Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы реализации стабилизационной политики в переходной экономике





ТЕМА 8: СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

 

План лекции:

Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты, типы. Проблемы реализации стабилизационной политики.

Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в РБ.

Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в РБ.

 

 

Вопрос первый:Стабилизационная политика: понятие, цели, инструменты, типы. Проблемы реализации стабилизационной политики.

 

Государство для устранения или смягчения негативных последствий макроэкономических колебаний экономики проводит стабилизационную политику.

Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Общей целью государственного регулирования экономики является достижение экономической и социальной стабильности, повышение благосостояния членов общества.

Конкретными целями стабилизационной политики является «золотой» четырехугольник целей:

1) достижение постоянного и устойчивого экономического роста;



2) обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

3) обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

4) равновесие во внешнеэкономической деятельности.

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

Инструменты стабилизационной политики:

1. Административные методы государственного регулирования. Проводятся через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями и законотворческую.

Административные (прямые) методы:

-прямой контроль государства над монопольными рынками; -административное регулирование рынков тех товаров, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

- обеспечение экономической безопасности производства;

- разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением.



2. Экономические (косвенные) методы. Проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики. Они подразделяются на методы бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Методами (инструментами) бюджетно-налоговой политики являются такие фискальные рычаги как величина и структура государственных расходов и налогов, трансферты.

К методам денежно-кредитной политики относятся кредитно-денежные инструменты: общая масса денег находящихся в обращении, величина кредита, учетная ставка процента, норма резервов коммерческих банков, процент на ценные бумаги центрального банка.

Существуют 2 подхода к стратегии стабилизационной политики: неокейнсианское и неоклассическое.

Неокейнсианцы выступают за активную макроэкономическую политику. Т.к. основная причина макроэкономических колебаний, по их мнению – колебания совокупного спроса, то главное направление – стабилизация спроса с помощью бюджетно-налоговой политики.

Неоклассики считают, что экономика является в значительной степени саморегулирующейся и поэтому выступают за пассивную стабилизационную политику. Причиной нестабильности по их мнению являются колебания совокупного предложения. Поэтому основное внимание уделяется его регулированию с помощью денежно-кредитной политики.

Тип стабилизационной политики формируется в зависимости от фазы, в которой находится национальная экономика.

Когда экономика находится в фазе спада государство проводит политику стимулирования деловой активности. Для этого увеличиваются расходы бюджета и снижаются налоговые ставки (бюджетно-налоговая политика). Одновременно проводится политика «дешевых денег» (денежно-кредитная политика).



В фазе подъема проводится сдерживающая политика. Растут налоговые ставки, уменьшаются госрасходы, в итоге снижается покупательский спрос, что сдерживает экономическую активность. Центральный банк одновременно проводит политику «дорогих денег».

Неоклассики больше внимания уделяют денежно-кредитной политике, а бюджетно-налоговую политику рассматривают как дополнение к ней. Поэтому они делают упор на применение монетарных теорий, основывающихся на регулировании количества денег в обращении путем воздействия через центральный банк страны. Целью монетарной политики является стабилизация уровня цен и курса национальной валюты, подавление инфляции, регулирования спроса и предложения денег, обеспечение устойчивого денежного обращения.

Во время спада экономики, для ее оживления, проводится "политика дешевых денег« (механизм: см. тему «Денежно-кредитная политика»)

Когда экономика находится в состоянии подъема, государство проводит сдерживающую стабилизационную политику для предотвращения "перегрева" экономики. Сторонники неокейнсианских взглядов в этой ситуации выступают за повышение ставок налогов, сокращение государственных расходов и ограничение в проведении амортизационной политики. В итоге покупательский спрос снижается, что сдерживает экономическую активность.

Неоклассики предпочитают регулирование монетарными методами, проведение политики "дорогих" денег. (механизм: см. тему «Денежно-кредитная политика»)

Различают автоматическую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действуют автоматические (встроенные) стабилизаторы, ведущие как автопилот экономику по заданному курсу. К ним относятся институты, представляющие собой нормы, правила, законы, указы, постановления, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства, приводить экономику страны в прежнее положение при отклонении ее от устойчивого положения.

Так, при спаде производства многие предприятия полностью или частично прекращают работу. Падают доходы, растет безработица. Поэтому автоматически, без специальных указаний правительства, снижается величина налоговых поступлений с доходов, растут выплаты пособий по безработице. В результате поддерживается денежный спрос населения, что замедляет экономический спад.

В период инфляционного экономического роста также вступают в действие встроенные стабилизаторы. Загружаются производственные мощности, растут доходы предприятий и населения, растет занятость. Поэтому увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Одновременно снижается объем государственных расходов на пособия по безработице и некоторые другие социальные выплаты.

Обычно автоматически действующие меры дополняются регулируемой стабилизацией. Для этого чаще всего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общественных работ, оказание материальной помощи. В периоды спада экономики, чтобы улучшить экономическое положение предприятий, правительство снижает налоговые ставки, вводит налоговые льготы. Чтобы смягчить положение растущей армии безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что выплачивают деньги. Для противопоставления падению уровня жизни применяются, наряду с автоматически действующими пособиями, разовые выплаты, оказание материальной помощи, вводятся дополнительные пособия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов.

