Сделай Сам Свою Работу на 5

Досудебный порядок защиты прав пациента





Основанием применения досудебного порядка рассмотрения споров является факт нарушения прав пациента, причинения ущерба жизни и здоровью, сопровождаемый требованием пациента к администрации ЛПУ (врачу частной практики, СМО) о добровольном устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи, до передачи дела в суд.

Такое требование оформляется в письменной форме и подписывается пациентом или его законным представителем. Возможно предъявление следующих видов требований (претензий):

— о возмещении морального вреда;

— о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента;

— о возмещении вреда по случаю потери кормильца;

— о возмещении расходов по устранению недостатков медицинской услуги.

Претензия содержит сведения о пациенте (фамилия, имя, отчество, возраст, адрес) и медицинском учреждении (название, адрес). В претензии подробно раскрываются фактические обстоятельства нарушений прав пациента, доказательства, их подтверждающие, обосновывается сумма претензии, указываются требования пациента, перечень прилагаемых документов, иные сведения.



Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку.

Администрация медицинского учреждения должна рассмотреть претензию в месячный срок со дня ее получения, после чего принимается решение, которое оформляется приказом руководителя медицинского учреждения (копия приказа вместе с ответом на претензию направляется пациенту).

Ответ на претензию дается в письменной форме, подписывается руководителем медицинского учреждения или его заместителем. При полном или частичном удовлетворении требований пациента в ответе указываются сумма, сроки и способ удовлетворения. Отказ в удовлетворении требований пациента должен быть мотивирован.

При нарушении прав пациента он может обращаться с жалобой в органы прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) исполнительными органами субъектов Федерации, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.



Жалобы, поступающие в органы прокуратуры, рассматриваются в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на жалобу должен быть в письменной форме и мотивированным, при отказе в удовлетворении жалобы — содержать разъяснения по поводу порядка обжалования принятого решения, права обращения в суд в предусмотренных законом случаях.

Отношения между пациентом и медицинским учреждением по поводу нарушенных прав пациента могут разрешиться и путем мирового соглашения сторон как способа добровольного урегулирования спора сторонами.

При этом сторона, которая обращается в суд (пациент), направляет другой стороне (медицинское учреждение) копию искового заявления, что может побудить ответчика пойти на добровольное урегулирование спорных отношений, не дожидаясь вынесения судебного решения.


22) 4.3. Судебный порядок защиты прав пациента


Судебный порядок урегулирования споров, возникающих в связи с нарушением прав пациентов, применяется при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между СМО и ЛПУ, другими юридическими лицами — участниками ОМС (арбитражные споры), и рассмотрении споров, возникающих между пациентом и лечебным учреждением (гражданские споры).

Заинтересованные лица могут обратиться в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к досудебной процедуре урегулирования споров. Возможно также обращение в суд после предварительного рассмотрения спора в досудебном порядке или в третейском суде, при несогласии одной из сторон с результатами такого рассмотрения.



Систему судов общей юрисдикции составляют суды районные, республиканские, краевые, областные, Москвы, автономной области, автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ высшим судебным органом является Верховный Суд РФ. Организация и деятельность судов общей юрисдикции определяются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и ГПК РФ.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее — ГПК РФ) (ст. 22) споры, возникающие из гражданских правоотношений, если одной из сторон в споре является гражданин, подведомственны общегражданским судам.

Действующее законодательство предусматривает две основные процедуры для защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.

Во-первых, речь идет о производстве, возникающем из административно-правовых отношений. Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба пациента, обращенная к компетентному судебному органу.

Пациент вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, и и общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются определенные сроки, которым придается значение, аналогичное сроку исковой давности. В суд можно обратиться с жалобой в течение трех месяцев со дня, когда пациенту стало известно о нарушении его прав, либо в течение одного месяца со дня получения пациентом письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ. Если установленные сроки были пропущены по причине, признанной судом уважительной, то по решению суда срок подачи жалобы может быть восстановлен.

Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке может быть:

— признание обжалуемого действия (решения) незаконным;

— возложение обязанности удовлетворить требование пациента;

— восстановление нарушенного права;

— привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении действий (бездействии), принятии решений, приведших к нарушению прав пациента;

— отказ в удовлетворении жалобы.

Во-вторых, защита прав пациента может осуществляться в порядке искового производства.

В соответствии с ГПК РФ, п. 2 ст. 17 ЗоЗПП иски предъявляются по выбору потребителя:

— в суд по месту жительства истца (то есть потребителя);

— в суд по месту нахождения ответчика;

— в суд по месту причинения вреда.

При отказе судьи в приеме искового заявления по мотиву неподсудности иска конкретному суду следует получить у судьи письменное определение об этом, которое подлежит обжалованию в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Пациент вправе в принудительном порядке через суд взыскать с виновной стороны убытки, вызванные нарушением его прав, потребовать возмещения вреда, причиненного его здоровью, а также получить компенсацию за моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями из-за неправомерного поведения или действия медицинских работников.

Защитить нарушенные права пациент может самостоятельно или с помощью своего представителя. Самостоятельно защищать свои права могут совершеннолетние и дееспособные граждане-пациенты.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными.

Права и интересы несовершеннолетних моложе 15 лет и недееспособных защищают их законные представители — родители, усыновители или опекуны.

Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со ст. 32 Основ лица старше 15 лет самостоятельно решают вопрос о медицинском вмешательстве и об отказе от него, защиту прав данных лиц при оказании медицинской помощи осуществляют их законные представители — родители, усыновители, попечители.

Граждане могут защищать свои права лично (самостоятельно обращаться с жалобой в ЛПУ, органы управления здравоохранением, в суд) или через своих представителей. По просьбе гражданина представлять его интересы в отношениях с другими субъектами ОМС или в суде могут физические лица, имеющие (адвокаты) либо не имеющие юридического образования, или юридические лица (СМО, комитеты по защите прав потребителей).

Представление интересов пациента или организации (учреждения) в суде осуществляется представителями на основании выданной им доверенности.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенности, выдаваемые гражданами (пациентами), удостоверяются в нотариальном порядке. Доверенности, выдаваемые гражданами (пациентами), могут быть удостоверены также предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором гражданин находится на излечении, соответствующей воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется администрацией соответствующего места заключения.

Судебное разбирательство по иску проводится на основе собранных доказательств. В случае удовлетворения исковых требований пациент может ходатайствовать перед судом о возмещении причиненных убытков в тех случаях, если они не были указаны в исковом заявлении (документально подтвержденные затраты на оплату юриста, заказные письма и др.).

В соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования по возмещению вреда, причиненного здоровью, исковая давность не распространяется, однако ущерб, причиненный гражданину, может быть взыскан не более чем за трехлетний срок с момента предъявления иска. Как указано в пункте 1 статьи 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Застрахованный при обращении в суд обязательно представляет копии следующих документов:

— заявление о том, что он обращался с просьбой выдать копии всех медицинских документов;

— заявление с просьбой о добровольном возмещении причиненного материального ущерба;

— письменный отказ, если таковой будет выдан.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законами о налогах и сборах.

По искам, связанным с нарушением их прав, согласно п. 2 ст. 46, п. 8 ст. 89 ГПК РФ, ст. 17 ЗоЗПП, застрахованные освобождаются от уплаты государственной пошлины. Если судья отказывается принимать исковое заявление без оплаты госпошлины, следует получить об этом письменное определение суда, которое можно обжаловать в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Следует помнить, что гражданин полностью освобожден от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением его прав, т. е. госпошлина не может быть с него взыскана ни при каких обстоятельствах, даже в случае проигрыша дела.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.