Сделай Сам Свою Работу на 5

Журналистика: основные профессиональные термины и понятия





Автор – создатель журналистского или литературного произведения. Авторами бывают штатные и внештатные сотрудники.

Авторитарная теорияпечати – специальная теория, на основе к. деятельность СМИ контролируется правительством страны.

Авторский лист – единица измерения объёма печатного текста. Составляет 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы).

Агитация – устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы. СМИ присуща эта задача.

Аккредитация – назначение какого-л. журн-та или СМИ представителем при определённом органе власти.

Аналитические жанры – анализируют жизненные ситуации, основной вопрос журн-та: «Почему?». Аналитические жанры:

1. Статья

2. Комментарий

3. Рецензия

4. Репортаж

5. Интервью

6. Расширенная заметка

Аноним – автор, к. решил скрыть своё имя. Законодательством это разрешено.

Аргумент – факт, суждение, к. используется журн-том.

Аудитория СМИ – неопределённо многочисленная и качественно неоднородная группа людей, к. вступает во взаимоотношения со СМИ.

Бакалавр – первая учёная степень в университете.



Брифинг – встреча официальных лиц с представителями СМИ. Отличается от пресс-конференции тем, что ОЛ отвечает на вопросы журналистов.

 

Вёрстка – расположение, размещение материалов на газетной полосе.

Включённое наблюдение – приём, в к. журналист меняет профессию.

Внушение – различные способы вербального и невербального эмоционального воздействия на человека.

Всемирный день свободной печати – отмечается ежегодно с 3 мая 1993.

Выходные данные – публикуются на первой или последней полосе.

Газета – печатное периодическое издание, в к. публикуются материалы по текущим событиям, является одним из основных СМИ.

Главный редактор – лицо, возглавляющее редакцию.

Гласность – доступность для всеобщего ознакомления и обсуждения чего-либо.

Глобализация СМИ – преодоление границ для распространения информации.

Локализация СМИ – представление в СМИ глобальных проблем страны и мира в местном измерении.

Государственная поддержка СМИ – совокупность разных мер для поддержки СМИ.



Государственная тайна – защищенные гос-вом сведения в области военной, внешнеполитической, экономической и иных сфер, то, что не подлежит огласке.

Госстандарт журналистского образования – единый документ, на основании к. организуется учебный процесс по специальности «журналистика».

Гуманность – проникновение любовью к человеку и уважение человеческой личности.

Дайджест – краткое изложение, обзор того, что уже опубликовано.

Дезинформация – распространение искаженных, заведомо ложных сведений.

Деловая пресса – самостоятельный сегмент информационного рынка, ориентирована на предпринимателей, деловых людей.

День международной солидарности журналистов – 8 сентября ежегодно. 8 сентября 1943 г. Гитлеровцы казнили словацкого журналиста Юриуса Пучика.

День печати – в РФ отмечается 13 января. В 1703 г. Вышел первый номер газеты «Ведомости». 5 мая – День печати на Кубани – вышел первый номер газеты «Правда».

День радио и телевидения – 7 мая.

Деонтология журналиста – сис-ма требований, норм, принципов должностного профессионального поведения журналистов, свод правовых и этических норм.

Доктрина информационной безопасности РФ – представляет собой совокупность взглядов на взгляды, цели, задачи, принципы обеспечения информацией граждан.

Документ – материальный носитель информации.

Достоверность информации – подлинная, реальная информация, не вызывающая сомнений.

Доступ к информации – конституционное право гражданина свободно искать и получать информацию любым законным способом, ограничение только по законодательству.



Евровидение – международная телесеть.

Жанр – тип журналистского произведения.

Жёлтая пресса – издания, к. гоняются за сплетнями, скандалами, сенсациями.

Журнал – периодическое издание, выходящее книжкой.

Журналист – лицо, занимающееся сбором, редактированием и распространением информации.

Журналистика – способ деятельности журналиста.

Журналистика онлайн – сетевая журналистика с использованием современных сетевых технологий.

Журналистские организации – Союз журналистов России – осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом организации. Председатель – Всеволод Богданов.

Законодательство о СМИ – сумма законов и правовых актов, регламентирующих работу СМИ.

Запрос информации – один из способов получения сведений журналистов. Может быть устным или письменным.

Защита чести, достоинства и деловой репутации журналиста – мера, предусмотренная законодательством.