Проблемы реализации стабилизационной политики в переходной экономике

Реализация стабилизационной политики в переходной экономике сопровождается следующими проболемами:

1.Масштаб и глубина дестабилизирующих процессов, обусловленные "трансформационным спадом" (спадом экономики при переходе от одной экономической системе к другой).

2. Переходная экономика в ее нынешнем состоянии накладывает существенные ограничения на применение кейнсианских и неокейнсианских программ стабилизации, предназначенных для развитой рыночной экономики.

3. Стабилизационная политика направлена не только на балансирование сфер экономики, но и способствует переходу от одной экономической системы к другой.

4.На первый план макроэкономической стабилизации выдвигается борьба с инфляцией.

 

 

Вопрос второй Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в РБ.

Основной целью государственного регулирования занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда.Кроме того, требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВВП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и пассивных методов. Совокупность мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к первым, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – ко вторым.

К активным методам и мерам государственного регулирования относятся: поощрение создания новых рабочих мест, стимулирование перспективных направлений занятости, стимулирование мобильности работников, налаживание информационного обмена на рынке труда, подготовка и переподготовка рабочей силы и другие.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К ним относятся различные организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Основная задача активной политики на рынке труда в условиях переходной экономики – ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Следующее направление активной политики – организация профессиональной подготовки и переподготовки, которая необходима для устранения несоответствия структуры свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе. Опыт развитых государств показывает, что во всех странах разрабатываются разнообразные программы подготовки и переподготовки для безработных и лиц, подверженных риску потерять работу.

В последнее время все больше внимания стало уделяться проблемам создания самостоятельной занятости, развитию предпринимательской деятельности среди безработных и поддержке малого бизнеса. В Республике Беларусь согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев.

К активным мерам регулирования рынка труда относится и организация общественных работ, не требующих специальной профессиональной подготовки: посадка леса; строительство и обслуживание каналов и портов; экологическое оздоровление; уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и т.д. Следует отметить, что сфера применение общественных работ постоянно расширяется.

Нужно учитывать, что меры по осуществлению активной политики на рынке труда связаны с существенными затратами. Она требует значительного привлечения финансовых средств на создание развитой инфраструктуры рынка труда, продуманной организации и четкого функционирования служб занятости, их тесного взаимодействия с органами всех уровней, системой образования и социальной помощи, профсоюзами, ассоциациями работодателей, средствами массовой информации, увязки всех видов деятельности с программами экономического и социального развития.

Пассивная политика занятости представляет собой совокупность мероприятий, направленных на сглаживание последствий безработицы. Пассивная политика занятости включает оказание материальной помощи безработным и создание системы социального страхования.

Организация материальной помощи в рамках пассивной политики может осуществляться двумя способами: во-первых, через создание систем социального страхования для поддержки тех, кто был вынужден прекратить работу в связи со структурными изменениями или спадом производства (структурная и циклическая безработица); во-вторых, посредством системы вспомоществования, под которой понимается обеспечение прожиточного минимума незанятым в общественном производстве, испытывающим трудности в устройстве на работу, лицам, относящимся к категории длительных безработных. Критерием предоставления помощи является крайне низкий уровень удовлетворения потребностей, отсутствие источников существования. Отличительной особенностью вспомоществования является его финансирование за счет средств государственного бюджета, полученных через налоговую систему.

Одной из самых распространенных форм осуществления пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы. Страхование от безработицы необходимо для того, чтобы не допускать резкого падения доходов людей, оказавшихся без работы из-за сокращения производства; модернизации технологического процесса и пр. Кроме того, пособия по безработице могут облегчить поиск новой работы, поскольку способствуют уменьшению затрат времени на случайные заработки. Основными условиями для получения пособия во многих государствах являются способность к трудовой деятельности; готовность согласиться на предлагаемое место работы; вынужденный характер безработицы; активный поиск работы; наличие стажа работы; отсутствие других источников доходов. Однако если размер пособия будет близок к уровню заработной платы, то это может привести к тому, что человек не будет стремиться занять свободное рабочее место. Денежные пособия могут также привести к росту масштабов неофициальной (теневой) экономики, так как лица, занимающиеся деятельностью, не оформленной юридически, могут одновременно претендовать на получение пособия

Фонды страхования по безработице могут образовываться как за счет взносов предприятий (из фонда оплаты труда), так и самих работников (из заработной платы), причем соотношение этих частей в разных государствах может существенно отличаться друг от друга. В некоторых странах фонд занятости формируется только за счет взносов предприятий (США, Швеция). Иногда, например в Швеции, активное участие в формировании фондов принимает само государство.

Что касается количественного размера пособия, то обычно он устанавливается в фиксированной величине (Бельгия, Великобритания), либо пропорционально предыдущему заработку (США, Япония). В основе фиксированных систем лежит положение о равенстве всех перед безработицей. В результате для лиц, обладавших более высокими доходами, падение уровня благосостояния становится весьма ощутимым, и стимулирует активный поиск нового места работы. Пропорциональные системы учитывают предыдущий доход, не очень существенно влияют на снижение уровня потребления, а потому снижают мотивы поиска нового места занятости.

 

Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь (см. учебник).

 

Вопрос третий:Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в РБ.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.