Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ





 

Прогнозирование новой конкурентоспособной продукции – это систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимых фирмой товаров и услуг.

Выбор перспективной продукции производится с учетом предполагаемых показателей товаров и услуг как потребительского, так и производственного назначения.

В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только вид или тип основных товаров, но и их ассортимент. Товарный ассортимент включает все группы товаров и услуг, которые предлагает фирма. Ассортимент характеризуется шириной или количеством предлагаемых групп товаров, глубиной или числом позиций в каждой ассортиментной группе и сопоставимостью или общностью каналов распределения, групп потребителей, диапазона цен и др. Широкий ассортимент товаров означает возможность диверсификации продукции, ориентацию на различные требования покупателей. Глубокий ассортимент способствует удовлетворению потребностей различных покупательских сегментов по одному товару, максимизации продаж и снижению влияния конкурентов. Однако чрезмерная специализация производства, как свидетельствует американский опыт, может сделать фирму уязвимой перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что упор делается на ограниченный ассортимент товаров. Поэтому следует предусматривать достижение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции на каждом предприятии.



Конкурентоспособность товаров определяется совокупностью их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и получаемых доходов. Важнейшими показателями конкурентоспособности продукции являются: технический уровень и качество, ресурсоемкость и долговечность, экономичность и эстетичность и др. Обязательными компонентами конкурентоспособности служат экономические и неценовые факторы. К экономическим относятся такие стоимостные показатели, как издержки и цена продукции, затраты на ее эксплуатацию и утилизацию и др. К неценовым характеристикам товара можно отнести: условия платежа и сервиса, уровень снабженческо-сбытовых услуг, деловую репутацию, имидж фирмы, рекламу и пропаганду товара и др. Конкурентоспособность продукции оказывает заметное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия.



Прогнозирование производства новых товаров означает сопоставление предложений предприятия с сегодняшним восприятием и будущими желаниями потребителей, уровнем конкуренции и качеством продукции других производителей, возможными изменениями во внешней и внутренней среде.

Восприятия потребителей – это те представления, которые они имеют в настоящее время о продуктах фирмы и ее конкурентов.

Желания потребителей относятся к параметрам продукции, которые покупатели хотели бы видеть в будущем у планируемых к выпуску товаров в соответствии с их идеальными представлениями.

Конкурентное положение продукции определяется тем, как потребители воспринимают фирму относительно ее конкурентов.

В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта. При планировании необходимо различать в каждом цикле несколько этаповжизни товаров: внедрение, рост, зрелость, спад.

На этапе внедрения создается рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны, качества, конкурентоспособности, цены продукции и многих других ее показателей, определяющих желание покупателей приобрести данный товар. На этом этапе обычно возникают большие издержки производства, и доля прибыли получается незначительной или даже бывает отрицательной.



На стадии роста расширяется сбыт товара и возрастает прибыль от его продажи. Осуществляются необходимые модификации базовой модели продукта, разрабатывается планируемый диапазон цен, используется массовая реклама.

На этапе зрелости сохраняются отличительные преимущества и стабилизируется объем продаж. В конце этой стадии происходит насыщение рынка данным товаром, возрастает конкуренция и снижается спрос. В результате сокращается как общая, так и удельная прибыль.

На этапе спада снижается количество продаж товаров и величина доходов. Сокращается объем производства данного товара, а затем вообще прекращается выпуск этой продукции.

Таким образом, прогнозирование конкурентоспособной продукции это процесс разработки новых товаров, планирования и управления растущими и зрелыми продуктами на протяжении всего их жизненного цикла и прекращения выпуска нежелательных товаров.Процесс перспективного планирования новой конкурентоспособной продукции включает семь основных этапов: от генерации идеи до ее коммерческой реализации.