Злоупотребление СМИ – использование СМИ в незаконных корыстных целях.

Издательство – учреждение, обеспечивающее производство СМИ.

Интервью – способ получения информации; жанр, построенный на основе беседы.

Интернет – всемирная сеть компьютерно-спутниковых коммуникативно-информационных служб, свободная к доступу.

Информационная безопасность – состояние информационной защищённости национальных интересов.

Информационная война – решение финансово-промышленными группами проблем собственного бизнеса с использованием СМИ.

Информационная открытость – доступность органов власти для СМИ.

Информационная политика – совокупность принципов и методов правового регулирования деятельности СМИ на уровне государства.

Информационные агентства – специальные организации, самостоятельный вид СМИ, к. занимается сбором, обработкой и оперативным распространением информации. В России: ИТАР-Тасс, РИА новости, Интер факс.

Информационное право – сумма норм, регулирующих взаимоотношения физических и юридических лиц со СМИ.

Информационное пространство – территория, на к. распространяется СМИ.

Информационные жанры: заметка, расширенная заметка, репортаж, интервью, отчёт, обзор, обозрение.

Информационный повод – мотив появления в СМИ какой-то информации.

Информационный рынок

Информационные технологии – процессы, элементы сбора, хранения и обработки информации.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах , содержится в материалах любого жанра.

Источник информации – гражданин (физическое лицо), документы, события, факты.

Качественная пресса – периодическое издание, рассчитанное на высокообразованного человека.

Клевета – ложный слух, всё то, что позорит человека, рождает о нём неправильно мнение.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста – документ, предназначенный для внутреннего пользования.

Служебная тайна – информация имеет коммерческую ценность и потому не подлежит огласке.

Коммуникации – передача сообщений информации по определённому каналу.

Компиляция – составление сочинений, материалов из заимствованных источников.

Контент-анализ – способ изучения журналистских текстов с применением количественных методов.

Конфиденциальная информация – сведения, представленные гражданами с условием сохранения их в тайне.

Концентрация СМИ – одно лицо владеет целым рядом СМИ.

Корпоративная пресса – СМИ предприятий, промышленных компаний и холдингов, корпораций, учредителями выступают их руководящие структуры.

Либертарная теория печати – теория, к. помогает найти истину и способствует разрешению политических и социальных проблем.

Лид – преамбула (вводная часть) журналистского произведения.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности.

Магистр – вторая учёная степень после бакалавра.

Манипулирование – изменение поступков и поведения людей вопреки их интересам.

Маркетинг – определение потребностей конкретного рынка.

Массовая информация – журналистские материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.

Массовая коммуникация – процесс распространения и обмена информацией с помощью технических средств.

Масс-медиа – СМИ.

Массовые издания – СМИ, рассчитанные на большую аудиторию.

Медиа-образование - процесс распространения знаний о деятельности СМИ.

Менеджмент СМИ – экономическая сис-ма управления СМИ.

Международные принципы журналистской этики– специальный документ, принятый в 1983 г. в Праге на IV Международной встрече профессиональных журналистских организаций. Содержит 10 основных правил взаимоотношения журналиста и общества.

Мнение– недостоверное субъективное знание.

Многотиражная газета – тип издания на предприятиях.

Мониторинг – контроль разлиных процессов в профессиональных и общественных сферах.

Муниципальные СМИ – СМИ городов и районов (муниципалитеты).

Наблюдение – один из наиболее распространённых способов получения журналистом информации.

Независимость СМИ– самая острая проблема в СМИ.

Незаконные способы получения информации – способы вопреки уставу и законодательству.

Новость – информация, вызывающая изменения в представлении чего-либо.

Обратная связь – изучение СМИ реакции аудитории.

Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания.

Общественно значимая информация – информационный продукт, в к. заинтересована массовая аудитория.

Объективность журналистики – один из основных принципов профессиональной деятельности. Опора на достаточное количество фактов, сведений.

Обязанности журналиста – ст. 49 Закона РФ о СМИ.

Обязательные сообщения – прописаны в Законе о СМИ.

Опровержение – доказательство ложности, неверности чьих-либо утверждений, в т.ч. и утверждений журналистов.

Оригинал – рукопись, с к. производится набор текста.

Паблик рилэйшенс – связи с общественностью.

