Борьба за Кавказ между Россией и Турцией
Владикавказ, 2013
УДК
ББК
Рецензент:
канд. истор. наук, ст. научн. сотр. отдела этнологии
СОИГСИ им. Абаева внц ран
Правительства РСО-А
Дарчиев А. В.
© История и культура народов Северного Кавказа: Краткий курс лекций. Для
студентов всех направлений подготовки. /Авторы-составители: Т.А. Елоева,
С.В. Дарчиева, Н.Л. Кобесашвили, Р.И. Таучелова; Северо-Кавказский горно-
металлургический институт (государственный технологический университет).
Изд-во «Терек», 2013.
Редактор Хадарцева Ф.С.
Компьютерная верстка
© Составление, Северо-Кавказский горно-металлургический
институт (государственный технологический университет), 2013
© Елоева Т.А., Дарчиева С.В., Кобесашвили Н.Л., Таучелова Р.И.
Составление, 2013
Подписано в печать 27.12.2013. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс» Печать на ризографе. Усл.п.л. Тираж 300 экз. Заказ №_________.
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)». Изд-во «Терек». Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ(ГТУ). 362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44
Данное учебное пособие предназначено для студентов СКГМИ всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа». Пособие включает лекции, предусмотренные программой курса:
1. Северо-Кавказский регион: этнический состав.
Историко-этнографический обзор (2 часа).
2. Возникновение первых государственных образований
на территории Северного Кавказа (2 часа).
3. Генезис феодальных отношений на Северном Кавказе в I-XIII века
(2 часа).
4. Монголо-татарское нашествие и его влияние на народы Северного Кавказа (2 часа).
5. «Нарты» - эпические сказания народов Северного Кавказа (2 часа).
6. Народы Северного Кавказа в XV- XVIII веках (2 часа).
7. Взаимоотношения народов Северного Кавказа с Россией в XVIII - XIX веках (4 часа).
8. Политическое и социально-экономическое развитие Северного Кавказа в XX – XXI веках (2 часа).
Настоящее учебное пособие дает краткое системное изложение истории и культуры народов Северного Кавказа и подготовленно с учетом требований образовательного Госстандарта по данной дисциплине и предназначенно для помощи студентам дневного и заочного отделений при подготовке к семинарским занятиям по указанным темам. Для подготовки рефератов и презентаций необходимо привлечь дополнительные источники и литературу.
Предназначено для студентов вузов, учащихся колледжей, старшеклассников и других интересующихся историей и культурой Кавказа.
Лекция 1. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ.
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
План: 1. Естественно-географические условия Северного Кавказа.
2. Периодизация истории Северного Кавказа.
3. Этноплеменные общности в эпоху ранней бронзы.
В настоящее время в стране бурно протекают процессы возрождения национального самосознания. В обществе растет интерес к истории, культуре и духовной жизни народов. Все это сопровождается обостренным сознанием национальных и межнациональных отношений как одной из важнейших форм бытия, развития и передачи от поколения к поколению накопленных народом духовных, интеллектуальных и эстетических ценностей, морально-этических норм, культурных и бытовых традиций.
Перед высшей школой, являющейся одним из основных каналов формирования и развития национального самосознания, стоит важнейшая задача -подготовка всесторонне развитой личности, будущего специалиста и гражданина, способного широко мыслить и эффективно решать профессиональные задачи, что предполагается достигнуть путем формирования индивидуальности человеческого сознания. Целью образования в отличие от обучения является рост нравственного содержания личности, без чего невозможно бытие целостного человека.
В свете этого курс «История и культура народов Северного Кавказа» является одним из звеньев в ряду дисциплин гуманитарного цикла, преподаваемых студентам всех специальностей СКГМИ. Курс рассчитан на 18 лекционных часов и 36 семинарских. В конце семестра-письменный зачет.
Российская Федерация представляет собой сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. В стране невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей. Наш вуз так же не является исключением.
Выпускники общеобразовательных школ, продолжая образование в вузе, приступают к учебной деятельности (а не редко и к профессиональной), которая определяется не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтническом регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности, и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.
«В своей стране ты посланец своей семьи. Вне страны – ты посланец своей Родины. Ибо на Родине твои поступки – это лицо твоей семьи, а за её пределами – они лицо твоего народа!»
