Сделай Сам Свою Работу на 5

Воинская храбрость возбуждается жалованием, славой, почестями и свободой, то есть свободным распоряжением жалованием.





1. Жалование воинам дается деньгами.

2. У римлян некогда давалось и вино, так же как в этом государстве дается ныне вино по праздникам.

3. И соль давали римляне — поэтому всякий солдатский оклад называли «salarium», то есть сольница. И здесь тоже дается соль.

4. Немецкий царь в порубежных крепостях дает помесячно хлебный корм или печеный хлеб. Но много обид терпят бедные воины от начальников, которые дают им такой хлеб, что его и псы не могут есть.

5. Лучше порядок в Сибири, где дается разное зерно, мука, крупа и толокно.

6. Турецкий царь дает своим янычарам ткань, какого цвета кто захочет.

7. Здесь, как и в других странах Европы, государевым телохранителям или стрелецкой страже дается на платье ткань разных цветов для каждого отряда, и называется это «diuisata» — разделение.

8. Здесь и в других странах воинам, сослужившим какую-нибудь особенную службу, даются в подарок шубы, ткани, золото, серебро: золотая цепь, серебряный кубок, золотые копейки и другие жалованные деньги, чеканенные специально для этой цели.

9. Весьма заслуженному, старому и увечному воину назначают пожизненное пропитание: столько-то денег или зерна в год.



10. А весьма заслуженным воинам, неувечным и, способным еще служить, дают письменное обещание милости, то есть обещают им дать первую приказную должность, которая освободится в каком-либо городе или области. Такие (люди] называются здесь «письменными головами».

11. Раненым дают здесь определенный денежный дар для лечения — «поранное».

12. Некоторые короли имеют некие вотчины, которые они раздают родовитым боярам — но только холостым, — именуемым кавалерами, рыцарями и крестоносцами.

13. Лучше делают польские короли, кои раздают такие поместья женатым боярам и называют их старостами.

14. Но нигде на свете нет лучшего и более желанного и полезного для воинов способа вознаграждения, нежели тот, что существует ныне в этом преславном царстве и у турок (а прежде был у римлян): то есть воинам дают боярские поместья и делают их поместными и беспоместными боярами. Беспоместные живут в Сибири и получают государево жалование хлебом и деньгами.

15. Наградой является и выслуга или освобождение от службы. Янычары имеют такую привилегию; тот, кто совершил некое определенное число ратных походов, не должен больше ходить в походы, а лишь служить в царской страже или нести городскую службу в каком-нибудь городе, если только царь особо не прикажет и освобожденным [людям идти] в поход.



16. Древние римляне давали свободу своим верным и заслуженным рабам или холопам и называли их освобожденными.

Немцы некоторых воинов освобождают от [службы в] страже, но в этом нет ничего похвального.

2. Слава и почести воздаются воинам разными способами:

1. Древние римляне давали своим воинам, совершившим знаменитые геройские подвиги, разные венцы: 1. Осадный венец, из цветов, давали тем, кто освобождал других из осады. 2. Гражданский венец, из дубовых листьев, — тому, кто спас в бою сограждан. 3. Крепостной венец, золотой с перьями, — тому, кто первым всходил на [крепостную] стену. 4. Лагерный венец, золотой, зубчатый, — тому, кто первым врывался во вражеский лагерь. 5. Морской венец, золотой с рострами, — тому, кто первым одолевал врага на море. 6. Триумфальный венец, лавровый, а позднее — золотой, [давали] полководцам-триумфаторам. 7. Миртовый венец [давали] во время овации. 8. Оливковый венец — тем, кто устраивал триумф.

2. Те же римляне давали своим отрядам разные почетные имена или названия [в память] славных деяний или [по именам] побежденных народов, как например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, Перунов отряд, отряд победителей, крепкий счастливый отряд, верный упорный отряд.

3. У турок есть отряды, которые имеют особое имя — «янычары» и носят очень удивительные шапки, из-за которых становятся высокомерными и храбрыми и считают себя лучше [всех] иных. Так отряды и строи состязаются друг с другом в доблести.



