Внешняя среда предприятия
Рынок. Виды рынка, функции рынка
Рынок-место встречи спроса и предложения, где происходят выявления степени соответствия характеристик произведенного продукта общественной потребности в нем ,осуществляется сравнение конкурентно способности данного товара к конкурентно способности товара конкурента.
Рынок-это сфера обмена товаров, услуг, собственности.
Рынок- это все покупатели данного товара
Рынок образуют все потребители с определенными нуждами и потребностями
Виды рынка:
1)товаров и услуг
2)финансовый
3)земельных ресурсов
4)средств производства
Все элементы рынка не одинаковы по своему значению, но без их развития не имеют силы отношении обмена.
Функции рынка:
1)информационная
2)посредническая
3)ценообразующая функция
4)регулирующая
5) Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Рыночные отношения складываются и существуют и зависят от института собственности.Право собственности играет важную роль.
ПРОП. Производство , Распределение, Обмен, Потребление
Предприятие, его сущность и виды.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли
В силу обособленности предприятия самостоятельны:
в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);
в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);
в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).
Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного развития экономики страны.
Виды предприятий в соответствии с формами собственности:
индивидуальное(на основе личной собственности и труде физического лица);
частное (на основе собственности физического лица с правом найма рабочих);
коллективное (на основе собственности трудового коллектива);
государственное (является собственностью государства);
совместное(на основе объединения имущества разных собственников).
В зависимости от вида деятельности предприятия могут быть промышленными, строительными, угледобывающими, химическими, торговыми и т.д
В соответствии с критерием численности занятых выделяют:
малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек)зационно оно является производственной единицей
3. По структуре:
Узкоспециализированные
(изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства -> электростанции, машиностроение)
Многопрофильные
(выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения)
Комбинированные
(один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии последовательно или параллельно превращаются в другой вид сырья или продукции)
По цели:
Коммерческие
§ (основная цель деятельности - извлечение прибыли, главный источник - предпринимательство) Хозяйственное товарищество Полное товарищество Товарищество на вере (коммандитное) Хозяйственное общество, Акционерное общество, Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Производственный кооператив Унитарное предприятие
НекоммерческиеАссоциация и союз, Общественное объединение, фонд, учреждение
(главная цель - оказание услуг, предпринимательство осуществляется лишь в той степени, в которой оно служит достижению установленной цели)
Организационно правовые формы предприятия
Товарищества
(коммерческие организации, основанные на долевой/паевой собственности и солидарной/субсидиарной ответственности)
Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
ООО Общество с ограниченной ответственностью
(предприятие, созданное на основе средств учредителей, и отвечающее по долгам только уставным имуществом) Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов
О́бщество с дополни́тельной отве́тственностью —Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Акционерное общество
(коммерческая организация, капитал которой формируется путем выпуска и продажи акций) Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций
Производственные кооперативыЧлены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность
(предприятия, созданные на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц, с целью осуществления совместной деятельности)
Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия
Фонды
(создаются на основе добровольных взносов, для реализации общественно - полезных целей гражданами и юридическими лицами)
Внешняя среда предприятия
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений
Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других
Внешняя среда обладает определённой сложностью.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если на организацию давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии политических «лобби» и замедленном изменении технологии
Подвижность среды - это скорость с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. Как уже указывалось нами выше, к ней относятся:
§ поставщики материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
§ государственные органы и законы;
§ потребители (частные лица и компании, государственные органы);
§ конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
6. Методы анализа внешней среды.
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
· Где сейчас находится организация?
· Где, по мнению высшего, руководства, должна находиться организация в будущем?
· Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны),opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
7. Механизм взаимоотношений товаропроизводителей, коммерческих посредников и потребителей на рынке.
Государство формирует отношения
Механизм взаимоотношений- широкое понимание хоз-х связей между субъектами экономии страны. *это экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и иные отношения, складывающиеся между потребителями и поставщиками. В процессе доведения товаров от производителя, непосредственно до потребителя.
Необходимыми условиями осущес
1)развитие собственности и равноправие всех её видов, при которых обеспечивалось бы относительная экономическая обособленность товаропроизводителей, располога
2)недопустимость(административного) вмешательства гос-ва и органов управления в хоз-ю и предпринимат-ю деят-сть, независимо от форм ,деят-сти и хоз-ва
3)Широкая конкуренция, повышение
4)рыночное ценообразование
5)демонополизация
7)существование возможностей и условий для свободного и быстрого утверждения на рынке новых предприятий
8)наличие надлежащей инфраструктуры рынка, обеспечивающей взаимодействие между субъектами рыночных отношений
9)правовое обеспечение рыночных отношений и рыночного механизма
Выполнение всех этих условий обеспечивает система хозяйв-х связей,это важнейшая составная часть хоз-ого механизма, представляющая совокупность форм, методов и рычагов, взаимодействие предприятий, отраслей инародого хозяйста, с подребителями продукции. Система хоз-х связей реализуется через договорные отношения,которая возникает между субъектами хозяйства
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|