Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровнях. Виды и структура доходов. Основные цели и направления использования финансовых ресурсов.
По ст 5 Конституции РФ признается разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. Исходя из федеративной формы устройства финансов, в РФ выделяют федеральный и региональный уровень.
Существуют две формы организации финансов в РФ:бюджетная и внебюджетная.
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из:
Федеральный Бюджет
Государственные внебюджетные фонды РФ:
• Пенсионный фонд Российской Федерации
• Фонд социального страхования Российской Федерации
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Государственные финансы на региональном уровне состоят из:
Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
· Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Государственные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней и государственные внебюджетные фонды
В зависимости от метода мобилизации выделяют (рекомендовано МВФ):
доходы от взимания обязательных платежей (доходы от уплаты налогов, пошлин, лицензионных и иных сборов, взносов на социальное страхование, штрафов и пени и др.);
доходы от экономической деятельности государства и муниципальных образований (доходы от использования и продажи государственного имущества, оказания государственных услуг на платной основе);
добровольные поступления от органов государственной власти, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, а также физических лиц и организаций.
В зависимости от их экономического содержания (в РФ).
налоговые доходы;
неналоговые доходы;
Безвозмездные поступления из других бюджетов, от субъектов международного права, организаций и граждан.
(По сути, одно и то же эти классификации)
Статистические данные:
Исходя из данных Федерального казначейства по исполнению Федерального бюджета на 2012 год, основную долю составляют налоговые поступления 54%, остальное делится между неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями. Доходы от внешнеэкономической деятельности, которые не являются ни неналоговыми и безвозмездными поступлениями, составляет 39% . Более детально в таблице:
ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2012 ГОДУ
| В% к ДОХ
| ВСЕГО ДОХОДОВ
| 100%
| ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 39%
| НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
| 19%
| НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 18%
| НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 13%
| НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ
| 3%
| ПРОЧЕЕ
| 7%
| Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет поступлений от:
- Федеральных налогов
- Региональных налогов
- Неналоговых доходов
- Безвозмездных поступлений, в т.ч. трансфертов из федерального бюджета
На лекции говорила, что это тоже можно:
Налоговые доходы федерального бюджета, 100% зачисляемые в бюджет (ст.50 БК РФ)
(если надо кратко, то Налог на Прибыль, НДС, Акцизы на табачную продукцию, автомобили и легковые мотоциклы, подакцизным ввозимым товарам, НДПИ в виде углеводородного сырья, водный налог и государственные пошлины)
К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):
– налог на имущество организаций;
– налог на недвижимость;
– дорожный налог;
– транспортный налог;
– налог с продаж;
– налог на игорный бизнес;
– региональные лицензионные сборы.
Основные цели направления расходов по федеральному бюджету на 2012 год
По всем разделам и подразделам
| 100%
| Социальная политика
| 33%
| Национальная оборона
| 14%
| Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
| 13%
| Национальная экономика
| 13%
| Общегосударственные вопросы
| 6%
| Прочие расходы
| 21%
|
Данные Федерального Казначейства
Можно, что социальноориентированное государство, заметить, что низко на экономику, что а-ля свободная
Организационные основы управления финансами. Органы управления государственными финансами в РФ. Их основные функции.
Организац. Основу составляют органы законодательной и исполнительной власти.
Органы законодательной (представительной) власти - Рассматривают и утверждают финансовое законодательство, парламентский контроль
Органы исполнительной власти - Разработка и реализация финансовой политики, разработка и исполнение соответствующего бюджета, управление бюджетными средствами, государственным (муниципальным) долгом, контроль
Основные органы управления гос.финансами в РФ и их функции:
Органы законодательной власти –
· рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, о федеральных внебюджетных фондах, налогового законодательства и т.д.,
· заслушивает отчет Правительства об исполнении федерального бюджета
· создание Счетной палаты РФ
Президент РФ –
· определение целей и задач финансовой политики
· подписание законов
· внесение проектов финансового законодательства
· издание указов
· государственный финансовый контроль
· подотчетна служба по Финансовому мониторингу.
Правительство РФ
Разработка и реализация финансовой политики
· разработка проекта закона о федеральном бюджете и его исполнение
· разработка проектов законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их исполнение
· управление государственным долгом Российской Федерации
Минфин –
· выработка единой финансовой политики
· нормативное регулирование в финансовой сфере
o (бюджет, налоги, страхование, валюта, гос.долг, аудиторская деятельность, операции с драг металлами, таможня, фин политика в области государственной службы)
Министерство финансов Российской Федерации в настоящее время самостоятельно не осуществляет функции по осуществлению финансового контроля. Эти функции закреплены за подведомственными федеральными службами.
Федеральная налоговая служба
· контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах
· контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов
· контроль за производством и оборотом табачной продукции.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
· контроль и надзор за использованием средств фед бюджета и внебюджет фондов, мат. ценностей в фед собственности
· контроль за соблюдением валютного, бюджетного законодательства
· соблюдение законодательства межбюджетных трансфертов и гарантий Прав-ва РФ, бюдж.кредитам и инвестициям
Федеральное казначейство и его территориальных подразделений
· – осуществление учетно-контрольных функций по исполнению федерального бюджета.
· осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
· предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Счетная Палата
· контроль за своевременным исполнением доходов и расходов ФБ и ФВ Фондов
· оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
· осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета,
· проведение комплексных ревизий и тематических проверок;
· осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов;
· проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|