У валахов и турок имеются «семены». У римлян были триарии и ветераны.

А на Руси немецкие названия «солдаты» и «рейтары» губят весь дух у людей. А если бы имели особые славянские имена, [они] были бы куда страшнее врагам. Например, у турок сами имена «янычары» и «семены» кажутся грозными. Так у нас пищальники могли бы называться «становниками» («бранниками»), а иной строй конников — «хервоями» (вместо «казаков»), и имена эти были бы грозными.

4. Римляне после какой-либо большой победы устраивали своим полководцам чествование, которое называли «триумфом». А на том чествовании полководцы въезжали в город с трубами, со свирелями, со всякими играми и хвалебными возгласами всего войска и города. Но это было до царских времен, при общевладстве, [а при] самовладстве нельзя устраивать таких игрищ.

5. Афиняне тоже во времена общевладства, как и римляне, ставили в честь воевод мраморные столпы с надписями и те столпы назывались «трофеями». Ставили также их статуи, мраморные и медные, и чудесные мраморные гробницы. Венецианцы — делают ныне то же [самое]. И поляки поставили [памятник] немцу Сигизмунду.

6. Неудивительно, что благородные отроки и юноши, читая в книгах похвалу древним славным ратникам, воодушевляются на подвиги. Славный афинский полководец Фемистокл, будучи спрошен, почему он целые ночи бодрствует, отвечал: «Похвалы Мильтиаду не дают мне спать».

У поляков и в иных местах Европы многие боярские семьи очень хвалятся и гордятся тем, что могут показать в печатных летописных книгах какие-либо рассказы о славных делах их предков. А потому и сами они ревностно стараются сохранить в целости славу, оставленную им предками.

Могли бы мы привести множество примеров и подтверждений этого, но вещь сама по себе ясная, не требует доказательств.

7. В древнем Риме боярские сыны не просто переходили из (числа] юношей в категорию воинов, а полководец давал юноше воинский пояс, и было это знаком того, что он уже не мальчик, а воин и всадник римский. У хорватов можно еще слышать такое выражение «пасаны витез» или лучше сказать — «пасаны юнак». Но кем были у хорватов эти опоясанные витязи и как их назначали, я не могу сказать.

8. Немецкие цари и князья ударяют юношу мечом по спине, дают ему в руки меч и бьют по лицу и говорят: «Отныне сноси удары лишь от меня одного и ни от кого иного и оберегай свою честь этим мечом».

9. Некоторые короли и князья раздают своим дворянам почетные прозвища и называют их кавалерами, то есть всадниками такими-то и такими-то. Среди этих прозвищ наиболее почетно имя кавалера золотого руна: так именуются только короли и князья, а дает это суетное имя испанский король. И дается им знак: золотая цепь и на ней золотое руно, чеканенное из золота.

Иные из них именуются мальтийскими рыцарями и крестоносцами и в знак (этого] носят белый крест, нашитый на серый плащ. Но они не могут быть женаты, а все — холостые.

Иные — кавалеры золотых шпор. В знак этого князь дарует им золотые шпоры, и они именуются золотыми кавалерами. Но все эти и многие иные такие же кавалерские выдумки суетны и бесполезны.

У римлян не было определенного обряда для прославления воинов, а делали по-разному в каждом случае. Победителям, заслуженным или отличившимся воинам давали перстни, пояса, ожерелья, различные венки, запястья, медали, плащи, оружие, землю, прозвища и тому подобное. (У Стеуха и Липсия, в статье «произвести в рыцари»). Здесь в России [дают в награду] поместья, должности, серебряные чаши.

10. Украшения из перьев, приделанных к шишакам и к воинским шапкам, известны с незапамятных времен и применялись уже в Троянской войне. Немцы носят страусовые перья, белые и раскрашенные в разные цвета, и вольно носить перья всякому, кто захочет. Хорваты и венгры носят журавлиные перья, также кто захочет. А у турок не положено носить перья никому, кроме самых могучих и уважаемых людей и тех, кто совершил какие-либо геройские подвиги.

