РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ
СОДЕРЖАНИЕ
1.
| Пояснительная записка………………………………………………………………..
|
| 2.
| Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………..
|
| 3.
| Структура и содержание дисциплины……………………………………………….
|
| 4.
| Тематическое планирование учебных занятий по формам и уровням обучения..
|
| 5.
| Тематика семинарских и практических занятий………………………..…………...
|
| 6.
| Организация самостоятельной работы студентов ………………………….……....
|
| 7.
| Примерная тематика рефератов и курсовых работ…….…………………………...
|
| 8.
| Организация итогового контроля…………………………………………………….
|
| 9.
| Глоссарий…………………………………………………………………………
|
| 10.
| Рейтинг-план дисциплины……………………………………………………….
|
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. №747., с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по дисциплине «Финансы».
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины– формирование у студентов комплекса базовых знаний, умений и навыков в особой сфере экономических отношений в части формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Задачи дисциплины:
- изучение теоретических основ в области финансовой системы России, организации государственных и муниципальных финансов, устройства финансовой и кредитной системы страны;
- ознакомление с государственным бюджетом, бюджетным устройством, принципами построения бюджетной системы РФ и бюджетным процессом;
- получение знаний о сущности финансов, взаимосвязи финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения и значении государственного кредита, особенностях финансовых отношений, формирующих государственный кредит.
Место дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина относится к дисциплинам базовой части цикла профессиональных дисциплин.
Дисциплина «Финансы» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения экономической теории (микро- макроэкономики), экономики фирмы, менеджмента, гражданского права.
Практическое применение знаний, полученных в ходе изучения данной дисциплины, студенты могут осуществить в ходе дальнейшего освоения прикладных курсов финансового блока, таких как «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные отношения» и т.д.
Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:
Наименование компетенции
| Код компетенции
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
| ОК-1
| Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
| ОК-9
| Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
| ОК-13
| Дисциплина «Финансы» ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов в области экономики предприятий и организаций различных сфер деятельности. Выпускники могут работать в экономических, аналитических и финансовых службах предприятий и организаций разных отраслей экономики, в банках, страховых и инвестиционных компаниях, в аудиторских и консалтинговых фирмах.
Требования к результатам освоения дисциплины
В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с теоретическими основами экономических категорий «финансы», «кредит» и «налоги», осваивают сущность таких понятий как финансовая система, финансовая политика, управление финансами, денежное обращение, финансовый рынок, бюджетная система, бюджет и бюджетное устройство, внебюджетные государственные фонды, государственный кредит. Изучение общетеоретических основ позволяет приобрести навыки для решения задач организации управления финансами, адекватного современному уровню развития экономических отношений.
Практические занятия по дисциплине «Финансы» ориентированы на применение современных образовательных технологий.
Во время аудиторных занятий используются активные и интерактивные формы их проведения. Лекции и практические занятия проводятся с использованием компьютерной техники. На практических занятиях проводятся деловые и ролевые игры, обсуждаются различные конкретные проблемные ситуации с целью формирования и развития профессиональных навыков у студентов.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные (ОК)
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
Профессиональные (ПК)
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате изучения дисциплины каждый студент должен:
знать:
- теоретические и методологические основы функционирования финансов, их роль и место в социально-экономическом развитии общества;
- состав, назначение и основы функционирования финансовой системы РФ и некоторых зарубежных стран;
- основное содержание, механизм формирования и реализации, а также направления современной финансовой политики государства;
- основные понятия об управлении финансами, объекты и субъекты управления; понятие финансового аппарата, его составных частей;
- формы и методы финансового контроля;
- определение государственного бюджета, функции бюджета, принципы построения бюджета, бюджетной системы и бюджетного механизма;
- функции и задачи деятельности финансовых органов;
- сущность и значение государственного кредита и государственных внебюджетных фондов и основы организации финансов предприятий;
- особенности функционирования национальных финансовых систем и роль финансов в развитии международного сотрудничества.
уметь:
- самостоятельно находить и анализировать финансово-экономическую информацию, делать обоснованные выводы;
- обладать навыками самостоятельного изучения и анализа новых теоретических разработок области финансов, нормативно-правовых документов, статистических материалов по финансовым вопросам;
- обрабатывать статистические материалы по финансам;
- анализировать тенденции развития финансовых отношений; давать им объективную оценку, находить пути выхода из кризисной ситуации;
- разбираться в дискуссионных вопросах теории финансов и обосновывать свою точку зрения по ним;
- вырабатывать управленческие решения, исходя из анализа различных вариантов, в целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов;
- формировать систему финансовых планов деятельности субъекта хозяйствования;
- формировать систему показателей и использовать современные технологии сбора и обработки информации в целях оценки деятельности фирмы;
- анализировать основные характеристики бюджета государства и региона; определять показатели объема и структуры государственного долга;
- оценивать влияние финансов на социально-экономические процессы и делать обоснованные выводы.
владеть:
- действующей нормативно-правовой базой в области управления финансово- кредитной системой;
- понятийным аппаратом в области финансов;
- навыками сбора и обработки данных, необходимых для разработки планов и обоснования управленческих решений;
- методами финансового планирования и прогнозирования;
- методами научного анализа современных финансовых отношений, использования финансов для регулирования социально-экономических процессов;
- методиками расчета финансовых показателей и их применения в будущей профессиональной деятельности.
II. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очно-заочное отделение – 5 лет
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| КР
| КР
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Под контролем преподавателя (в аудитории)
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| Э
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
Заочное отделение -5 лет
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Курс
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| КР
| КР
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Под контролем преподавателя (в аудитории)
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| Э
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
| Переаттестовано
|
|
| Подлежит изучению
зачетные единицы
|
|
|
|
|
Заочное отделение -4 года на базе СПО
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Курс
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| КР
| КР
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Под контролем преподавателя (в аудитории)
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| Э
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
| Переаттестовано
|
|
| Подлежит изучению
зачетные единицы
|
|
|
|
|
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел (тема)
дисциплины
| Виды учебной работы,
Включая самостоятель-ную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Лек-ции
| Семи-нары
| Практ. занятия
| СРС
| РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ
| Тема 1. Финансы как экономическая категория
|
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты.
| Тема 2. Роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
|
|
| Тема 3. Финансовая система России
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты, контрольная работа
| РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
| Тема 4. Управление финансами
|
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты.
| Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование
|
|
| Тема 6. Финансовая политика
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты, контрольная работа
| Тема 7. Финансовый контроль
|
|
| РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
| Тема 8. Экономическое содержание и роль бюджета государства
|
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты.
| Тема 9. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
|
|
|
| Тема 10. Внебюджетные фонды
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты.
| Тема 11. Государственный и муниципальный кредит
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты, контрольная работа
| РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
| Тема 12. Основы организации финансов предприятий
|
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты
| Тема 13. Финансы страхования
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты, контрольная работа
| РАЗДЕЛ V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
| Тема 14. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
|
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, тесты
| Тема 15. Особенности функционирования национальных финансовых систем.
|
|
|
| Устный опрос, доклады, задачи, контрольная работа
| Всего:
|
|
|
|
| Экзамен
| 3.1. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|