Сделай Сам Свою Работу на 5

Этические проблемы профессиональной деятельности врача-стоматолога.





1. Актуальность темы: продиктована спецификой нравственных проблем, возникающих в профессиональной деятельности врача-стоматолога и способствует выработке нравственных ориентиров личности, активной жизненной позиции, задает широкую перспективу при решении профессиональных задач.

2. Цель изучения темы:Формирование представлений о профессиональной этике и этических проблемах в области стоматологии.

После изучения темы студенты должны:

· знать основные этические термины и понятия;

· знать основные этические и нравственные аспекты деятельности медицинских, стоматологических работников;

· иметь представление о корпоративной этике и публичном поведении врача стоматолога;

· иметь представление о взаимосвязи профессиональной этики и пластической и реконструктивной хирургии головы и шеи, гендерной инженерии в стоматологии;

· уметь использовать методы и приемы анализа этических проблем в стоматологии;

· уметь анализировать и оценивать качество медицинской и стоматологической помощи;

· уметь аргументированно отстаивать свою научную и врачебную позицию, вести конструктивный диалог, осуществляемый в стиле объективных доказательств, опровержений и субъективных фактов.



 

3. В результате изучения данной темы студенты должны овладеть следующими общекультурными компетенциями (или частью компетенций) (ОК): ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

4. План изучения темы:

1. Этические и нравственные аспекты деятельности медицинского, стоматологического работника.

2. Профессиональная этика и стандарты (компромисс знаний и реальности).

3. Понятие ятрогении. Врачебные ошибки как проблема профессиональной медицинской этики.

4. Компромисс здоровья и красоты. Пластическая и реконструктивная хирургия головы и шеи.

5. Этика в гендерной инженерии (использование стволовых клеток в стоматологии).

6. Этические проблемы эстетической стоматологии.

5. Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Каким образом происходит формирование здравоохранительных установок?

2. Каковы причины повышения количества медицинских ошибок в стоматологии?

3. Считаете ли вы ятрогенные заболевания результатом нарушений норм профессиональной морали?



4. Выделите причины повышения количества ятрогенных заболеваний в стоматологии?

5. В чем заключается компромисс здоровья и красоты в стоматологии?

6. Охарактеризуйте проблему использования гендерной инженерии в стоматологии?

7. Какова роль эстетической стоматологии в современной медицине?

8. Какие этические проблемы порождает эстетическая стоматология?

Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки.

Студенты должны самостоятельно написать эссе по любой проблеме этики в стоматологии.

Занятие 8.

Профессиональная этика и этикет

1. Актуальность темы: продиктована необходимостью усвоения современных этических знаний и умений в условиях развития современного российского и международного сообщества, где отводится огромная роль профессиональной коммуникации в высоко информационном обществе.

2. Цель изучения темы: показать значение личности врача, его внешнего вида и моральных установок в формировании взаимоотношений с пациентом, помочь овладеть необходимыми знаниями для формирования высоконравственной культуры в профессиональной сфере.

После изучения темы студенты должны:

· знать основные этические термины и понятия;

· иметь представление о роли этикета в обществе и профессии врача – стоматолога;

· понимать суть этикета делового общения, речевого этикета и этикета профессиональных мероприятий в стоматологии;

· понимать значение культурного контекста в формировании корпоративной культуры общения;

· уметь пользоваться всеми доступными информационными ресурсами: учебной, научной, научно – популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.



3. В результате изучения данной темы студенты должны овладеть следующими общекультурными компетенциями (или частью компетенций) (ОК): ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

4. План изучения темы:

1. Психологические особенности оказания медицинской помощи в стоматологии.

2. Специфика реализации основных моделей отношений «врач–пациент» в стоматологии.

3. Рынок медицинских услуг и взаимоотношения врач–пациент.

4. Роль этикета в обществе и профессии врача-стоматолога: этикет делового общения, речевой этикет, этикет мероприятий.

5. Этика в детской стоматологии.

5. Вопросы для самоконтроля знаний студентов:

1. Выделите основные понятия и сущность этикета в профессии врача – стоматолога?

2. Назовите психологические особенности оказания медицинской помощи в стоматологии?

3. В чем специфика реализации основных моделей отношений «врач–пациент» в стоматологии?

