школе. Давыдова М.А., Агапова И.А.

5. Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н.М.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.