Периодическое печатное издание – журнал, газета и т.п., имеющие постоянное название, текущий номер и периодически выходящее (не реже 1 раза в год).

Плагиат – выдача чужого произведения за своё.

Плюрализм – философское учение о множестве мнений в демократическом обществе.

Права журналиста – прописаны в Законе о СМИ: искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

Правда – истинная оценка какого-либо результата.

Право 5 W – право знать, право на ответ, право на получение информации, право на агитацию, право невиновности (презумпция невиновности).

Пресс-конференция– специальный способ или форма информирования журналистов о чём-либо.

Пресс-релиз – специально подготовленный в организации материал.

Пресс-служба – специальная структура, к. создаётся в учреждениях и является посредником между организациями и СМИ.

Принципы журналистики – исходное положение какой-либо теории.

Принцип перевёрнутой пирамиды – принцип построения материала, когда в начало выносится самое главное.

Проверка сведений – один из основных профессиональных стандартов работы журналистов.

Продукция СМИ – отдельный материал, тираж газеты и т.д.

Пропаганда – разъяснение каких-либо идей.

Профессиональная этика журналиста – н6ормы, правила, ценности, утверждённые в журналистской среде.

Публицистика – род литературы и журналистики, когда исследуются политические проблемы.

Расследование журналистское– особый метод сбора, проверки и обработки информации.

Регистрация СМИ – оформление права на деятельность СМИ.

Редакция СМИ – руководство, сообщество журналистов.

Редакционная коллегия – коллективный орган руководства СМИ.

Рейтинг – величина реальной аудитории, вычисленная в процентном соотношении.

Реклама – информация о услугах, товарах, видах деятельности с целью привлечения клиентов.

Репортаж – информационный жанр, предполагающий описание событий.

Рецензия – специальный жанр, принадлежащий к анлитическому и художественно-политическому жанру, заключающийся в оценке объектов культуры.

Свобода СМИ – беспрепятственное распространение СМИ.

Свобода слова – возможность беспрепятственно выражать мнение.

Сетевые СМИ – группа вещательных станций.

Система СМИ – совокупность СМИ, позволяющая удовлетворить информационные потребности части населения.

Скрытая запись– использование скрытой записи любого типа информации.

Слоган – рекламная формула, призыв, с помощью к. презентуются товары и услуги.

Собственный корреспондент – журналист, работающий вне редакции.

Союз журналистов РФ – общероссийская журналистская организация.

Специализации журналистов – приоритетные направления в работе профессиональных журналистов.

Специализированные СМИ – СМИ, служащие для распространения информационного продукта, предусмотренного законодательством о СМИ. Издания для журналистов.

Специальный корреспондент – журналист, выполняющий специальные задания редакции.

Спонсор – лицо, оказывающее материальную помощь и предоставляющее средства кому-либо.

СМИ – совокупность творческих организаций, целью к. является сбор, обработка и распространение информационного продукта.

Сценарий – сюжет чего-либо, событие в развитии.

Творчество – многофункциональная деятельность журналиста, связанная с созданием информационного продукта.

Тема журналистского произведения– совокупность фактов действительности для описания и оценки какой-либо жизненной ситуации.

Теории массовых коммуникаций – теория социального научения (усвоение моделей поведения), теория культивирования (многократное воздействие СМИ на людей), теория социализации (внимание акцентируется на том, как СМИ благодаря выражению чего-то являются источниками знаний), теория использования и удовлетворения (зависимость от того, как читатель получает удовлетворение от информационного продукта).

Типология СМИ – разделение СМИ на группы.

Тираж – количество экземпляров разового выпуска периодического издания.

Толерантность – принцип, подход – утверждена в 1995 г. ЮНЕСКО.

Устав редакции – один из основных юридических документов, регламентирующих деятельность СМИ.

Учредитель – создатель СМИ.

Факт – основа всей журналистики. Событие.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям – федеральный орган исполнительной власти, к. осуществляет централизованно руководство СМИ.

Фонд защиты гласности – правозащитная организация, образованная в 1991 г.

Функции журналиста – направление деятельности СМИ.

Хроникальная заметка – относится к информационному жанру, короткое информационное сообщение.

Художественно-публицистические жанры – жанры журналистики, к к. относятся очерка, фельетон, памфлет, пародия.

Цензура – система надзора за СМИ.

Четвёртая власть – определение СМИ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.