Историческое значение Великого Шелкового пути.
Великий шелковый путь, несомненно, имел важное экономическое и политическое значение в жизни народов Азии и Европы. Он служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходило взаимодействие и сотрудничество народов как на торговом, так и на культурном поприще. Он свидетельствует еще и о том, что наиболее благоприятным способом контактов и общения народов является путь торговли, культуры и науки. И именно поэтому в наше время актуальным стал процесс восстановления традиций Великого шелкового пути. Следует особо подчеркнуть, что наша республика предпринимает практические шаги в осуществлении этого процесса. История Великого шелкового пути - это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества.
11) Средневековые города Казахстана (VI-XII века).\
Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он,-большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная".
Археологические раскопки показывают, что в VI-X вв. на территории Казахстана существовала городская культура. В раннем средневековье в районе Туркестана, вдоль рек Талас и Шу, появились города - центры развития ремесел, торговли и культуры. Города возникли из малых поселений, путем постепенного роста их территорий и численности населения. Первые города на территории нашей страны возникли еще 2,5 тысячи лет назад. Большинство из них уже в древности пришло в упадок и погребено под слоем песка.
Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ
4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.
5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак.
6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу - города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая - Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" - дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати.
Структура городов. Средневековые города Казахстана состояли из трех частей:
· Центральная часть города называлась цитадель (орда). Здесь располагались дворец правителя и здания органов администрации и управления.
· Вторая часть города, окружавшая со всех сторон цитадель, называлась шахристан. Ее обитателями были служители двора, то есть придворные, а также богатые и знатные люди города. Две эти части города с внешней стороны окружали высокие оборонительные стены.
· Рабатом называлась та часть города, которая прилегала к этой стене извне. Здесь жил трудящийся народ - простые ремесленники, мелкие торговцы, скотоводы и земледельцы.
В VIII-XII вв. в Казахстане и в Средней Азии резко выросло количество поселений. Возникли такие города, как Баскамыр, Жанкент, Карашокы, Койлык, Екиогуз, Ашнас, Баршынкент, Суяб, Испиджаб. Путешественники аль-Идриси и Гардизи писали, что много городов было во владениях огузов, карлуков и кимаков.
В X—XII вв. во многих больших городах имелись водопроводы. В таких местах вода поступала самотеком в каждый дом из горных речек. Также в городах имелись общественные бани. Пол в них был вымощен каменными плитами, чтобы обогревать баню, под ними пропускались трубы с горячей водой.
Крупнейшие города: Туркестан(Шаугар,Йасы), Сыгнак, Сауран, Сайрам, Тараз.
Город Туркестан. На месте города Туркестан в IV-IX вв. существовал небольшой город Шаугар. В IX-X вв. Шаугар стал крупным городом и начал называться Йасы, а с XV в. получил название Туркестан, что означает «страна, место проживания тюрков». В г. Туркестане по приказу известного правителя Средней Азии эмира Тимура в конце XIV-начале XV вв. был построен священный мавзолей Ходжи Ахмета Йасауи. Во время правления казахского хана Есима Туркестан стал столицей Казахского государства, здесь размещалась ставка ханов. Сегодня это крупный научно-образовательный и культурный центр Казахстана.
Сыгнак - город, расположенный на юге Казахстана, на берегу р. Сырдарья. С XI в. он был политическим и культурным центром Кыпчакского ханства. Этот город называли в старину «гаванью кыпчакской торговли». Здесь иногда собиралось столько торговцев и покупателей, что для их пропитания на базарах города закупалось ежедневно по 500 верблюдов, от которых к концу дня оставались только кости.
Тараз. На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета. Сегодня Тараз - крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.
Испиджаб(Сайрам). В 12 км к востоку от Шымкента расположен поселок Сайрам. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Сайрам (Испиджаб) — единственное в Казахстане место, где сохранилась средневековая застройка. Городище Сайрам датируется I - XIX в.в. н.э. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он,-большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная". Оно включено как один из приоритетных историко-археологических объектов в государственную программу "Культурное наследие". Уже в 17 веке город полностью утратил свое значение важного торгового центра.
Административная, культурная, торговая роль городов. Средневековые города Казахстана выполняли важную роль не только в экономическом развитии государства, развивая торговые отношения между городами и странами, но и были крупными культурными центрами. Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|