Организационно-технические мероприятия по экономии топлива, смазочных материалов и других ресурсов.
Автомобильный транспорт – крупный потребитель материальных и энергетических ресурсов. Их подразделяют на первичные и вторичные ресурсы.
К первичным ресурсам относятся:
1) новые автомобили и агрегаты, узлы, приборы, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент;
2) топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд.
Кроме того, АТП потребляют значительное количество тепловой и электрической энергии, а также энергии и воды.
К вторичным ресурсам относятся отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и трансмиссионные масла, технические жидкости, шины, отходы черных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов автотранспортного предприятия, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и ТР на АТП.
Из общего количества отходов, образующихся на АТП, около 70% приходится на долю вторичных ресурсов. Существенно сократить расход позволяет повторное использование на АТП (в виде отремонтированных двигателей, коробок передач, редукторов, шин и т.п.) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.
Первичные ресурсы
Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обеспечивается в результате проведения организационно-технических мероприятий, в которых обязательно предполагают:
1) комплектование парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применение качественных эксплуатационных материалов.
2) Соблюдение норм, правил и требований действующей системы ТО и ТР, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержание тем самым автомобилей в техническом исправном состоянии.
(В обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, что существенно сокращает потребность АТП В первичных ресурсах).
3) Соблюдение действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды и на организацию строгого учета их потребления.
4) Использование и переработку вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ТР автомобилей.
Моторное топливо
1) Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и осуществление контроля над расходом топлива дает наибольший эффект.
2) Совершенствование организации перевозочного процесса обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы и позволдяет в масштабах страны экономить стони тысяч тон бензина и дизельного топлива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомобилей на 0,62%, а дизельных – нВ 0,59%. Использование автомобилей с прицепами, по сравнению с одиночными автомобилями, снижает удельный расход в среднем на 30%.
3) Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа сокращает потребление жидкого топлива и способствует значительной экономии природных ресурсов нефтепродуктов.
4) Использование бензина повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтетбутилового эфира (МТБЭ), снижает расход топлива на 3-5%). Применение дизельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износы, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход запасных частей и других первичных ресурсов.
5) Оборудование открытых стоянок современными средствами подогрева и разогрева в зимний период эксплуатации позволяет исключить дополнительный расход топлива на прогрев двигателей.
6) Установка на серийных бензиновых автомобилях бесконтактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономайзера принудительного холостого холода снижает расход топлива на 7-10% и одновременно улучшает экологические характеристики двигателей.
7) Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения обеспечивает заметную экономию топлива – разница в расходе при вождении по одному и тому же маршруту водителями разной квалификации достигает 18%.
Агрегаты, узы, запасные части
Значительная экономия этих ресурсов обеспечивается за счет ремонта двигателей и других агрегатов автомобилей, а также топливных насосов и других сложных узлов, аккумуляторов,
Шин и восстановления основных деталей (блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, шатунов, клапанов, дисков сцепления картеров коробки передач и редуктора и т.д.). Это работы выполняют на специализированных предприятиях, что может существенно сократить потребность в новых изделиях и запасных частях.
Вторичные ресурсы
Около 50% вторичных ресурсов, образующихся на АТП, составляют отходы черных и цветных металлов (кузова и кабины списанных автомобилей, утильные детали и др.). Сдача образовавшегося металлолома непосредственно металлургическим заводам для переработки сокращает их потребность в соответствующем природном сырье.
В состав металлолома входят различные изношенные и непригодные для ремонта детали, изготовленные из качественных материалов (полуоси, шкворни, рессорные пальцы и т.п.), которые могут использоваться как на АТП, так и на других предприятиях в качестве заготовок.
Изношенные автомобильные шины (17% общего количества вторичных ресурсов) восстанавливаются на шиноремонтных заводах посредством наложения нового протектора и повторно применяются на АТП.
Покрышки, не подлежащие восстановлению, собирают и передают специальным организациям для переработки и последующего изготовления различных изделий (отделочных плиток, наполнителя изделий из бетона и др.)
Отработанные моторные и трансмиссионные масла (16% общего количества вторичных ресурсов) АТП используют в качестве котельного топлива или сдают для переработки на маслорегенерационные станции или на нефтеперерабатывающие заводы.
Аккумуляторы, отработавшие свой срок, вместе с электролитом сдают специализированным организациям по сбору вторичного сырья или непосредственно на аккумуляторные или перерабатывающие заводы, где они используются для производства вторичного свинца, сурьмы и серной кислоты.
Люминесцентные лампы также сдают организациям вторичного сырья. Содержащаяся в них ртуть извлекается и повторно применяется при производстве.
Загрязненная при мойке автомобилей вода и стоки с территории АТП также являются вторичным ресурсом. В связи с этим АТП обязаны с помощью специальных сооружений очищать сточные воды от взвешенных частиц и нефтепродуктов. Очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения обеспечивают вторичное использование воды непосредственно на АТП. Собранные нефтепродукты и их шлам из очистных сооружений также сдают для вторичного использования.
4. Методика разработки плана перевозок и провозных возможностей (мощности) предприятия
План перевозок грузов составляют на основании заявок грузовладельцев, с которыми имеются договорные обязательства, и в соответствии с ежедневными обязательствами по обеспечению перевозок.
Для обеспечения рационального использования подвижного состава АТП закрепляют подвижной состав за каждым клиентом исходя из рода и количества перевозимого груза, дальности перевозки, способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других эксплуатационных и организационных факторов; осуществляют маршрутизацию перевозок.
Общая схема выполняемых расчетов выстраивается следующим образом. На первом этапе рассчитывается среднесписочное количество автомобилей за год .
Условно принимается, что поставка и списание автомобилей осуществляется в середине квартала.
Где АНГ –списочное количество автомобилей на начало года, ед.;
АВЫБ – число автомобилей, выбывающих в текущем году, ед.;
ДК – количество календарных дней в году;
АДВВ – число автомобиледней пребывания на АТП поступающих автомобилей, дн.;
АДВЫБ - количество автомобиледней пребывания на АТП выбывающих автомобилей , дн.;
Затем определяют общую провозную возможность состава парка:
Объем перевозок в тонах
и тонно-километрах
Где ДК -365 дней; - коэффициент выпуска автомобиля на линию; ТН продолжительность нахождения автомобиля на линии, ч, VT – техническая скорость автомобиля, км/ч; - коэффициент использования пробега; - коэффициент использования грузоподъемности; - средняя длина поездки с грузом, км; - время простоя под погрузкой, разгрузкой на поездку:
Где НП*Р – время простоя уже при погрузке, разгрузке, мин.
Если известны условия перевозок, то определяют возможное число поездок с грузом, которые выполняются подвижным составом за сутки (смену) работы на линии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|