По моему мнению, военным людям лучше и пристойнее (носить] журавлиные, нежели страусовые перья. Следовало бы даже приказать, чтобы не было дозволено носить перья никому, кроме тех, кто получит их от бана или от самого царя. Можно было бы также окрашивать перья в разные цвета, чтобы этот носил белое (перо], тот — красное, тот — синее, тот — зеленое; один — одно, другой — два, третий — три (пера]. Например, чтобы войсковой бан носил три белых пера, воевода — два, сотник — одно. А те воины, которые совершили геройские подвиги, носили бы одно или два красных (пера] или красное с белым и так далее, чтобы по перьям (можно было] узнать достоинство человека. Однако на поле боя никому не должно быть дозволено носить перья.

11. У древних римлян был обычай делать шишаки наподобие львов, змей, тигров и волков. И на щитах рисовали тех же зверей: на страх врагам и для возбуждения собственной храбрости.

12. А немецкие короли стали раздавать своим дворянам и воинам вместо даров и привилегий некие символы или картины с символическим значением в память об их верности и доблести и в знак вечной славы им и их потомкам, чтобы отличали их от простого народа. Знаки эти у некоторых народов называются «оружием», ибо короли рисуют свои знаки на щитах и на хоругвях. Поляки называют их немецким словом — «гербы», а мы на своем языке назовем их более правильно — «знаковинами».

Эти знаковины ничего королям не стоят, но подданные их очень ценят, как свидетельства своей храбрости и родовитости, и вырезают их на печатных перстнях, на серебряной посуде и рисуют на своих домах и в других местах.

Следовало бы, право, и в этом царстве раздавать такие знаковины родовитым людям и иным, заслуживающим их (своей] доблестью. Ибо тем самым возвысится их достоинство, и они будут считаться равными с боярами иных королевств, кои презирают их за то, что у них таких знаков нет. А царю-государю от этого тоже будет великая честь, ибо давать такие знаковины есть подлинно королевское дело.

Военачальников и отряды не следует называть по числу (воинов], (то есть] не говорить десятник, пятидесятник, сотня, сотник, тысяцкий, ибо имена эти некрасивы и просты и нет в них того величия, кое необходимо в ратных делах.

Отряды и командиры могут называться так:

войско

громада или шерег, а не полк [и не] легион

ятина, стадина, хоругва

крыло, чело, тыл зброй,прапор

дружина, кердело, рядина

Вообще военачальников надо звать заповедниками. А каждого в отдельности звать так:

Бан, полевой бан (а не генерал и не гетман). Великий воевода

Воевода, а не полковник, не голова, не тысяцкий

Главарь, а не сотник, не ротмистр

Подвоевода, а не лейтенант. Заместитель воеводы

Поручник, а не пятидесятник. Заместитель главаря

Дружинник (вместо десятника), рядинник или рядовник

Писарь, шережник (обозный), странник, громадник, становник, оружейник, оправда, прапорщик — в коннице, хорунжий — в пехоте.

Турецкий (строй) – янычары Венгерский строй – гайдуки

Валашский (строй) – сеймены Становники, а не солдаты, бранники,

стремянные стрельцы

Татарский (строй) – казаки Хервои

Немецкий (строй) –драгуны Трояки, ибо один бьется за двоих, троих

Венгерский (строй) – гусары Строенники

ЧАСТЬ 3. О МУДРОСТИ

Раздел I

[О ТОМ], КАК ХОРОША, ПОЛЕЗНА, ВЫГОДНА И НУЖНА МУДРОСТЬ

1. Бессловесные животные от рождения имеют одежду — шерсть или перья, имеют оружие — рога, зубы, острые когти; знают без учителей те вещи, которые нужны для их существования, и, что самое удивительное, все бессловесные животные умеют плавать. Один лишь человек рождается нагим, безоружным, не умеющим плавать и ни в чем не сведущим. Он не имеет одежды, не имеет оружия, не имеет вещей, нужных для существования, если не добудет их [своим] трудом и потом; он ничего не знает, если не научится.

