Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям





 

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает обучающихся по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися в данном учебно-методическом комплексе, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что обучающимся следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.

Обучающиеся должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросысеминарского занятия.Следует вести специальную тетрадь с записями ответов навопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии. Невозможность найти ответ на какой-либо вопрос семинарского занятия в учебнике, используемом студентом, означает, что студент должен найти ответ на этот вопрос в другом учебнике, любом другом источнике.



В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Обучающийся, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос. Раскрывать какое-либо явление государства или права следует с определения его понятия и характеристики признаков (если этому не были посвящены предыдущие вопросы).



Обучающийся, неудовлетворительно ответивший на поставленный перед ним вопрос семинарского занятия, должен отработать это занятие, то есть в особое время, назначенное преподавателем, ответить на любые заданные преподавателем вопросы из тех, что его группа рассматривала на данном занятии.

Аналогичную отработку влечет каждый пропуск семинарского занятия, вне зависимости от того, что было его причиной.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель может проводить письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний обучающихся.

Ответы обучающихся на семинарских занятиях учитываются преподавателем при выставлении им зачетов и оценок на экзаменах.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Чтение лекционного курса

Теория государства и права – общественная наука об общих и специальных закономерностях возникновения, развития и действия права и государства, их взаимосвязи, природе, общесоциальном и общечеловеческом назначении, о содержании, формах, исторических судьбах, месте и роли в общественной системе. От других юридических дисциплин Теория государства и права отличается тем, что в рамках ее предмета вырабатываются и формулируются общие положения, имеющие нормативный характер и выступающие в качестве принципов права (правовых аксиом, презумпций, исходных нормативных положений и др.), государствоведческих понятий. Задачи курса:

- иметь представление об основных проблемах теории государства и права, изучить и знать наиболее значимые научные труды отечественных и зарубежных теоретиков, в которых рассматриваются концептуальные вопросы современной теории государства и права;



- сформировать целостное представление об общих закономерностях происхождения, становления, функционирования и дальнейшего развития государства и права, с учетом основных концепций их появления в человеческом обществе и научных подходов к пониманию наиболее важных и значимых категорий государство и право;

- обладать необходимым запасом теоретических знаний, позволяющих исследовать, анализировать и обобщать актуальные проблемы и вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим государства и права, отражающие их сущность и назначение в обществе, а также тех структур и институтов, без которых невозможны эти два глобальных явления в жизни человеческого общества;

- овладеть современными научными категориями, терминами и понятийным аппаратом теории государства и права, что является основой для дальнейшего изучения всех без исключения отраслевых юридических дисциплин;

- уметь самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую работу, анализировать научно-теоретический материал и данные юридической практики для написания курсовой работы, подготовки докладов, рефератов, выступлений и сообщений на семинарских занятиях.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет следующие цели лекций: познавательно-обучающую, развивающую, ориентирующе-направляющую, активизирующую, воспитательную и организующую. Они и детерминируют адекватные им функции лекций.

Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче студентам правовых знаний, необходимых для достижения ими образовательного ценза, определенного Госстандартом по юриспруденции. Они должны вооружать обучающихся методами познания правовой действительности, качественного и эффективного осуществления юридической деятельности. Имея в виду, что образование, получение знаний – процесс постоянный, непрерывный (не только в студенческие годы, но и после окончания вуза), важно учить студента учиться.

Развивающая функция выражается в формировании у студентов творческого, научно доказательного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств, которыми должен обладать высококвалифицированный юрист. Слагаемыми этой функции выступают социальное, культурное, моральное, правовое, духовное и физическое развитие. Юридической педагогике известно: если преподаватель мыслит логично, убедительно, смело, четко, учебный материал излагает интересно, эрудированно, то и студенты с увлечением относятся к данному предмету.

Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм более глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании студентов на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника-юриста.

Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которое вызывают у слушателей интерес к теме, притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях. Это достигается тогда, когда лектор умеет говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым разговорным языком. Простая передача учебной, научной информации, т.е. без использования приемов активизации, не достигает ни одной из названных целей лекций.

Воспитательная функция тесно связана со всеми иными функциями и означает направленность и способность лекций на привитие студентам высокой образованности, культуры, безупречных моральных качеств и цивилизованной гражданской позиции. Юрист – не специалист, если он обладает только профессиональными знаниями и умениями, но не образован, не воспитан, духовно и интеллектуально не развит. По словам А.Ф. Кони, «образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального». В.А. Сухомлинский считал: «Идеи делаются светлыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках…».

Воспитательный аспект лекций, как и других учебных занятий, имеет емкое содержание. Во-первых, это касается студента-юриста как гражданина своего государства, представителя современного общества и носителя общечеловеческих ценностей: социальных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, этических, правовых и т.п. Во-вторых, имеет прямое отношение к вжитию студентам высокого профессионального правосознания и правовой культуры.

Все функции лекций взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимодействуют подобно педагогическому принципу: «Нельзя учить не воспитывая в то же время, и нельзя воспитывать, не обучая».

Таким образом, лекции - это ведущая форма обучения, необходимая для приобщения человека к знаниям, нужным для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности юриста, а равно для воспитания высокого профессионального правового сознания и правовой культуры юристов.

Основные требования к содержанию лекционного курса:

1. Соответствие Госстандарту, типовой и рабочей учебным программам.

2. Построение лекционного курса на идейно-мировоззренческой, научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях юриспруденции.