Кавказ – один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изучении археологических памятников. Однако история этой горной страны многогранна и сложна, ибо изучена лишь тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.
Кавказ -родина многих народов с их уникальными культурными традициями, верованиями. Он всегда отличался высокой степенью этнокультурного, конфессионального многообразия. Исторически сложилось, что Северный Кавказ представлял собой территорию соприкосновения различных цивилизаций (Европы и Азии), что -с учетом геополитического положения-делало его объектом интересов многих великих держав. Более того, Кавказ и сейчас обладает большой притягательной силой. В своей многовековой истории народы Северного Кавказа по-своему проходили те же ступени социально-экономического, политического и культурного развития, что и другие народы мира. В истории этих народов, как и всех народов мира, общие закономерности истории человечества проявлялись в национальном своеобразии, но никогда народы Северного Кавказа не были чем-то исключительным, изолированным.
Как показывают накопленные факты, уже начиная с глубокой древности, исторические судьбы народов Северного Кавказа и ряда других народов нашей страны соприкасались и переплетались между собою, происходило взаимодействие культур и традиций, скрещивались сложные этнические процессы, в ходе истории сдвигались племенные и территориальные границы.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
В ряду многих вариантов периодизации истории наиболее предпочтительными для большинства историков являются формационный и цивилизационный подходы.
Коренные обитатели С. К. обнаруживают между собой близкое родство во многих отношениях: географическом (общность территории расселения), историко-культурном (общность истории, материальной и духовной культуры), антропологическом, этнопсихологическом и др. Неслучайно местных жителей называют «северокавказцами». Другое общее их название -«горцы».
Новейшие археологические открытия позволяют утверждать, что Северный Кавказ является одним из древних очагов жизни первобытного человека, прошел общераспространенные ступени первобытнообщинного строя в условиях каменного, бронзового и железного веков.
Древние кавказцы.Археологические исследования, проводившиеся на территории СК, показали, что на протяжении веков в этих местах существовали и сосуществовали племена, народы, цивилизации, подлинные названия которых в большинстве своем ушли в прошлое, и вряд ли когда-либо станут известны науке. Отсутствие письменных памятников также не позволяет ученым установить, как они себя называли.
Тем не менее надо было изучать этот древний период и выход нашли археологи. Они дали свои наименования – по форме погребального сооружения или местонахождению памятников, оставленных этими племенами. Так появились на свет ямники, катакомбники, срубники, майкопцы, северокавказцы, кобанцы.
Но при этом был единый Северный Кавказ. Горы создали свой антропологический тип человека. При всей непохожести и разнообразии этнических типов, у всех у них имеется нечто общее. (Заимствуя у В. И. Абаева термин, можно было бы назвать то общее «кавказским субстратом»). На Кавказской горно-каменистой почве трудно приживались «осколки» каких-либо больших племен. Каждое местное племя здесь выстраивалось в уникальное целое. Кто бы ни были приходившие - гунны, аланы - сильный кавказский генотип растворял их и мог лишь впитывать в себя их азиатские соки.
Автохтоны. Первичный, еще не отформатированный слой человечества - и от того, что слишком большое внимание уделяется пришедшим, упускается из виду местное население, - автохтоны той земли. Но именно они подвергаются изменениям. Или же, наоборот, оказываются жизнестойкими, сохраняют свою автохтонную сущность. Сосредоточившись на пришлых, мы упускаем из виду то, что земля была обитаема первичными племенами. И что у каждого сложившегося впоследствии народа были свои исходные племена, та людская масса, которая постепенно превращалась в народы, формировалась в этносы. Автохтоны, стало быть, людской остов земли. Дающие жизнь истории народов.
Автохтоны - кость человеческой истории. Они ниоткуда не пришли. Они родились вместе с землей, на которой они взошли, когда природа предоставила им такую возможность. Сняла панцирь оледенения, напоила реки водой, озеленила степи, многократно формируя навыки людей, позволила им жить в горах.
Археологические культуры эпохи бронзы. Ямная культура (середина III - начало II тыс. до н. э.) была распространена на степных пространствах от Урала до Днестра. Сегодня для более точной ее характеристики используется термин «культурно-историческая общность», в которой выделяют несколько территориальных вариантов. На Дону памятники ямной культуры были обнаружены в ранних слоях Ливенцовского поселения и на реки Иловля (Репин Хутор).