Однако же человеку от рождения даны два дара, которых лишены бессловесные животные: разум, — чтобы [он] мог научиться мудрости, и руки, — чтобы мог делать мудреные или искусные вещи.

Еще имей в виду, что:

2. Все люди рождаются глупыми, ни в чем не искусными, они медленно растут и еще медленнее становятся разумными. Многие едва лишь на сороковом году жизни и еще намного позднее осматриваются вокруг и начинают понимать, что такое мир и что в нем творится. Большая часть [людей], и едва ли не все [люди], лишь когда состарятся, становятся разумными и узнают, что дотоле проводили жизнь в пороках и в суетных заблуждениях. А когда начинают понимать, как надо было бы жить, тогда жизнь их покидает. Отсюда пошла поговорка: «ищи разум у старцев и мудрость — у седых голов». Отсюда же у старцев возникает желание и слова о том, как бы им хотелось вернуть прежние времена, и как они ненавидят свои прежние стремления и поступки. Так, под Троей тот славный воевода Нестор, что прожил триста лет, говорил: «О, если б Бог вернул мне мои прежние годы». Так, царь Карл V раскаивался в том, что в молодости не пожелал учиться латинскому языку. Так, муж, достойный вечной славы, — Борис Иванович Морозов — некогда сказал: «О, почему я не так молод, чтоб мог чему-нибудь научиться!»

3. Итак, в этом отношении короли ничем не счастливее остальных людей, но, подобно прочим смертным людям, многие короли жили в заблуждениях, в суеверии и в невежестве, о чем они в конце жизни сильно сожалели. Однако скажут, что у королей есть свои советники. Но у них есть (говорим мы) и льстецы, которые внушают им суетные надежды и ложные мнения и побуждают их к алчности, жестокости и безбожию. Поистине у королей нет худших врагов, нежели те [люди], что предлагают им советы и способы обогащения, разоряющие подданных и опустошающие королевство. Да и среди самих советчиков иные льстят и стараются только угождать и потакать [царю], иные — алчны и бездушны и поэтому не могут подать никакого хорошего совета, иные боятся сказать истину, иные же — хорошие люди и искренне заботливы, и хотят подать добрый совет, но не умеют. И поэтому среди живых [людей] мало хороших советников, но, как некто сказал, мертвые советники (то есть книги) — это самые лучшие [и] верные друзья. Ведь книгами не движет ни алчность, ни ненависть, ни любовь, [они] не льстят [и] не боятся поведать истину. Вот поэтому-то с самого порога жизни надо стремиться к мудрости и в течение остальной жизни надо время от времени спрашивать совета и у мертвых советников, кои бы свободно открыли нам истину, чтобы мы знали, как прожить жизнь похвально, во славу Божию и с пользой для нас и для всего нашего народа.

Всяким иным людям полезно учиться мудрости на собственном опыте, и только для верховных правителей это нехорошо и не полезно. Ведь о таком учении говорится в пословице: «На ошибках учатся», а королевские ошибки влекут за собой огромный и неисправимый ущерб для народа. Поэтому королям надо учиться мудрости у хороших учителей, [у] книг и [у] советников, а не на своем опыте.

4. Богатство и сила — вещи ощутимые, все люди видят их [своими] глазами, все трогают руками, и оттого все их знают, и жаждут, и ищут и при этом большей частью — недопущенными способами. А мудрость — незаметна и поэтому для многих остается неизвестной, и вследствие того к ней не стремятся, [ее] не ищут, а многие даже и ненавидят ее. Но нам надо понять, какое благо приносит мудрость, если мы ее познаем, возлюбим и начнем к ней стремиться. Надо, чтобы короли своих подданных [и] родители своих детей наставляли стремиться к мудрости.

5. [Подобно тому], как это выше сказано о храбрости, так и мудрость переходит от народа к народу. Ведь некоторые народы, как, например, египтяне, евреи, греки, были в древности очень сведущи в разных знаниях, а ныне они невежественны. А иные народы (как, например, немцы, французы, итальянцы) были некогда грубыми и дикими, а сейчас они на диво сильны в ремеслах и во всяких науках.