3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых-правоведов, философов, мыслителей.

4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики в соответствующей области правоведения.

5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.

6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Виды лекций по юридическим дисциплинам:

1. Вводная лекция. Это первая лекция, с которой начинается лекционный курс.

2. Установочная лекция. Это весьма ограниченная объемом и читаемая обычно для студентов-заочников. Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой науки, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы.

3. Основные лекции. Лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой.

4. Обзорные лекции. Эти лекции сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике.

5. Проблемные лекции. Это лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе со студентами проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.

6. Итоговая лекция. Это последняя, завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных.

Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям:

1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.).

2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции.

3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.

4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (казусно-ситуативный прием, педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.).

5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и студентов. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции.

Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочему плану изучения курса, составленному на основе учебной программы и утвержденному кафедрой.

Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть:

1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции;

2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность;

3) разработка содержания лекции, обеспечивающего воспитание студентов в духе глубокого уважения к закону и законности, гордости за профессию юриста;

4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала;

5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.);

6) выбор монографий, научных статей, нормативных актов, подлежащих рекомендации студентам по теме лекции;

7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции;

8) избрание приемов оживления лекции.

При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции.

В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств.

К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и студент, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления.

Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о мете и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции.

При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить студентам последнюю проблему предшествующей лекции, после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме.

Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему.

Лектор должен читать лекцию свободно, в живой и доступной форме, что легче всего достигается наличием перед ним конспекта (тезисов) лекции. Читать лекцию следует умеренным темпом, излишне медленный темп чтения столь же вреден, как и чрезмерная быстрота.

Лекция должна отличаться высокой научностью содержания, отточенностью формулировок, логической стройностью аргументации и доказанностью, верностью фактических данных, безукоризненной точностью приводимых цитат, надлежащим научным аппаратом.

При рассмотрении спорных, дискуссионных вопросов необходимо кратко, четко изложить содержание спорной проблемы, основные точки зрения по проблеме представителей юридической науки. Во всех случаях лектор должен высказать свое мнение, определиться по спорному вопросу.

В лекции важно избрать оптимальный вариант изложения основных положений нормативных актов. Нельзя увлекаться дословным переложением содержания нормативных актов. Более целесообразным следует признать всестороннее толкование, разъяснение основного содержания нормативного акта (нормы права), выяснение его социальной, исторической значимости, отграничение излагаемых правовых актов от смежных правовых положений.

При чтении лекции необходимо заранее продумывать методику изложения понятия определений, иных важных положений лекций. При изложении, раскрытии их можно вначале сообщить понятие определения, а затем раскрыть его основные признаки, содержание, подведя итог сказанному определенным заключением. Возможен и иной прием подачи понятия определений, при котором вначале излагаются его признаки, а затем на основе изложенных признаков формируется само понятие определения, чем и заканчивается изложение этой части лекций.

Особенно важно при чтении лекций добиваться необходимого контакта лектора с аудиторией.

Мастерство лектора – понятие емкое, многозначное. Среди его «слагаемых» - свободное владение материалом, манера держаться перед аудиторией. Но как бы ни были замечательны эти качества сами по себе, они окажутся обесценены, если их не сцементировать высокой культурой речи. Словесная беспомощность, а тем более неряшливость способны перечеркнуть и авторитет специалиста, читающего лекцию, и престиж представляемой им профессии.

Для развития у студентов юридического мышления полезно создание лектором проблемной ситуации, полемизации лекции. «Проблемной» называется такая лекция, в которой происходит процесс активного совместного мышления лектора и слушателей. Лектор, изучая ту или иную тему, выдвигает спорный в науке вопрос либо представляет модель (образ) определенной юридической ситуации и, привлекая внимание студентов, включает их в совместный поиск (путем, например, обращения к ним с вопросом: «как нужно решить эту проблему, какой здесь вариант будет правильным») решения проблемы. В процессе такого совместного творчества можно спорить, совместно формировать выводы, подтвердить правильность или обоснованность выводов студентов.

Всем содержанием подготовленной лекции, приемами и методами ее изложения, манерой своего поведения и своим внешним видом лектор должен неотвратимо, негласно, но постоянно, систематически влиять на студентов, воспитывая в них новое чувство ответственности к делу, благородные качества высокой культуры и глубокую преданность своей профессии.

В процессе чтения курса каждая лекция заканчивается краткой аннотацией следующей лекции: преподаватель перечисляет вопросы к ней.

Лекция – важный источник научной информации и во многих случаях незаменимый, т.к. современные темпы развития науки таковы, что учебники, монографии, периодические издания не в состоянии своевременно и полностью освещать новейшие научно-технические достижения и прогресс в области практики. Вместе с тем лекция представляет собой школу научного мышления для студентов, она оказывает на них огромное мировоззренческое, воспитательное влияние своим содержанием, методами и приемами изложения, обликом самого лектора, образованностью и эмоциональностью его речи.

Лекции в российских ВУЗах, имея магистральное значение в процессе обучения, аккумулируют в себе оба важных направления образования: передачу информации о соответствующих положениях той или иной отрасли знаний, ознакомление студентов с узловыми вопросами теории и практики изучаемой учебной дисциплины и воспитание у них всех тех качеств, которыми должен обладать любой современный специалист.

Учитывая изложенные выше методические рекомендации, вместе с тем необходимо иметь в виду, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса (ч. 4 ст. 20 ФЗ «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ч. 4 ст. 55 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.