Сделай Сам Свою Работу на 5

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ





Контрольные вопросы и задания

1. Что такое конфликт? Перечислите и охарактеризуйте основные структурные элементы конфликта.

2. Что такое конфликтогены?

3. Перечислите и охарактеризуйте основные функции конфликта.

4. Перечислите и охарактеризуйте известные вам классификации конфликтов

5. Перечислите основные стадии конфликта.

6. Перечислите и охарактеризуйте стили поведения в конфликтной ситуации.

7. Приведите примеры использования разных стилей разрешения конфликта.

8. Охарактеризуйте принципы управления конфликтом.

 

I. Заполните пробелы

1. … – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.

2. … функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях морали, дисциплины.

3. Для стиля … характерно то, что человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта.

4. Следуя стилю …, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны.



II. Верно или неверно?

1. Диагностическая функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов.

2. В динамике конфликта основныестадии:возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание участниками существования конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта.

3.Стиль приспособления предпочтителен, когда исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы.

4. Подчеркивание различий между собой и партнером снижает напряжение в общении.

5. Проявление интереса к проблемам партнера повышают напряжение в общении.

III. Выберите верный вариант ответа

1. Укажите признаки деструктивного конфликта (возможно несколько вариантов ответа)

а) творческий подъём

б) расширение конфликта

в) эскалация конфликта

г) сотрудничество

д) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта

2. Установите соответствие между видами конфликтов и основаниями классификации

1) недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.



2) управленческие, производственные, экономические, творческие и другие конфликты.

3)межличностные, межгрупповые (социальные), внутриличностные конфликты.

а) в зависимости от остроты противоречий

б) по проблемно-деятельному признаку

в) по степени вовлеченности людей в конфликт

3. «Взаимные уступки» характерны для такого стили поведения в конфликтной ситуации, как

а) сотрудничество

б) конкуренция

в) компромисс

г) уклонение

д) приспособление

 

Тематика докладов и рефератов

1. Стресс и аффект в конфликтной ситуации.

2. Толерантность в конфликтах.

3. Классификации конфликтов.

4. Управление конфликтами.

5. Внутриличностные конфликты.

6. Конфликты в медицинской практике.

7. Пути преодоления и профилактики конфликтов в медицинской практике.

8. Поведенческие типы участников конфликта в медицинской практике: деструктивный, конформный и конструктивный типы

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполните упражнения

«Конфликтогены»

Конфликтогены – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.

Участники упражнения придумывают примеры и вспоминают известные им ситуации, где использование следующих конфликтогенов привело к конфликту:

· Незаслуженные и унизительные упреки.

· Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

· Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.

· Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.



· Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.

· Неуместная ирония, сарказм.

· Ругательства, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».

«Разногласие»

В качестве основы для упражнения может послужить ситуация конфликта из художественной литературы или фильма, телепередачи, реальная жизненная ситуация. Два добровольца в присутствии класса играют роли выбранных персонажей, демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом.

Ситуационный тренинг

Участники игры: «главный врач» и «три заведующих отделениями». «За­ведующие» по очереди должны убедить «главного» установить вновь поступившее дорогостоящее оборудование в их отделении. Выслушав их аргументы, «главный» собирает всех на совещание и принимает реше­ние.

Остальные студенты выступают в роли экспертов.

1-я группа – анализ стратегий по Томасу-Килмену;

2-я использование вербальных и невербальных средств коммуни­кации участниками игры;

3-я группа анализ этапов развития и разрешения конфликта;

Возможные этапы развития конфликта

1. Усиление состава участников конфликта (введение все более активных сил и накопление опыта борьбы).

2. Углубление первичной проблемной ситуации и появление но­вых проблем.

3. Повышение конфликтной активности участников, ужесточение конфликта, вовлечение в конфликт новых сил.

4. Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия (может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние).

5. Изменение отношения к конфликтной ситуации и конфликту в целом.

«Стили поведения»

Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех карточек, предложенных ведущим, достается одна с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.

Содержание текстов на карточках:

Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть».

Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

В течение 15 – 20 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения.

После показанной сцены вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия «девизу» и заявленному стилю. При несоответствии показанного в сцене заданию, группа и ведущий вносят в него коррективы, «на ходу» разыгрывая другой вариант. Затем проходит обсуждение увиденного.

Ролевая игра «Конфликты»

Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами участники игры. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций

1. Ты договорился (-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький (ая) еще!»

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ни чего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.