Основу хозяйства племен ямной культуры составляло скотоводство, однако часть населения занималась и земледелием. Свое название культура получила по типу погребений, которые представляют собой ямы с насыпанными сверху курганами. В могильники умерших помещали в скорченном положении (на спине с подтянутыми ногами), тела посыпались охрой (красной краской органического происхождения). Инвентарь погребений представлен круглодонными сосудами со сложным шнуровым орнаментом, разнообразными изделиями из кремня и кости. Металлические изделия встречаются относительно редко, так как металл по-прежнему являлся дефицитом, его привозили извне, в основном из районов Кавказа. Имущественная дифференциация по погребениям ямной культуры не прослеживается.
Племена ямной культуры очень рано стали соприкасаться с племенами майкопской культуры, что проявилось в сходстве погребального обряда, инвентаря и керамики. По левому берегу Дона и по реке Маныч кочевали племена, которые хоронили своих умерших в скорченном положении на боку, в меньшей степени употребляли охру, а керамика не имела орнамента.
Кочевники - носители срубной культуры - быстро перешли к оседлости. Их поселения известны по реки Мертвый Донец. Значительно изменился их погребальный обряд: от совершения захоронений в деревянной яме, укрепленной деревянной конструкцией (срубом) к простым грунтовым ямам, иногда укрепленных камнем. Однако другие элементы обряда, в том числе положение умерших, состав погребального инвентаря оставались неизменными. Металлические изделия разнообразной формы и назначения (топоры, кинжалы, серпы, медные клепанные котлы) изготавливались из металла кавказского и уральского происхождения. С племенами срубной культуры связаны находки кладов, состоящих из различных бронзовых изделий.
Центр формирования северокавказской культуры (II тыс. до н.э.) находился в Закубанье, большое влияние на нее оказали предшествовавшие майкопская и куро-аракская культуры. Культуру формировали племена, заселявшие несколько локальных регионов - Кубань, Ставрополье, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и Чечню. Вероятно, населявшие эти районы племена имели этническое и культурное единство и в антропологическом отношении являются предками современных горцев. Кроме того, все они имели тесные связи с племенами катакомбной культуры, являясь для них главными поставщиками металла.
Основными занятиями северокавказских племен были пастушеское скотоводство и земледелие. Для верховой езды северокавказцы использовали лошадей. Одно из важнейших занятий - металлургия, сырьем для которой служили местные руды. Добыча меди происходила не только на поверхности, где имелись выходы руд, но и под землей. На р. Большой Зеленчук найдена шахта с горизонтальным стволом и вертикальными штольнями. К концу среднебронзовой эпохи широко распространились бронзовые серпы, заменившие прежние вкладышевые орудия.
От племен северокавказской культуры уцелело достаточно много памятников: курганы в степях и предгорьях и грунтовые могильники в горах (наиболее известные - Бамутские курганы) и поселения (Асланбек-Шерипово в Чечне). Курганы и могильники беднее и примитивнее, чем у майкопцев, и не прослеживают социальной дифференциации. Социальный строй северокавказцев - патриархат. Распространены были родовые погребения.
Народы и цивилизации древней Месопотамии.Месопотамия (Двуречье) расположена в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат и прилегает к Кавказу с юга. Эта плодородная земля с древних времен привлекала многие народы. Тысячелетиями на довольно небольшой территории Месопотамии происходили постоянные войны. Одни народы постоянно покоряли другие, происходило постоянное смешение культур, языков, в процессе которого рождались новые народы.
Народы населявшие Месопотамию авторами многих древних летописей собирательно именуются халдеями. Однако следует учитывать, что на территории Месопотамии проживало большое количество народов, принадлежащих к самых различным языковым и этническим семьям и прибывших сюда из самых различных частей континента. Народы античной Месопотамии сыграли огромную роль в этногенезе, культуре, языке многих современных народов, в частности, большинства народов Кавказа.
Кобанская культура.Кобанская археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж II-I-го - середина I-го тыс. до н. э.). Названа по находкам в 1869 году бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Возникла кобанская культура в XI в. до н. э. и просуществовала почти до конца I тыс. до н. э., причем с VIII-VII в. до н. э. кобанцы стали применять железо. Кобанская культура была близка позднему периоду каякентско-хорочоевской культуры, а также современной ей колхидской культуре Закавказья.
