Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение декораций и костюма во внешней форме спектакля

 

В течение пьесы Пер Гюнт проделывает путь от 20 летнего юноши до глубокого старца. Для изображения его на эскизе, я выбрала момент, когда он совершает главный драматический поступок, решившись покинуть Сольвейг, тем самым навсегда сохранив себя в ее сердце.

«Такому, как нынче, мне, Праведный Боже,Являться к ней в праздничный вечер негоже».

 

Поэтому в выражение лица Пера присутствует хмурость, не свойственная ему в начале пьесы. Сольвейг я решила изобразить в виде «вечной невесты», кротко ожидающей своего жениха. А Осе - старушкой, опирающейся на кривую трость, символизирующую Пера, ее единственного сына.

Основная конструкция моей пьесы - это мельничное колесо, у меня оно символизирует жизнь главного героя.

С одной стороны, круг – символ вечности, с другой стороны, опираясь народную мудрость, колесо (круг) можно ассоциировать с другими фольклорными образами: «перемелется – мука будет», «кружится, как белка в колесе». И то и другое вполне ложится на образ нашего героя.

В первом действии колесо, качнувшись, начинает медленно кружиться и в течение спектакля то ускоряется, то замедляется, то вращается вспять. В последнем действии, когда Пер возвращается к Сольвейг, колесо останавливается, символизируя его смерть. Я выбрала именно колесо, что бы отобразить бессмысленность блужданий Пера. Он вернулся к тому, с чего начал, а думал, что движется вперед.

В моих декорациях много символичных элементов. Помимо мельничного колеса, на моих эскизах присутствует конструкция из балок, которая то превращается в корабль - символ поиска, странствия, в частности мореплавания (как бытия, стремящегося преодолеть собственные границы, выйти за рамки наличного). Также это символ прибежища в бурных водах, подобно острову и Ноеву ковчегу, и образ спасения. Так, например, в христианской символике церковь уподобляется кораблю.

Корабль в некоторых действиях превращается в гору из балок, которая олицетворяет идею духовного возвышения, по которой Сольвейг торопилась к любимому и с которой Пер катится вниз.



Работая над эскизами я стремилась придумать трансформирующуюся конструкцию, а не решать декорации на кругу или с помощью задников. На мой взгляд это лучше передает образ пьесы, где одни грезы Пера трансформируются в другие. Ведь Пер не развивается, не движется в перед, а лишь тонет в своих фантазиях, теряя тем самым самого себя. И хотя герой пытается бежать от своих ошибок, в каждом действии в декорациях остаются отголоски минувших событий.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Краткие сведения об авторе пьесы и его времени

Генрих Юхан Ибсен

Родился 20 марта 1828 в небольшом норвежском городе Шиене в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился, и положение семьи переменилось. Резкий переход в социальные низы стал тяжелой психологической травмой для мальчика, и это, так или иначе, отразилось в его дальнейшем творчестве. С 15 лет юноша был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь — в 1843 уехал в крохотный городишко Гримстад, где устроился на работу учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь социального изгоя заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы на добропорядочных буржуа Гримстада, рисует карикатуры. Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка.

Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу «Катилина» (1849), проникнутую тираноборческими мотивами. Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой. В 1850 уезжает в столицу Христианию (с 1924 — Осло). Его цель — поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой — рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». И продолжает писать пьесы: «Богатырский курган» (1850, начата еще в Гримстаде), «Норма, или Любовь политика» (1851), «Иванова ночь» (1852). В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии.

Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту он оставался до 1857. Это событие можно считать ключевым в жизни Ибсена. И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене. Практическое изучение театра «изнутри» помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит — способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854), «Пир в Сульхауге» (1855), «Улаф Лильекранс» (1856). В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад. Эти пьесы особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли определенную роль в профессиональном становлении молодого автора.

В 1857-1862 Ибсен возглавил Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой он продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления (труппа этого театра состояла из датских актеров, а спектакли шли на датском языке). Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке. Эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при активном участии самого Ибсена.

В это же время он написал пьесы «Воители в Хельгеланде» (1857), «Комедия любви» (1862), «Борьба за престол» (1863); а также поэму «На высотах» (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей — пьесы «Бранд» (1865).

Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией. Главной из них была проблема материального достатка (тем более что в 1858 он женился, а в 1859 в семье появился сын) и достойного социального положения. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью.

И еще один немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины. Из-за начавшихся на Ибсена гонений, после написания им пьесы «Комедия любви», в которой он высмеивает буржуазные представления о любви и браке, драматург вынужден покинуть Норвегию. В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт — «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1866). Они стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики (именно в этом аспекте преимущественно рассматривают все его дальнейшее творчество). Это «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка»(1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «ГеддаГаблер» (1890), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриель Боркман» (1896). Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. Символисты и философы же (А.Блок, Н.Бердяев и др.) гораздо больше, наряду с «Брандом» и «Пером Гюнтом», — ценили символистские пьесы Ибсена: дилогию «Кесарь и Галилеянин» (Отступничество Цезаря и Император Юлиан; 1873), «Строитель Сольнес» (1892), «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899).

В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия. К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира. Скончался Ибсен 23 мая 1906 в Христиании.

2.Разбор драматургического произведения и его идейное содержание

Вопрос, что такое «быть собой», - это главная тема пьесы. И, в конце, на него даётся простой и исчерпывающий ответ:

«Быть собой — это значит явиться
Тем, что хозяин в тебе явил».

В данном случае, имеется в виду, что нельзя закапывать талант, данный Богом, в землю. У Пера был несомненный поэтический талант, но он его не развил.

«Пер Гюнт – архетипичен и неисчерпаемо многолик, как все люди вместе, как всё человечество. Конечно, у него нет одной константной личности, зато он таит в себе бесконечные возможности перевоплощения и экспериментального проживания «в шкуре» кого угодно. И в каждом воплощении он находится под благодетельной защитой милосердного Бога.»3

«Осе – старуха (душою девочка) передает эстафету воздействия на судьбу сына его идеальной возлюбленной – юной Сольвейг, мудрой душою, и так же девически прекрасной в старости. Они воплощают любовь как немеркнущий свет (пусть Осе покинула белый свет, а старая Сольвейг слепа), любовь как нетленную надежду на то, что человеку по силам вынести бремя жизни. Их любовь оберегает, лелеет, прощает, не столько взыскует мужественности, сколько примиряется с несовершенством, быть может ею же и взлелеянным.»4

Пер всегда находится под покровительством вечной женственности. В конце битвы с троллями он кричит: «Спаси меня мать!». А после этого — разговор с Великой Кривой, размытым бесформенным голосом из мрака, заканчивается словами Кривой: «Хранят его женщины; сладить с ним — трудное дело».

Кривая ― это как раз символ «лени», «страха», «бездеятельности» Пера («Великая кривая побеждает без боя», «Великая кривая ждёт побед от покоя»).

Через Ибсена ключом била мифология. Он писал об упадке, в котором оказалась современная ему Норвегия, об обмельчавших норвежцах (так частенько трактуют «Пера Гюнта» и другие ибсеновские тексты).

3.Связь оформления с жанром спектакля,



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.