 

 

В процессе прогнозирования новой продукции могут быть использованы различные методы:

экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов-экспертов или экономистов-менеджеров различных уровней управления;

экстраполяция, или статистические оценки, основанные на аналитической обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлый период и распространении обнаруженных тенденций его развития на будущее время;

моделирование, или экономико-математические методы, предусматривающие создание технических, структурных либо математических моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии как с внутренними, так и с окружающими факторами.

В последнее время долгосрочное планирование конкурентоспособной продукции ведется на наших предприятиях по двум направлениям:

1) создание и освоение производства новых изделий;

2) улучшение показателей качества выпускаемых товаров.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

В рыночных отношениях потребность персонала на различных предприятиях или фирмах определяется величиной спроса на изго­товляемую ими продукцию, производимые работы и оказываемые услуги. Спрос на трудовые ресурсы является в условиях рынка произ­водным от готовых товаров и услуг, которые выполняются с помощью данных человеческих ресурсов. Как на действующих предприятиях, так и на проектируемых и вновь создаваемых фирмах годовые объе­мы спроса на производство продукции должны служить основой рас­чета потребности всех категорий работников.

Производный характер спроса на трудовые ресурсы означает, что при заданных объемах производства устойчивость величины спроса или потребности в соответствующей категории работников будет в основном зависеть от производительности или трудовой их отдачи в ходе создания товара, а также от рыночной стоимости или цены про­изведенной продукции и выполненных услуг. В свою очередь произ­водительность той или иной категории работников во многом опре­деляется не только уровнем их профессиональной квалификации, состоянием трудового потенциала, но и взаимодействием технологии и организации производства.

Персонал предприятия представляет собой совокупность работни­ков определенных категорий и профессий, занятых единой производ­ственной деятельностью, направленной на получение прибыли или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей. В услови­ях рынка необходимый профессионально-квалификационный состав работников каждого предприятия формируется с учетом действующих на рынке труда и производства законов спроса и предложения. Вели­чина рыночного спроса на те или иные виды продукции и услуги слу­жит основой планирования необходимой для их производства потреб­ности рабочей силы, работников соответствующих категорий.

Структура персонала предприятия характеризуется соотношением между отдельными категориями работников. В соответствии с приня­той классификацией работников предприятия возникает необходи­мость планирования потребности персонала по группам и професси­ям. Планирование как важнейшая функция управления персоналом на каждом предприятии включает определение количества и структуры работников, расчет текущей и дополнительной потребности персона­ла, анализ использования кадров, оценку баланса рабочего времени и т.д. При планировании потребности персонала, как правило, исполь­зуются прогрессивные трудовые нормативы, а также балансы рабоче­го времени и фонды времени эффективной работы и др. Например, численность отдельных категорий персонала можно рассчитать по нормам времени, обслуживания, управления, подчиненности и дру­гим нормативным показателям, устанавливающим величину затрат труда на единицу выполняемой работы или услуги. Потребное коли­чество рабочих — наладчиков оборудования рассчитывается на основе соотношения числа обслуживаемых станков к норме времени их об­служивания, число руководителей — по нормам управляемости или подчиненности. На одного мастера — менеджера низшего звена уп­равления в зависимости от условий производства может приходиться от 25 до 50 подчиненных рабочих, на одного руководителя — 10 спе­циалистов и т.д.

Текущая потребность предприятия в основных рабочих определя­ется по нормам трудоемкости продукции. В общем виде годовую потребность рабочих тех или иных профессий, например токарей, можно рассчитать как отношение трудоемкости годовой производст­венной программы выполнения токарных работ к эффективному фонду времени одного рабочего по формуле

где Р — потребная численность рабочих, чел.; Т, — общая (годовая) трудоемкость работ, ч; Фд — годовой эффективный фонд рабочего времени, чел.-ч.

При планировании потребности персонала принято различать ка­лендарный, номинальный и эффективный фонд рабочего времени. Номинальный или расчетный годовой фонд определяется умножением установленного в планируемом году графиком работы предприятия количества рабочих дней на продолжительность ежедневной смены.