Памятники кобанской культуры (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях - из грунтовых могил, обложенных булыжником.
Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение кобанской культуры; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (VII-IV вв. до н. э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. Кобанскую культуру отличает высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широкие межплеменные связи носителей кобанской культуры со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники кобанской культуры изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.
Для кобанского населения была характерна прочная оседлость. Господствующими занятиями оставались пашенное земледелие, отгонное и придомное скотоводство (разведение рогатого скота и свиней). Поселения, располагавшиеся на естественных возвышенностях (Серженьюртовское в Чечне и Змейское в Осетии), состояли из наземных жилищ из камня или дерева, обмазанных глиной. Наличие хозяйственных отсеков в жилищах свидетельствует о развитии ремесел, связанных с обработкой кости, камня, металла. Развито было и ткачество. У кобанцев наметилась специализация ремесленного производства. Значительно усовершенствовалась техника металлообработки, связанная с применением бронзы (90 % меди и 10 % олова), из которой изготавливались разнообразное оружие, инвентарь, украшения и культовые предметы (амулеты в виде фигурок животных). Налажено было массовое производство, связанное с применением литейных форм. Технологические навыки мастеров конца бронзового века были одной из важнейших предпосылок для перехода к эпохе раннего железа.
Погребения кобанцев были разнообразными: и простые грунтовые ямы, и каменные ящики. Умерших помещали в скорченной позе на боку, вместе с воином иногда хоронили и его коня. У кобанцев прослеживалось существенное неравенство, особенно по погребениям воинов-вождей и старейшин. В поздекобанский период зарождается частная собственность, скот принадлежал уже не роду, а отдельным парным семьям. Первобытнообщинный строй постепенно сменялся «военной демократией».
Памятники материальной культуры. Прошло около 120 лет с того дня, когда перед изумленным взором любителей кавказских раритетов молодого археологического музея в Тифлисе предстали присланные из далекого, сурового ущелья Гизельдона, алдаром из Тагаурии Хабошем Кануковым предметы вооружения и украшения удивительной гармоничности и красоты. В настоящее время более 120 пунктов находок позволяют говорить о сосредоточении по обе стороны Большого кавказского хребта (с. Кобан и с. Тли) целых групп и отдельных находок однородных и стилистически близких вещей из многих памятников.
Могильники.Наиболее яркой частью материальной культуры центрального варианта кобанской культуры являются древние погребения. Они известны в настоящее время во всех трех ландшафтных зонах, главным образом, в ущельях рек, но открыты они в предгорьях, и в равнинной части, хотя и в меньшем количестве.
В Верхне-Кобанском могильнике хоронили преимущественно в массивных, сооруженных из сланцевых и песчаниковых плит, прямоугольных каменных ящиках, рассчитанных на одного и реже на двух человек. Размеры ящиков были примерно 1,2 х 0,7 м. Сверху ящик закрывался мощной каменной плитой, более толстой, чем те, что составляли стенки могилы. Дно каменных ящиков Кобанского могильника землянное, видимо, при захоронении покрывалось или древесными ветками, или войлоком.
В могилах лиц высокого социального ранга отмечены захоронения вместе с покойником и коня. Могильники кобанской культуры разных периодов и разных географических условий местоположения показывают чрезвычайно сложную, разнообразную и неоднозначную картину развития погребального обряда. Долговременный характер кладбищ, концентрация в определенных местах предполагает оседлый образ жизни оставившего их населения.
Поселения.Сведения о местах поселения носителей кобанской культуры, в том числе и не на территории Северной Осетии, весьма отрывочны и скудны. Объясняется это тем, что на первых порах изучения кобанской культуры исследователей интересовали богатые могильники, а вопрос о поселениях стоял не на втором плане, а только лишь подразумевался.
Места поселений центрального варианта кобанской культуры, весьма немногочисленные в настоящее время, известны на территории Северной Осетии в предгорьях и на равнине, прилегающей к их отрогам.
