Философская мысли Византии(Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама).
Средневековая философия: ее черты и этапы.
Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Основные черты средневековой философии:
истинная картина мира уже дана в библии. библейское положение служит образцом фил знания о Боге, мире человеке.тОни обладают неисчерпаемым объяснительным потенциалом. философы теперь должны укреплять христианскую веру доводами разума. появилась проблема соотношения веры и разума. Попытка приспособить языческую философию к нуждам христианской религии
1 АПОЛОГЕТИКАзащита христианского вероучение от нападок язычников с помощью доводов, обращенных к разуму. В состав А. входят: доказательства бытия Бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. А. - обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума осн. религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистической, А. иррационалистична по своему содержанию. Представители – Филон Александрийский (предшественник), Ориген, Тертуллиан.
ПАТРИСТИКА
создание целостной теологической картины мира \выработка ответов на вопросы,связ с христ мирровозрением, но которые не затрагиваются в священном писании\разработка символизма как способа миропонимания
3 СХОЛАСТИКА
-тип религ философ ,характерезующийся соединением догматических посылок с рационалистической методикой выводов из них.
черты
1 дедуктивный способ философствования
2 появление тезиса о двух знаниях- сверхъестественном и естественном
3 дискуссия об онтологическом статусе универсалий.
II в. по Р.Х.,когда появились христианские апологеты и вступили в защиту христианской истины и веры
Завершение конец XIVв.,по РХ с появлением двух истин : разума и веры (они паритетны зависят друг от друга)
Черты
· Теоцентризм (в центре Бог)
· Философия стала служанкой теологии, утратила свою самостоятельность )
(философия должна укреплять христианскую веру)
· Изменяется личность философа (философы были священниками)
· Одни философские проблемы исчезают , другие появляются
· Новый способ философствования(экзегеза – толкование священного писания). Проблема : Теодицея (оправдание бога)
Этапы
· апологетический;
· патристический;
· схоластический
Христианские апологеты и их философские идеи(Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан).
АПОЛОГЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Его черты
· стремление парировать (отразить) выпады язычников против христиан-ского мировоззрения;
· изображение дохристианской мудрости как ступени на пути к истине, из-речённой Христом.
ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ.
~150 – ~211)
Произведения
«Увещевания к эллинам», «Педагог», «Строматы» («Ковёр из лоскутков»)
Идеи
· отрицание самостоятельности философии по отношению к религии («Истинная философия есть христианская религия»);
· между разумом и верой существует согласие, а не антагонизм (непримиримое противоречие);
· наиболее полное воплощение Логос нашёл в Христе (Греческие вариации Логоса были лишь подготовительным этапом к этому воплощению);
· Христос является первоучителем мудрости;
· богатый (материально) человек тоже может спастись, поскольку за пределами Царства Божия остаются не богатые как таковые, а лишь грешники, упорствующие в своём грехе.
КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНТ ТЕРТУЛЛИАН.
(155/165 – ~220).
Произведения
«К язычникам», «Апологетик», «Против Праксея»
Идеи
· Христос изрёк истину во всей её полноте, поэтому философский разум перестал быть востребованным христианами («Мы не нуждаемся в любо-знательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Еван-гелия»);
· разум в делах веры не только не нужен, но и вреден;
· Евангельские положения во многом парадоксальны и не поддаются раци-ональному объяснению: их следует лишь принимать на веру (Тертуллиан выдвинул следующий принцип: «Gredo, quia absurdum» ‒ «Верю, ибо нелепо»);
· добропорядочный христианин должен быть чужд античному культурно-му наследию («Только природная, не приобщённая к культуре душа есть христианка»);
· тезис о гносеологической непогрешимости церкви («Лучший способ найти истину – это вовсе её не искать, а только внимательно вслуши-ваться в то, что говорит церковь»).
20. Августин Аврелий(Блаженный). Учение о мире, человеке и истории. АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (354‒430).
Этот мыслитель является:
· ключевой фигурой в западной патристике;
· создателем нового литературного жанра ‒ исповеди;
· адаптатором платонизма к нуждам христианской философии.
Произведения
«Исповедь», «О Граде Божьем», «О христианской науке»
Идеи
онтологические:
--абсолютным бытием обладает только Бог. У него нет ни прошлого, ни будущего, а есть только вечное настоящее;
--материальные предметы, созданные Богом из ничего, изменяются во времени
--природная часть мира создана Всевышним для удовлетворения человеком его нужд;
--время не имеет самостоятельного, независимого от вещей существования: оно появляется тогда, когда появляются вещи
--течение времени представляет собой незамкнутую линию («стрела вре-мени»). [В античности - время движется по кругу («бу-меранг времени»)
--все исторические события определяются Богом. История человечества – это линия, состоящая из следующих отрезков: (от Адама до потопа; от потопа до Авраама; от Авраама до Давида;
от Давида до Вавилонского пленения;
от Вавилонского пленения до первого пришествия Христа; от первого пришествия Христа до Страшного суда;
--тезис о предопределении (В деле спасения души человека всё зависит от Божественной благодати);
--открытие «внутреннего человека», целиком обращённого к надкосмическому Творцу («горнему миру») и игнорирующему «мир дольний» («Человек ‒ это его душа, которая нуждается в Боге»).
