Гуманистическая модель взаимодействия с клиентом.
Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Это — одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Важным фактором взаимодействия социального работника и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу «здесь и теперь». Большое внимание уделяется аутентичности, социальный работник выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента. Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников:
Социальный работник должен сочувствовать проблемам клиента
Социальный работник должен изменить жизненную позицию клиента
Социальный работник при организации взаимоотношений с каждым клиентом как бы строит свою персональную модель — технологию своих действий.
Гуманистическая модель направлена на клиентов у которых проблемы самопознания, самооценки. Помочь выйти из этой ситуации , научив его понимать самого себя – проявление гуманизма социального работника к клиенту. Помощь оказывается индивидуально.
Технологии гуманистической модели
В рамках гуманистической модели используются технология «активного слушания», основными компонентами которой является эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.
Существенная черта этой модели социальной работы — недирективный подход к решению проблем клиента. В соответствии с этими методами каждый человек может оказывать себе психотерапевтическую помощь без посторонней помощи, другими словами, человек сам становится несчастным, и сам же может стать счастливым. Социальный работник через общение с ним, во-первых, должен донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим; что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначение в жизни. Однако вопреки теоретическим идеям гуманистической психологии, в реальной жизни даже сильные личности попадают в затруднительные ситуации и нуждаются в сторонней помощи. Поэтому основная задача работников социальной сферы заключается в том, чтобы вернуть человеку веру в себя, помочь самому разобраться в проблемах. В этих целях человек должен освоить, например, приёмы самовербализации, образных представлений, аутотренинга. Проблему необходимо прежде всего увидеть, так как позиция страуса, прячущего голову во время опасности, приводит к уходу от проблемы и к её обострению. Проблему следует проговорить, а поле, в котором протекает проблемная ситуация, должно быть максимально расширено, с тем, чтобы иметь альтернативы выхода из проблемы и дать её объективный анализ. Таким образом, человек должен защищать свой идеальный образ и стремиться к его поддержанию.
Некоторые представители гуманистического подхода предлагают использовать медитацию, предполагающую познание себя и своих возможностей.
В процессе работы с клиентом ни в коем случае нельзя переходить на нравоучения, человек должен научиться уходить от самокритики и излишней саморефлексии и видеть в себе и своих действиях позитивное.
Однако в процессе реализации жизненного сценария люди могут иметь трудности, особенно когда они обеспокоены виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они затрудняются сделать выбор, испытывают недостаток в значащих ценностях. В этом случае необходима помощь социального работника.
Такая помощь осуществляется через систему последующих действий.
Оценка ситуации. В этом процессе уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивида и ситуации, особенностям развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, анализу его JT-концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента — терминах беспокойства и вины.
Контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.
Интервенции отражают гуманистическую философию помощи индивидам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношение к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.
Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, «реального» человека.
2. Пространственно-временные требования к организации взаимодействия с клиентом.
Ю.Е. Алешина (1993) следующим образом описала пространство консультативной беседы. Необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант взаимного расположения психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но при желании мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен стол, на котором можно было бы при необходимости вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене - важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно.
Приведем здесь нормативы по оборудованию кабинета психолога школьной психологической службы, разработанные департаментом образования Администрации Кемеровской области и Кемеровским областным институтом усовершенствования учителей. Предполагается, что именно этот кабинет должен использоваться школьным психологом для психологического консультирования (см. Психологическая служба..., 1996). Итак, кабинет этот должен быть обеспечен следующим оборудованием: рабочий стол, два кресла и журнальный столик, стулья, напольное ковровое покрытие, светильники, шкаф для документации, сейф для документации с грифом «Для служебного пользования», компьютер с принтером, вспомогательные материалы (краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, бумага, игрушки и т. д.), телефон. В сейфе должны храниться следующие документы с грифом «Для служебного пользования»:
1. Индивидуальные карты психолого-педагогического обследования (паспорта).
2. Журнал регистрации индивидуальных консультаций (при наличии индивидуальных карт на детей в журнале регистрируются консультации педагогов и родителей).
3. Тексты тестов, ключи, материалы тестовых обследований.
4. Входная и выходная документация
5. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
Свою консультативную работу школьный психолог отображает в «Журнале регистрации выполненных видов работ». Кроме этого у него должен быть письменно зафиксированный режим работы, утвержденный педагогическим советом образовательного заведения и заверенный его руководителем, журнал предварительной записи на индивидуальные и групповые консультации, журнал или картотека имеющихся методических материалов и литературы. Дополнительно рекомендуется иметь: а) список домашних телефонов всех членов педагогического коллектива; б) список специализированных центров и консультаций медико-психологического профиля, в том числе «Телефонов доверия».
Согласно Н.В. Самоукиной продолжительность одной консультативной беседы может колебаться от 30 мин до 3-3,5 час. Ю.Е.Алешина (1993, с. 19) указывает время для каждого из этапов консультативной беседы в расчете, что стандартное среднее время для одной консультативной беседы - 1 час 10 мин. Приведем здесь ориентировочные нормы затрат времени на психологическое консультирование из документа «Ориентировочные нормы. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «Об организации и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации»
1. Индивидуальная и групповая консультативная работа с учащимися, оформление результатов -1,5-3 часа на одну беседу.
2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов - 1,5-2,5 часа на одну беседу.
3. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов — 1—2,5 часа на одну беседу.
Ю.Е. Алешина указывает, что время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, чтобы их самочувствие в этот момент было хорошим.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|