Они занимали, как правило, самые возвышенные места в конкретной топографической обстановке: отдельно выступающие холмы, приподнятые над окружающей поверхностью, плато или высокие мысы над поймой реки. Все известные пункты поселений практически не исследованы и дают самое отрывочное представление о характеристике древних поселков. Общей чертой их является отсутствие искусственных укреплений, что может свидетельствовать об относительной безопасности их существования. Несомненно, и то, что это были долговременные поселки оседлого населения, т.к. культурный слой каждого из них был не менее 1 м.
Находки в поселениях свидетельствуют о земледельческо– скотоводческой направленности быта населения. Помимо многочисленных каменных зернотерок овальной формы, камней – терочников, костей домашних животных, это подтверждает и комплекс керамики, в которой выделяются четыре основные категории посуды: орнаментированные корчаги, горшки, небольшие кружки и миски. Вся посуда лепная, но высокого качества, мощенная и хорошего обжига, указывающая на глубокие традиции местного керамического ремесла.
Заслуживает внимания Змейское поселение, возникшее на отдельно стоявшем холме, возвышающемся над старой поймой левого берега Терека на высоте 24–28 м. Глубина культурного слоя составляла в разных местах от 60 до 80 см. Е. И. Крупнов предполагал, что он содержал остатки двух разновременных периодов: эпохи северокавказской и кобанской культуры. Но уже Д. Газдапустаи, специально проанализировавший материалы поселения, усомнился в наличии этих двух периодов. По его мнению, слой был один, но на раннем этапе «группы кобанской культуры… сосуществовали с северокавказской культурой», которая, как он полагал, дожила до начала 1 тысячелетия до н.э. и механически сменилась кобанской в XI–YIII вв. до н. э. при раскопках прослежены остатки не менее 12 очагов в 8–9 наземных сооружениях, из которых 6 относятся к остаткам жилищ, одно или два - к производству керамики и одно - к отправлению культовых церемоний.
Судя по общему абрису расположения остатков стен, дома были наземные, не углубленные в землю, прямоугольной формы. Полы в помещениях были выложены либо мелким булыжником, либо глинобытные со следами неоднократных подмазок, толщина которых иногда достигала 30 см. Внутри домов постоянным атрибутом был очаг прямоугольной или овальной формы, сложенны из камня или глины. Некоторые очаги имели высокие глинобитные бортики. Состав костей животных из слоя Змейского поселения свидетельствует о преобладании в стаде крупного рогатого скота. Второе место, а точнее - равную долю, составил мелкий рогатый скот. В хозяйстве держали свиней, что еще раз подтверждает оседлый характер быта населения Змейского поселения. Менее значительно количество лошадей. Об охоте говорят находки костей благородного оленя и косули.
Материалы Змейского поселения подтверждают большую самостоятельность металлургии и металлообработки, гончарства и графического искусства у древних кобанцев – оседлых скотоводов и земледельцев северных склонов Кавказа.
Культовые места и клады.Данные о существовании культовых домашних очагов и святилищ общепоселкового характера позволяют предполагать у носителей кобанской культуры наличие общеплеменных святилищ, расположенных в малодоступных, укромных, высокогорных местах.
Интересна находка на месте древнего языческого святилища на скалистой горе, в окрестностях аула Нар в Туалгоме. Бронзовая уникальная скульптура человеческой головы, датированная YIII–YII вв. до н. э., по мнению Л. П. Семенова, олицетворяла богиню плодородия и изобилия, близкую по смыслу легендарному образу Сатаны нартского эпоса.
В. И. Марковин считает что это изображение мужской головы. Он приводит убедительные параллели из Тбилиского могильника и у селения Маллансакны в Азербайджане. Эта и другие находки памятников кобанской культуры раскрывают во всей глубине художественные особенности кобанского искусства, как составные части древнего искусства Кавказа.
Сосуды.Посуда центрального варианта представлена глиняными и бронзовыми сосудами. Глиняные сосуды северокавказской группы центрального варианта почти лепные. В зоне Северного Кавказа круглая посуда единична.
На ранних этапах ассортимент посуды был ограничен 3–4 категориями: высокие горшки с вогнутым внутрь краем, близкие сосудам середины II тысячелетия до н. э., горшки вытянутых пропорций, иногда имеющие сосцевидные выступы по плечикам или петлевидную ручку. От докобанских форм их отличает более совершенная технология и орнаментация. С порой расцвета связано появление в культуре центрального варианта больших корчаг с расширенным туловом и отогнутым венчиком, и маленьким неустойчивым дном.