Марк Варрон писал, что промыслы, и искусства, и науки были, дескать, изобретены и развиты у греков не за год и не за короткое время, а за тысячу лет. А Марк Цицерон — римлянин — так пишет о своем народе: «я всегда считал и думал, что наши люди изобретательнее греков, и то, что мы от них взяли, мы исправили и улучшили».

Мы знаем, что за последние века некоторые знаменитые вещи изобретены итальянцами: как, например, колокола, магнитная игла, с которой корабельщики ходят по морю, пение на много голосов. А немцами изобретено книгопечатание, часы, пушки, гравировка на меди и иные вещи. Так пусть же никто не говорит, что нам, славянам, волею небес заказан путь к знаниям и будто бы мы не можем или не должны им учиться. Ведь так же, как и остальные народы не за день и не за год, а постепенно учились друг у друга, так и мы тоже можем научиться, если приложим желание и старание.

6. Более того, мы считаем, что именно сейчас пришло время нашему народу учиться наукам. Ибо в сие время Бог по своему милосердию и щедрости вознес на Руси славу, силу и величие славянского королевства так высоко, что в прошедшие века у нашего народа никогда не бывало столь славного королевства. И у иных народов мы видим, что в то время, когда какое-либо королевство достигало наибольшего своего величия, в то же самое время у этого народа начинали особенно расцветать и науки.

Среди еврейских королей славнейшими были Давид и Соломон, и [именно] во время их правления евреи достигли наибольшего совершенства в искусствах: были у них тогда знаменитые зодчие, кузнецы, музыканты и иные мастера. Сам Давид был отменным музыкантом, а Соломон премудрым философом, обученным самим Богом.

При Александре Греческое королевство было на вершине своей славы: именно в то самое время жили Платон, Аристотель и иные мудрые мужи и многие преискусные ремесленники. Сам Александр был в совершенстве обучен Аристотелем всяким философским наукам и к тому же [был] музыкантом.

Римское царство было сильнее всего при первых царях — Юлии и Августе: и именно в эту пору жили те мужи, которые считаются самыми мудрыми у римлян: такие, как Цицерон, Катон, Виргилий, Сенека и иные, и искуснейшие художники, ваятели и иные мастера. Август очень любил всяких ученых мужей и помогал им. А Юлий и сам был философом, ритором, поэтом и историком или летописцем и среди непрерывных сражений и странствий всегда писал книги, которые славятся и доныне.

Меж христианских королей нет никого славнее Константина. И как раз при нем и при его сыновьях жили те святые отцы, коих считают самыми сведущими в науках. Юлиан Отступник запретил тогда христианам заниматься книжной и философской наукой, но святой Григорий Богослов написал против него обличительные книги.

Карл I был из всех немецких королей самым славным, но немцы в то время были неучеными и неискусными. Однако Карл изо всех сил старался, чтобы немцы научились благородным наукам и исправили и очистили свой язык, и, начав с этого, немцы достигли такой мудрости и славы, в какой [мы] видим их сейчас.

Значит, и нам надо учиться и надеяться, что под благородным правлением благочестивого царя и великого государя Алексея Михайловича мы сможем стереть плесень древней дикости, научиться наукам, завести более похвальные отношения [между людьми] и достичь более счастливого состояния.

7. Среди иноков некого монастыря жил книжный муж, который был готов научить младших братьев греческому книжному языку, чтобы они могли понимать учение святых отцов и сами учиться и учить народ. Но тамошние монахи отвергли Учение, сказав: «не наука, а хлеб нам нужен». Они боялись, как бы младшая братия, став ученой, не снискала бы у людей большего уважения, а старцев этих перестали бы почитать.

Не знаю, кто первый разнес по Руси этот глупый предрассудок, или мудроборческую ересь, говорящую о том, будто богословие, философия и знание языков есть не что иное, как ересь. Но ведь святое писание и отцы учат нас не этому, а совсем противоположному.

