|
Группы в предпринимательстве
Введение
Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по разработанному государственному плану) производят товары и оказывают услуги. Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
Почему предпринимательство?
Что же подвигает человека на занятие предпринимательской деятельностью? С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами. Администратор ориентирован на должностной рост и склонен к управленческому труду. Поэтому далеко не каждый специалист или администратор может стать предпринимателем. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения.
Таким образом, предприниматель - это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
В условиях переходной экономики одним из главных факторов создания полноценной рыночной среды является формирование и развитие предпринимательства. Любой предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит его дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары или услуги, создает новые рынки, предоставляет новые или поддерживает уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров и услуг, созданных другими, и платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих ее путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество.
История зарождения предпринимательства
История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами трудились на своих фабриках или заводах.
С середины 16 в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. - голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. - Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникла и в другие отрасли экономик.
В конце 17 в. возникли первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. - Банк Шотландии. В конце 18 - начале 19 в. акционерная форма организации банковского дела получила широкое развитие во многих странах.
В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси - в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689 - 1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
В 90-е годы 19 в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале 20 в. предпринимательство было уже массовым явлением в России. Предприниматель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным. В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу 20 в. в российской экономике две трети всей промышленности продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности - акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - нэп (1921 - 1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР "О собственности в РСФСР", в декабре 1990 г. - Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Основы предпринимательской деятельности
В основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес. В реальной жизни мотивами предпринимательства выступают различные факторы, направленные на достижение целевых устремлений. В частности, если предприниматель - собственник, он стремится получить наибольшую доходность от используемых ресурсов. Если он управленец, то он обязан соотносить свои действия с внешними факторами, приспосабливаться к изменениям рыночной ситуации. Безусловно, предприниматели в своих действиях руководствуются и внутренними мотивами, прежде всего, стремлением добиваться приемлемой нормы доходности. Ибо именно доход является стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов, источником дальнейшего развития предпринимательства.
Группы в предпринимательстве
В целом в предпринимательской среде можно выделить несколько групп, различающихся по мотивам деятельности. Среди них: бизнесмены, ориентированные на улучшение своего материального положения, "энтузиасты", решающие организовать на практике свою профессиональную идею либо идущие в бизнес по политическим мотивам; люди, стремящиеся найти свое место в жизни. Границы между этими группами весьма условны, а опыт свидетельствует, что со временем один тип мотивации может измениться или быть вытесненным другим.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|