Металлическая, главным образом бронзовая, посуда составляла характерную особенность преимущественно горных памятников центрального варианта. Формы сосудов из металла достаточно разнообразны.
Украшения.Украшения, обильно представленные в могилах центрального варианта, предполагают наличие специального обрядового погребального одеяла.
Костюм для загробного мира и для повседневного ношения был разным, хотя его элементы и совпадали.
К украшениям головного убора относились бронзовые пластические венчики, орнаментированные солярными знаками. Венчики были характерны для раннекобанских погребений в могильниках южно-кавказской группы. На северном склоне предпочитали бронзовые булавки, использовавшиеся как головные, так и для скрепления одежды. Оформление наверший булавок самое разнообразное: от простых утолщений и петель до сложнейших; широкие спиральные пластины, пластинчатые спирали закрученные в разные стороны; булавовидные с 5-ю шишечками, в форме миниатюрных топоров и секир, дополнительно украшенных зооморфными и антропоморфными фигурами.
В состав головного убора входили всевозможные височные подвески, спиралевидные накосники, мелкие нашивные бляшки, бусы и бисер.
Головной убор женщин был более пышный и тяжеловесный от всевозможных дополнительных тонких спиралей, привесок – оберегов в виде фигурок птиц, солярных знаков, спиралевидных колец и тому подобное.
Мужские головные уборы также украшались, но более скромно. На черепах находили тонкие бронзовые спиральные шнуры, бляшки, височные кольца. Нагрудные украшения состояли из бронзовых гривен – обручей. Тяжелые ожерелья из крупных сердоликовых бус многими рядами обвивали захороненных женщин, но имелись они и у мужчин. Характерным атрибутом костюма кобанцев были бронзовые и позднее железные фибулы, массивные застежки-скрепления верхней одежды.
Непременную принадлежность костюма составляли браслеты из бронзы, а ранее иногда и из железа. Одной из характерных деталей костюма населения центрального варианта были пояса, кожаные или бронзовые, с пряжкой для их скрепления.
Поистине шедевром древнего искусства являются широкие бронзовые пояса с гравированными изображениями культово-сакральных сцен, неоднократно бывшие предметом специального изучения и анализа. Дополняли костюм бронзовые всевозможные бляшки, пуговицы, спиральные биконические пронизи, литые и антропоморфные привески.
Была очень выразительна моделировка фигурок и изображений птиц, баранов, быков, лошадей собак, фантастических существ с двумя зеркально расположенными головами.
Орудия труда.Интересны костяные орудия труда: для обработки кожи, коровья лопатка со срезанным краем, возможно, для заглаживания сырой поверхности сосудов; роговая гребенка для расчесывания шерсти. В могилах ранних этапов центрального варианта необычными находками являются бронзовые ланцевидные инструменты в виде обоюдоострой удлиненной заточки с заостренным стержнем. Они разнообразны и по размерам и по тщательно гравированной фрагментации, в которой большое место занимает сюжет земноводных. Они тщательно украшались спирально обмотанной бронзовой лентой и бронзовым литьем, навершиями в форме полуфигур быка, поскольку одновременно являлись и символами власти
Оружие.Славу Кобана, несомненно, составило оружие - непременный компонент мужских могил центрального варианта. Представлены не менее 8 категорий вооружения: кинжалы и мечи, боевые топоры, наконечники копий и дротиков, луки и стрелы, навершия булав и скипетры, молоты, клевцы.
Выделяют три основные группы разновидностей кинжалов и мечей:
- кинжалы и мечи кавказских форм;
- кинжалы и мечи «степной» формы;
- кинжалы и мечи переднеазиатского типа.
В скифский период основным типом был железный кинжал – акинак с почковидным перекрестием и брусковидным навершием. Железные черешковидные кинжалы кавказских форм единичны.
Для центрального варианта характерны изящные бронзовые топоры, украшенные тонким гравированным орнаментом. Они представлены тремя основными типами: топоры с дважды изогнутым корпусом, топоры с прямым корпусом и клиновидным обухом. Заметное место занимали костяные длинночерешковые наконечники и втульчатые ромбические в сечении срубного типа.