8. Рек Господь Соломону: «Проси, чего хочешь, и дам тебе». Соломон попросил мудрости, и Господь сказал ему: «Раз ты просил себе разума, чтобы уметь судить, вот я даю тебе мудрое сердце, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. Я даю тебе и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями всех прошедших времен» (3 кн. Царств, гл. 3; 2 кн. Паралипоменон, гл. 1).

9. В книге Маккавеев сказано так: «И своим благоразумием и твердостью овладели римляне всем краем» (1 кн. Маккавеев, гл. 8).

Римляне расширяли свое государство в несчетных битвах и во множестве кровопролитий. Однако ведь святое писание приписывает их доблести, и победы, и завоевания не оружию, а разуму и терпеливости, не силе, а мудрости. И это не без особых и веских причин, ибо есть чему подивиться в действиях этой Римской республики. Во-первых, римляне заботились о том, чтобы отнюдь ни с кем не затевать рати без причины. Во-вторых, никогда не начинали рати, прежде чем не объявляли о ее причине через гонца. В-третьих, римляне никогда ничем не оскорбили, не обидели и не задержали ни одного неприятельского посла или гонца, даже от тех народов, которые некогда обидели или убили римских послов.

10. Одним словом, святое писание полно похвал мудрости, которую оно всячески славит и превозносит. Ведь сказано так: «Блажен тот, кто обрел мудрость и силен разумом. Лучше обладать мудростью, нежели серебром и златом» (Притчи, гл. 2).

«Мудростью и разумом строится храм. Мудрый муж — могуч, ученый муж — силен и крепок. Ибо войну надо начинать с умом, и победа будет там, где больше рассудка. Мудростью цари царствуют и правители узаконяют правду. Она несет благо и славу, богатство и правду» (Притчи, гл. 8).

«Стремление к мудрости ведет к вечному владычеству. О государи, если вы любите свои престолы и скипетры, возлюбите мудрость, чтобы править вечно. Любите свет мудрости, все вы, обладающие властью над народами» (Кн. премудрости Соломона, гл. 6).

11. Возражение: меж мудрыми возникают ереси, поэтому не надо стремиться к мудрости. Ответ: и среди неученых людей также возникают ереси. Ибо Магомет не был учен и никаких мудрых слов и хитроумных обманов не придумал, а написал в своих книгах крайнюю глупость. И ведь все же он сумел начать и породить самую распространенную на свете ересь.

А разве недавно на Руси ересь не пошла от глупых, безграмотных крестьян, которых мы можем назвать постниками и новыми кафарами, ибо они постятся до смерти и считают себя одних чистыми? И разве нынешний церковный раздор не начался из-за глупых причин? Из-за того, что «срачицу» заменили «саваном», а к «аллилуйе» приписали «слава тебе. Господи» и так далее. Не говорю уже о суеверии, которое немногим лучше ереси и Держится среди неграмотных и неученых людей.

Во-вторых, благодаря мудрости ереси искореняются, а из-за невежества и среди неграмотных людей ереси и суеверия сохраняются вовеки.

В-третьих, ереси возникли не из-за [подлинной] Мудрости, а из-за ложной мудрости, то есть из-за плотских похотей. Святые отцы были мудрыми, и они не зачинали ересей, а, напротив, боролись [с ними] и побеждали их. Арий же и иные зачинщики ереси казались мудрыми, но были глупы. Святая Екатерина была ученой и благодаря учености обратила в веру таких же ученых людей — языческих философов, коим [их] мудрость помогла познать истину.

В-четвертых, огонь, вода и железо убивают множество людей. Однако ведь люди не могут жить без огня, воды и железа, ибо получают от них безмерную пользу. Потому же безмерно необходима людям мудрость. Однако мудрость никого не портит и не вводит в заблуждение, а, напротив, к заблуждениям приводят хитрость и невежество, ибо хитрец может обмануть и соблазнить невежественного человека, а мудрого — не перехитрит. И если бы сам [он] был умен, то не заблуждался бы и не обманывал иных.

Раздел 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.