4. Как влияет широкий рынок услуг в стоматологии на взаимоотношения «врач-пациент».

5. Какова роль норм этикета в жизни общества? Нужен ли этикет в профессиональной сфере?

6. Каким образом происходит историческая трансформация норм этикета?

7. Каковы основные причины формирования нового этоса медицины в современный условиях?

8. Какую роль играет этика?

9. Какова роль речевого этике в профессиональной деятельности врача?

10. Каким образом формируется этикет мероприятий?

11. В чем особенность этики в детской стоматологии?

Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки.

Студенты должны самостоятельно составить памятку «Этикет врача стоматолога».

Занятие 9.

Итог II «Этические проблемы современной стоматологии»

1. Целью занятия является контроль усвоения знаний студентов по основным вопросам первого раздела «Этические проблемы современной стоматологии». Итоговое занятие проводится в письменной форме и включает в себя контроль усвоения знаний студентами по следующим темам:

Тема 6. Этические подходы и деонтология в стоматологии.

Тема 7. Этические проблемы профессиональной деятельности врача-стоматолога.

Тема 8. Профессиональная этика и этикет.

2. В результате изучения первого раздела «Теоретические основы биоэтики» студенты должны овладеть следующими общекультурными компетенциями (или частью компетенций) (ОК): ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

Перечень образовательных технологий, методы и средства обучения, контроля

Традиционные образовательные технологии:традиционный семинар.

Методы и средства обучения и контроля: письменный опрос; тестирование.

Вопросы для итогового контроля.

1. Основные этические подходы в биоэтике: принципипализм, утилитаризм, консеквенциализм.

2. Деонтология и личностный подход в стоматологии.

3. Деонтология и малая психотерапия в стоматологии.

4. Деонтология в системе предупреждения конфликтных ситуаций в стоматологической практике.

5. Факторы, влияющие на адаптацию пациентов этическим подходам в стоматологии.

6. Доконвенциональное, конвенциональное, постконвенциональное моральное сознание в стоматологической практике.

7. Этические и нравственные аспекты деятельности медицинского, стоматологического работника.

8. Профессиональная этика и стандарты (компромисс знаний и реальности).

9. Понятие ятрогении. Врачебные ошибки как проблема профессиональной медицинской этики.

10. Компромисс здоровья и красоты. Пластическая и реконструктивная хирургия головы и шеи.

11. Этика в гендерной инженерии (использование стволовых клеток в стоматологии).

12. Этические проблемы эстетической стоматологии.

13. Психологические особенности оказания медицинской помощи в стоматологии.

14. Специфика реализации основных моделей отношений «врач–пациент» в стоматологии.

15. Рынок медицинских услуг и взаимоотношения врач–пациент.

16. Роль этикета в обществе и профессии врача-стоматолога: этикет делового общения, речевой этикет, этикет мероприятий.

17. Этика в детской стоматологии.

 

Занятие 10.

Зачетное занятие.

 

Вопросы к зачету по этике в стоматологии

1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».

2. Термины «этика», «мораль», «нравственность» и их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

3. Правильность поступка как практический результат этического знания.

4. Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.

5. Мораль и нравственность: подходы к дифференцированию.

6. Проблема правильного понимания счастья в концепции Аристотеля. Связь счастья и добродетели. (Аристотель « Никомахова Этика» книга 1)

7. Аутаркия (автаркия) киников как условия счастья. (Антология кинизма)

8. Стоицизм как этическое учение. (фатализм стоиков, апатия – преодоление аффектов и любовь к судьбе как условие счастья.)

9. Этическое учение эпикурейцев. (Эпикур «Главные мыли»)

10. Идея Бога как нравственного идеала в книгах Ветхого и Нового Завета.

11. Любовь как универсальный принцип морали в христианской этической концепции.

12. Основные характеристики военно–феодального этоса. Идея чести, доблести и служения.

13. Идея подчинения морали религии в трудах Августина Блаженного Фомы Аквинского.

14. Особенности гуманистической этики эпохи Возрождения.

15. Концепция гармоничного и всестороннего развития человека в эпоху Возрождения.

16. Этические учения социалистов – утопистов (Т. Мора, Т. Кампанелла).

17. Этика протестантизма (индивидуальность спасения, изменения отношения к практической деятельности).