Типологический ряд намечается от бронзового молотка – кинжала с бараньими головами. На обухе и клевцах в форме кинжала кобанского типа из Брили к очень близким морфологически, но железным из Тли и к еще более поздним клевцам Нижнего Чегема, что свидетельствует в пользу изобретения их местными центральнокобанскими кузнецами.
Найдены также элементы конской сбруи.
Бронзовые предметы изготавливались с помощью каменных и металлических складных форм. Мелкие вещи отливались по восковым моделям.
Прикладное искусство.Большого развития у кобанцев достигло прикладное искусство. Это подтверждается наличием многообразного орнамента, покрывающего различные предметы из бронзы, а также искусно выделанные фигурки, подвески и прочие украшения. Отличительные черты кобанского изобразительного искусства – его реалистичность, утонченность рисунка, экономия художественных средств, мастерство в передаче стремительных движений животных, совершенство техники в обработке бронзовых предметов.
Не только украшения, но и предметы узкопрактического назначения (глиняная утварь) снабжались орнаментом.
По мотивам, которые используются в орнаменте, его разделяют на геометрический, растительный и зооморфный. Порой в качестве орнаментального мотива используются человеческие фигуры, которые изображались схематически в очень упрощенной форме.
Часто встречаются комбинации различных орнаментальных мотивов, придающих предмету особенно неповторимый, впечатляющий облик.
Орнамент выражал своими мотивами различные вкусы, верования, обряды, технику и иные стороны мышления и деятельности человека. Наиболее богато оформлены орнаментальными рисунками изделия из бронзы, что объясняется не только уровнем художественной культуры населения, но и связано со значением орнамента как магии или средства выражения культовых представлений.
В рисунке, а так же в различных фигурках и привесках Кобанского искусства, мы находим изображения домашних животных (вол, лошадь, собака и др.), диких животных (олень, медведь, тур, кабан), рыб, птиц, змей.
Бессюжетный орнамент передавался в виде штрихов, точек, кружков, спиральных завитков, волнистых линий и тому подобных художественных вспомогательных средств; из этих элементов создавались и более сложные рисунки, покрывающие поверхность поясных пряжек, топориков, расширенной части булавок, наружной стороны сосудов. Часто поле, заполненное причудливым узором, служило фоном для изображения на нем различных животных. Допускалась в известной степени стилизация, но, в общем, преобладал строго реалистический рисунок: скачущая или пасущаяся лошадь, извивающаяся змея, сидящая или лежащая собака. Тела животных, их движения превосходно передавались наблюдательными мастерами. В качестве художественных деталей использовались изображения солнца, наконечников стрел, шнура.
Интересны сюжетные сцены. На одной пряжке, например, воспроизведена борьба двух разъяренных зверей, стоящих на задних лапах, с раскрытой пастью; на поясных пряжках часто встречаются изображения скачущих лошадей, бегущих оленей или собак. Верхняя часть одной булавки была украшена тремя миниатюрными фигурками животных. На другой – сцена из охотничьего быта: травля оленя собаками, которые нападают на него с двух сторон.
Об индоиранской принадлежности говорит и изображения змеи на топорах, поясах, пряжках и предметах утвари. Они ясно говорят о том, что у древних обитателей Кобана и Тли существовал культ змеи. Поклонение змее и в наше время широко распространено среди народов Индии. И если спросим, какой этнос мог оставить так часто встречающиеся изображения змеи на бронзовых предметах Кавказа, - можно сказать, бесспорно: индоиранцы.
Вывод.На основе этого и других примеров можно сделать вывод, что кобанская культура (как более архаичная) легла на Северном Кавказе в основу скифской, т. к. археологическая культура, создавшаяся и развивавшаяся на северном и южном склонах Центрального Кавказа (Кобан, Тли) во второй половине II и в I тысячелетии до н.э., принадлежит тем индоиранским племенам, которые обосновались на Центральном Кавказе после передвижения основной их массы в Переднюю Азию. Передавая на протяжении тысячелетий из поколения в поколение свою культурную традицию, духовно – творческие достижения, они обогащали древнекавказскую цивилизацию яркими, самобытными памятниками материальной и духовной культуры.
Майкопская культура. Майкопская культура (конец IV – третья четверть III тысячелетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г. Майкопе). Эта культура предстает довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.
Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Прекрасно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода украшения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|