| гносеологические:
-- союз разума и веры (Вера не есть что-то противоразумное, она – сверхра-зумна. Поэтому главенство в этом союзе остаётся за верой);
-- два источника познания человека: личный опыт (скудный источник) и сведения, полученные им от других людей (богатый источник). Инфор-мация, полученная из второго источника и есть вера (Для Августина по-нятия «вера» и «религиозная вера» являются равнозначными. Отсюда его принцип: «Верю, чтобы понимать»);
-- истина находится не вне человека, а внутри его. («Не ищи ничего вне себя, вернись к самому себе, истина ‒ в глубине души человеческой»);
--выдвижение принципа: «Познай самого себя как образ и подобие Бога»;
-- самопознание осуществляется с помощью прозрения. Оно доступно не всем: для этого душа человека должна быть чиста и свята;
| аксиологические:
-- добро есть бытие. Чем выше степень бытия, тем больше добра. Зло ‒ не-бытие. Онтологическая основа зла ‒ неполнота (несовершенство) вещей, стоящих ниже Бога;
-- добро ‒ абсолютно, а зло ‒ относительно;
-- свобода воли ‒ корень как добра, так и зла;
-- первоисточником «прекрасного» является Бог. («Бог ‒ это триединство абсолютной истины, абсолютного добра и абсолютной красоты»);
-- любовь как ценностный критерий: «Мой вес ‒ моя любовь» («Две разно-видности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презре-ния к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного са-мозабвения, рождает град небесный»).
|
Философские идеи каппадокийцев(Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский).
Василий Великий(329-379)
Разграничение – сущность бога и ипостась бога .он выдвигает – три ипостаси и одна сущность.
§ «Бога можно познать только по его проявлениям , сущность же бога не постежима»
§ Языческая литература может приносить пользу христианам
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (335/340 – ~394).
Произведения
«Против Евномия», «Большой катехизис», «О вере»
Идеи
§ установление различия между понятиями «сущность Бога» и «ипостась Бога»;
§ тезис о том, что эсхатологический процесс – это процесс изживания зла в мире [Эсхатология (от греч. «эсхатос» - последний, конечный) ‒ рели-гиозные учения о конечных судьбах мира и человека];
§ человек является связующим звеном между двумя мирами: «горним» и «дольним»;
§ он способен к Богопознанию. Это Богопознание осуществляется в акте мистической интуиции;
§ добродетель является таковой лишь тогда, когда она произвольна. (Только добровольное следование человека добру может привести его к спасению, а принудительное ‒ путь к спасению закрывает).
Григорий Богослов (329/330 -390)
Работы
«5 богословских слов», «о своей жизни»
Различие лиц божественной троицы
Бог-отец(нерожденный)
Бог-сын(рождение)
Бог-дух святой (исхождение)
Философская мысли Византии(Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама).
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ.
(V-VI в.в.).
Произведения
«Ареопагитический корпус»
Идеи
§ Бог неопределим и неописуем, поэтому катафатическая теология бес-сильна в вопросе Богопознания (Катафатика ‒ учение о Богопознании, со-гласно которому можно сказать не только о том, что Бог есть, но и каков он (т.е. какими чертами и свойствами он обладает).
§ вместо неё должна быть использована теология апофатическая. (Апофа-тика ‒ учение о богопознании средствами человеческого разума. Соглас-но этому учению, можно говорить не о том, каков Бог есть, а только лишь о том, что Он есть. «Благую причину всегда можно выразить сло-вами многими и немногими, но также полным и абсолютным отсут-ствием слов»);
§ понимание мира как иерархии света;
§ картина мира постигается не умом, а эстетически переживается.
ИОАНН ДАМАСКИН (~675 – ~753).
Был ярым антиплатоником.
Произведения
«Источник знания», «Элементарное введение в догматику», «Диалог против манихеев»
Идеи
§ кроме Бога нет ничего самостоятельно ‒ вечного: ангелы и человеческие души бессмертны не по своей природе, а исключительно по благодати Божьей (Никаких платоновских самостоятельных «вечных идей нет»);
§ по Платону всякое подобие онтологически ниже первообраза («мир вещей» ниже, чем «мир идей». По Дамаскину не всякое: в лице Христа («образ и подобие Божие») они совпадают;
§ человек вершит зло не вследствие незнания (как утверждал Платон), а вследствие сознательного выбора между разумом и «склонностью» в пользу «склонности» (когда они не совпадают);
§ разум в человеке ‒ это образ Божий в нём;
§ воля человека неотделима от его разума;
§ разум существует только ради воли («…всякое размышление происходит ради действия»).
Григорий Палома(1296-1359)
§ Первая триада в защиту безмолствующих
§ Вторая триада в защиту безмолствующих
Идеи
§ Защита исихазм(безмолвная умная молитва)
§ Возможность познания бога в опыте благодатного богаобщения , в процессе которого человеческий разум переустраивается на основе божественной благодати
§ Выдвижение тезиса – тело орудие души
«Наша душа –это единое многоспособная сила, которая пользуется телом как своим орудием »
§ Тезис о сверхприродных способностях человека , которые открываются в процессе богаобщения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|