В процессе планирования потребности производственных рабо­чих определяется их явочный и списочный состав. В явочный состав входят те рабочие, которые должны являться на работу ежедневно для обеспечения нормального хода производства. В списочный вклю­чаются все рабочие, состоящие в группе промышленно-производственного персонала предприятия, в том числе и находящиеся в отпу­сках, отсутствующие по болезни и др. Списочный состав рабочих в течение года изменяется вследствие текучести кадров.

В ходе планирования численности персонала важнейшее значение имеет установление дополнительной потребности в работниках раз­личных категорий. Она складывается из прироста требуемой числен­ности в связи с расширением объемов производства, а также из воз­мещения выбытия или убыли работников предприятия под влиянием естественных и социальных факторов. На предприятии дополнитель­ную потребность персонала той или иной категории можно наиболее просто представить разностью планируемой (текущей) и фактичес­кой численности:

где Р — дополнительная потребность персонала; Р^ — плановая по­требность персонала; Р. — фактическая численность персонала.

 

 

Планирование производства и сбыта продукции

 

Разработка плана производства и продажи продукции является ведущей задачей планирования. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деятельности, а также главные цели и задачи.

Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов экономических ресурсов.

В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей:

Ø основная цель производственной деятельности организации и ее отдельных подразделений;

Ø объемы и сроки производства с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

Ø расчет производственной мощности предприятия и его подразделений, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства и реализации;

Ø определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы;

Ø распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;

Ø выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей;

Ø обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. Количество разделов или частей плана, а также их название могут быть различными в различных организациях. Также могут различаться методика и порядок планирования.

В комплексном плане производства также предусматриваются источники финансирования отдельных работ и предельно допустимые затраты, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции и ответственность исполнителей по всем видам работ.

По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др.

По длительности периода планирования различают долгосрочные и текущие планы.

Производственная деятельность характеризуется системой показателей, часть из которых начала применяться с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. К числу показателей относятся:

Ø спрос показывает количество продукции, которое потребители хотят и могут приобрести в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях. Спрос определяет то количество продукции, которое может быть реализовано на рынке, а значит, он определяет объемы производства;

Ø предложение показывает, сколько продукции готовы реализовать производители на рынке в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях;

Ø объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой продукции в планируемом периоде. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью;

Ø натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т.д. и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей;

Ø трудовые измерители характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах, нормо-рублях и др. Являются наиболее универсальными и наиболее распространены на производстве;

Ø стоимостные измерители характеризуют объем производства в денежном выражении. Позволяют на единой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Мало эффективны в условиях высокой инфляции;

Ø номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и т.д.;

Ø валовый оборот (ВО) – суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в стоимостном измерении;

Ø внутрифирменный оборот (ВнО)– часть суммарного объема производства, обращающаяся между его цехами и подразделениями;

Ø валовая продукция (ВП) – разность между валовым и внутрифирменным оборотом: ВП = ВО – ВнО;

Ø коэффициент обновляемости продукции – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.

К основным плановым показателям относятся:

¨ Номенклатура;

¨ Ориентировочная сумма капиталовложений;

¨ Ориентировочные сроки исполнения;

¨ Ответственные исполнители;

¨ Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат.

Производственная программа предприятия представляет собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции.

В процессе разработки производственной программы руководство организации должно ориентироваться на выбор таких продуктов, которые принесут производителям максимально лучшие результаты.

Существуют различные методы составления производственной программы. Среди них можно выделить следующие наиболее популярные методы:

Ø Уровневое прогнозирование. Это процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный и минимальный.

Ø Ситуационное планирование. Процесс ситуационного планирования обычно включает следующую последовательность этапов: 1) установление ключевых факторов среды, влияющих на деятельность предприятия; 2) составление нормативного плана, исходящего из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемые результаты; 3) отбор для каждого продукта нескольких определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятных, и составление отдельного плана; 4) определяется ситуация перехода к данному плану, момент переключения с нормального плана на резервный ситуационный.