18. Учение И. Канта о категорическом императиве (три практических принципа категорического императива, виды императивов).

19. Этика утилитаризма И. Бентама и Дж. Милля.

20. «Имморализм» Ф. Ницше.

21. Цель и смысл человеческого бытия в этике В. Соловьева и Н. Бердяева.

22. Экзистенциальная этика Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера.

23. Этическая концепция благоговения перед жизнью А. Швейцера.

24. Основные этические подходы в биоэтике: принципипализм, утилитаризм, консеквенциализм.

25. Деонтология и личностный подход в стоматологии.

26. Деонтология и малая психотерапия в стоматологии.

27. Деонтология в системе предупреждения конфликтных ситуаций в стоматологической практике.

28. Факторы, влияющие на адаптацию пациентов этическим подходам в стоматологии.

29. Доконвенциональное, конвенциональное, постконвенциональное моральное сознание в стоматологической практике.

30. Этические и нравственные аспекты деятельности медицинского, стоматологического работника.

31. Профессиональная этика и стандарты (компромисс знаний и реальности).

32. Понятие ятрогении. Врачебные ошибки как проблема профессиональной медицинской этики.

33. Компромисс здоровья и красоты. Пластическая и реконструктивная хирургия головы и шеи.

34. Этика в гендерной инженерии (использование стволовых клеток в стоматологии).

35. Этические проблемы эстетической стоматологии.

36. Психологические особенности оказания медицинской помощи в стоматологии.

37. Специфика реализации основных моделей отношений «врач–пациент» в стоматологии.

38. Рынок медицинских услуг и взаимоотношения врач–пациент.

39. Роль этикета в обществе и профессии врача-стоматолога: этикет делового общения, речевой этикет, этикет мероприятий.

40. Этика в детской стоматологии.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

1. Хрусталев, Ю.М. Биоэтика : учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. Образования группы Здравоохранение/ Ю.М.Хрусталев. – М.: Медицина, 2011. - 407 с. Гриф УМО.

б) Дополнительная литература:

1. Асеева, И.А. Биомедицинская этика: учеб.пособие для студентов мед. и фармац. вузов/ И.А.Асеева, В.Е.Никитин; КГМУ, каф. философии. - Курск: КГМУ, 2002. - 94 с. Гриф УМО. Имеется также электронный ресурс.

2. Биоэтика и деонтология в медицинском университете: программа комплексного и поэтапного преподавания на кафедрах и факультетах многопрофильного медицинского вуза / Курский гос. мед.ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; авт.-сост. Е. Г. Гребенщикова, Д. П. Кузнецов, С. П. Щавелев. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008.

3. Иванов, В.Г. Этика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540300 (050300) "Филолог. образование"/ В.Г.Иванов. - СПб.: Питер, 2006. - 168 с. - (Крат.курс). Гриф УМО

4. Кэмпбелл, А. Медицинская этика: учеб.пособие для студентов мед. вузов/ А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс; под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. Гриф УМО

5. Лещинский, Л.А. Медицинская этика и деонтология: учеб. пособие/ Л.А. Лещинский; Ижевск.гос. мед. акад. - 2-е изд.- Ижевск: Экспертиза, 2002. - 116 с. Гриф УМО

6. Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы учеб.пособие для мед. и фармацевт. вузов/ И.В.Силуянова. - М., 1997. - 223 с. Гриф МЗ РФ.

7. Уильямс, Дж.Р. Руководство по медицинской этике: учеб.пособие для студентов мед. вузов/ Дж.Р. Уильямс; под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А. Михайлова; Всемир. мед. ассоц., Рос. мед. о-во. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 126 с.: ил. Гриф УМО

в) Периодические издания (журналы):

1. «Врач»

2. «Вопросы философии»

3. « Общественное здоровье и здравоохранение»

г) Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

1. Биоэтика: учебник для вузов / Под ред. В.П. Лопатина. - 4-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с. Гриф ММА им. И.М. Сеченова.

2. Балалыкин Д.А., Киселёв А.С. История и современные вопросы развития биоэтики: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 144 с. Гриф ММА им. И.М. Сеченова.

3. Философия науки. Философия биологии и медицины: учебное пособие для вузов / В. И. Моисеев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 560 с. Гриф ММА им. И.М. Сеченова.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.