Ø Линейное программирование. Методы линейного программирования представляют собой последовательность операций, ведущих к оптимальному решению определенного вида задач, в тех случаях, когда оптимум существует. Линейные модели программирования используются, чтобы помочь руководителю в принятии решения в таких областях как распределение ресурсов, проблемы назначения и распределения (работников, операций), проблемы транспортировки, определение производственной мощности и др.

Планирование сбыта продукции. Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимо­связь между процессами производства, распределения и потребления продукции. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели предприятиям-производителям.

Разработка плана продажи (реализации продукции) является за­вершающим этапом составления производственной программы пред­приятия. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит ос­новой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров.

В любом плане продаж, как правило, указывается количество про­дукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализо­ваны в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы.

При неравномерном или нестабильном производстве, подвержен­ном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц.

Показательобъема реализации продукции связывает каждое пред­приятие со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается проданная готовая (товарная) про­дукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции

Совокупный объем продажи продукции в планируемом году опре­деляется по всем видам и срокам поставок продукции, а также усло­виям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями. При планировании годового объема продаж производители должны пре­дусматривать при заключении хозяйственных договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предваритель­ная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиен­тов и т.д.

Планы продажи и производства продукции тесно взаимосвязаны. В условиях рынка план сбыта, составленный на основе портфеля за­казов потребителей, оказывает прямое воздействие и на планирова­ние объемов производства товаров и услуг. Рассмотрим более подроб­но алгоритм составления плана сбыта. В ходе разработки плана продажи на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а так­же основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ре­сурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть дей­ствительно обеспечено в течение рассматриваемого периода.

При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план про­изводства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов.

Второй этап разработки плана продаж предусматривает составле­ние программы движения потоков изделий по всей распределитель­ной логистической сети: от производственных подразделений пред­приятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдель­ных потребителей продукции. Эта стадия сопряжена с планировани­ем потребности в складских помещениях и транспортных средствах. Здесь снова возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения анализа внешних и внутренних возможностей предоставления услуг в данном плановом периоде. При дефиците транспорта и склад­ских помещений, которые должны быть использованы в процессе сбыта продукции, разработчикам плана продаж следует пересматри­вать уже сверстанные программы товародвижения. При этом также не исключается необходимость внесения изменений или корректи­ровки ранее составленного плана производства и реализации продук­ции.

На заключительной стадии разработки плана продаж составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, созда­ются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям.

В процессе выполнения основных стадий разработки плана про­дажи, или сбыта, продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю. В совре­менном маркетинге под планированием товародвижения понимается систематическое принятие планово-управленческих решений в отно­шении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортиров­ку, хранение и совершение сделок.

Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются в зависимости от вида продукции и условий поставки. В России транспортные расходы составляют значительную часть конечной цены продукции и могут достигать 60-70%. При планировании сбыта экономисты-менеджеры долж­ны уметь определять признаки дорогостоящей системы товародвиже­ния и обеспечивать снижение издержек и повышение ее эффективности.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕРСОНАЛА

Важным средством мотивации и стимулирования высокоэффектив­ной трудовой деятельности персонала являются доходы. Они представ­ляют собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работ­никами за предоставление своей рабочей силы.

Структура доходов персонала на отечественных предприятиях оп­ределяется соотношением трех основных составляющих заработной платы: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий.

Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы.

Доплаты и компенсации устанавливаются на возмещение дополнительных за­трат рабочей силы при существующих отклонениях условий труда.

Надбавки и премии предусматриваются для стимулирования высокой творческой активности персонала, повышения качества работы, про­изводительности труда и эффективности производства. Как видно, тарифные ставки выражают цену рабочей силы при нормальных усло­виях ее использования. Доплаты и компенсации учитывают повы­шенные затраты труда, а надбавки и премии предназначаются для стимулирования личных достижений работников.

В любой организации труд, затраченный конкретным исполнителем, может быть выражен количеством отработанного им рабочего време­ни или объемом произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. В зависимости от того в каких экономических по­казателях измеряются затраты или результаты труда, принято разли­чать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала. При повременной оплате величина вознаграждения работника зависит от количества фактически отработанного рабочего времени, а при сдель­ной — от объема выполненных работ и услуг.

Повременная форма оплаты труда подразделяется на две основные системы: простую и премиальную.

Простая повременная система предусматривает вознаграждение работника только в зависимости от продолжительности времени его работы за тот или иной период: час, день, неделю или месяц. При почасовой оплате вознаграждение можно рассчитать ум­ножением часовой тарифной ставки рабочего на количество отрабо­танных часов, при поденной — дневной ставки на число отработанных смен (дней). При помесячной оплате работнику устанавливается твер­дый месячный оклад, выплачиваемый полностью независимо от чис­ла календарных дней в данном месяце. Повременно-премиальная система оплаты труда персонала, кроме тарифной части, включает различные виды премий (за выполнение установленного объема работы в срок и с высоким качеством и др.).

Сдельная форма оплаты труда персонала подразделяется на пять основных систем: прямую, косвенную, премиальную, прогрессивную и аккордную. Прямая сдельная система оплаты труда персонала устанавливает соответствующую зависимость вознаграждения от объема произведен­ной продукции или сделанной работы. Эта система может приме­няться там, где увеличение выпуска продукции зависит в основном от рабочего, где труд исполнителя нормируется, где на первый план выдвигается необходимость расширения производства продукции и услуг. Косвенная сдельная система применяется при вознаграждении тех групп вспомогательных или обслуживающих рабочих, труд которых существенно влияет на результаты основных исполнителей. Сдельно-премиальная система служит основой мотивации работни­ков в улучшении как количественных, так и качественных результа­тов труда. По этой системе в общий доход работника помимо прямой или тарифной оплаты дополнительно включаются премии в размере 20—60% к базовой ставке. Сдельно-прогрессивная система оплаты труда применяется в крайне необходимых условиях, например, для стабилизации производства и расширения выпуска новой конкурентоспособной продукции на ми­ровой рынок. По этой системе труд рабочего в пределах установлен­ной нормы оплачивается по существующим тарифным ставкам, а сверх нее — по повышенным или прогрессивным премиальным по­казателям.

Аккордная система оплаты труда применяется для отдельных групп персонала с целью их мотивации в росте производительности труда, сокращении срока выполнения работ и др.

Планирование фонда оплаты труда на предприятии и расчет сред­немесячной заработной платы отдельных категорий персонала про­изводится после определения требуемой численности работников, трудоемкости выполняемых работ и услуг и других показателей. Об­щий фонд планируемой заработной платы промышленно-производственного персонала определяется в зависимости от существующих на предприятии форм и систем оплаты труда. При этом могут быть использованы как укрупненные, так и уточненные методы расчета.

Годовой фонд заработной платы основных рабочих планируется на основе данных трудоемкости и сложности работ:

где Тдд — трудоемкость годовой производственной программы, ч; Ч — средняя тарифная часовая ставка, руб./ч; Кд — коэффициент (процент) дополнительной оплаты труда с учетом премии рабочим.

Фонд оплаты труда всех категорий персонала может быть рассчи­тан также и по минимуму месячной оплаты, установ. на пла­н. период:

где М^ — действующий минимум оплаты труда; Ч^ — общая числен­ность промышленно-производственного персонала; К^ — средний квалификационный коэффициент работников.

Среднемесячная заработная плата отдельных категорий работни­ков определяется отношением годового фонда оплаты их труда к сред­негодовой численности соответствующего персонала: Зср = Фг / 12 Рср

где Ф — годовой фонд оплаты труда, руб.; Р — среднегодовая чис­ленность работн.

При планировании годового фонда оплаты труда работников не­обходимо также определить сумму налоговых отчислений из фонда заработной платы:

где Ф — фонд налоговых отчислений; Кц — суммарный налоговый коэффициент.

 

Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия

 

Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляют­ся в плане материально-технического обеспечения предприятия. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение про­изводственной программы и эффективность работы данного пред­приятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основа­нием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.

Основными задачами плана материально-технического обес­печения (МТО) являются:

• своевременное и полное удовлетворение потребности пред­приятия в материально-технических ресурсах;

• обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

• минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;

• определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ресурсов;

• определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;

• разработка политики всемерной экономии материальных ре­сурсов, максимального вовлечения в хозяйственных оборот вто­ричного сырья, опережающего развития производства экономич­ных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий;

• создание условий для эффективной деятельности структур­ных подразделений предприятия на принципах полного коммерче­ского расчета и т.д.

При планировании потребности производственных ресурсов, кро­ме мощности и показателей ее использования, определяется также количество необходимых материальных ресурсов. Годовая потреб­ность в основных видах материалов рассчитывается исходя из про­грессивных норм его расхода на единицу продукции и запланирован­ного объема выпуска продукции.

Планирование потребности материальных ресурсов ведется по каж­дому виду, марке и размеру материала для всей номенклатуры про­дукции, работ и услуг, производимых цехом или предприятием. Рас­четы могут выполняться как в натуральных, так и стоимостных изме­рителях. В стоимостном выражении общую потребность предприятия в материальных ресурсах можно определить по формуле

где Рм – годовой расход материальных ресурсов, руб.; п — номенкла­тура выпускаемой продукции; Нр — норма расхода материала на де­таль, кг/шт.; Цм — цена материала, руб./кг; Во — вес (масса) реали­зуемых отходов, руб./кг; Цо — цена реализуемых отходов, руб./кг; Nг. — годовой объем выпуска продукции, шт.

При планировании материальных ресурсов, кроме годовой потреб­ности, устанавливается также величина (норматив) производственных (текущих) запасов материалов. Расчеты можно выполнить одним из двух способов: 1) делением годовой потребности на число поставок материалов в год; 2) умножением среднесуточного расхода материа­лов на норму их запаса (количество дней).

Все полученные расчетно-плановые показатели потребности про­изводственных ресурсов необходимо свести в таблицу.

Коэффициент использования материальных ресурсов определяется отношением веса (массы) детали к весу (массе) заготовки. Получен­ные значения коэффициентов по деталям-представителям характе­ризуют как эффективность применения ресурсов, так и уровень дей­ствующей технологии и квалификации персонала.

План производственной мощности предприятия, содержащий по­казатели развития производственного потенциала и потребности ма­териальных ресурсов, определяет не только плановый объем произ­водства, но и продажи продукции, товаров и услуг на рынке.

Потребность предприятия в материальных ресурсах должна быть обоснована соответствующими расчетами по следующим ви­дам их потребления: основное производство; капитальное строи­тельство; внедрение новой техники и проведение эксперименталь­ных работ; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенно­го производства; создание необходимых материальных запасов.

Потребность основного производства в материалах (сырье) на производственную программу (Мпj ) определяется умножени­ем нормы расхода данного вида материалов на единицу продук­ции ij) и на планируемый объем ее выпуска в данном периоде j):

В зависимости от того, какие нормы применяются для расчета, различают следующие методы расчета потребности в машинно-технических ресурсах: подетальный, поиздельный, по аналогии и по типовым представителям.

 

10. Анализ и оценка качества планов

Анализ и оценка качества планов являются важным условием поставленных в них целей и задач, с точки зрения их реализации и совершенствования. Конечные результаты плановой деятельности во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами:

1) качество составления экономистами-менеджерами первоначальных плановых показателей социально-экономической деятельности предприятия;

2) уровнем выполнения принятых высшим руководством предприятия первоначальных планов всеми категориями персонала.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.